Социальная адаптация как центральная проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная, и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Социальной адаптация в социальной работе 6
1.1. Понятие социальной адаптации 6
1.2. Уровни и виды социальной адаптации 10
1.3. Половозрастная социальная адаптация 18
Глава 2. Особенности социальной адаптации как центральной проблемы социальной работы 24
2.2. Механизм социальной адаптации 24
2.2. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов 27
2.3. Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы 29
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Социальная адаптация как центральная проблема социальной работы.docx

— 78.98 Кб (Скачать файл)

Социальное общение – ведущий механизм социальной адаптации человека, функции которого заключаются в том, чтобы направлять и расширять круг усвоения социальных ценностей при активном взаимодействии с другими индивидами, социальными группами. Социальное общение является не только видом деятельности отдельного человека, но и определенным взаимодействием социального работника со своими клиентами, которое необходимо расширять в системе социальной практики.

Социальное самосознание личности – важнейший фактор механизма социальной адаптации личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Здесь функции социального работника являются во многом психолого-педагогическими, целью которых является формирование у человека норм социального поведения, установок, черт характера и их комплексов, которые в целом приводят к адаптивности. Как отмечает И.А. Савотина, механизмы социальной адаптации личности представляются как целостный процесс деятельности, общения, самосознания в социальной практике индивидов. Это одновременно и многогранный процесс активного развития личности, которое осуществляется в объективно-субъективной форме и в основе его лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также приспособленность личности изменять и качественно преобразовывать собственное «Я» на основе познанных биологических, физиологических и психологических механизмов развития.15

Человек является субъектом социальным, т.е. принадлежит к определенной общественной структуре, которая задает различные формы, виды, стереотипы деятельности. В этом контексте мы рассматриваем социальную адаптацию в следующих ее видах: профессиональная (производственная), бытовая, культурно – досуговая.

В условиях современной трудовой деятельности значение профессиональной адаптации очень велико. Условия труда динамичны, меняются механизмы, способы трудовой деятельности, люди, которые включены в совместную деятельность. Профессиональная адаптация реализуется в ходе трудовой деятельности, развивая такие качества личности, как трудовая активность, инициатива, компетентность, самостоятельность. То есть формируются качества необходимые в новой профессиональной деятельности. Сам процесс профессиональной адаптации в общем виде включает в себя два этапа: подготовительный и непосредственно адаптационный. На подготовительном этапе необходимо учитывать биологические, физиологические и психологические аспекты развития организма, способность его приспосабливаться к новой среде и режиму труда. Важным условием профессиональной адаптации на подготовительном этапе является диагностика способностей к будущей работе. Основной этап профессиональной адаптации начинается непосредственно при включении в трудовую деятельность. В целом профессиональная адаптация является важнейшим фактором социальной адаптации, для которого характерна мобилизация социально-психологических и биофизиологических потенций развития индивида. Роль социального работника в этом случае заключается в создании оптимальных условий для раскрытия этих возможностей человека.

Бытовая адаптация заключается в формировании ряда навыков, установок, привычек и качеств личности, соотносящихся с распорядком, традициями, существующими отношениями между людьми в различных социальных группах и вне сферы отношений, складывающихся с семьей, с родственниками, соседями, знакомыми и т.д.

Культурно-досуговая адаптация предполагает формирование определенных установок и позиций личности, отвечающих признакам и нормам здорового образа жизни, эстетической культуры и спорта, а также других видов образовательно-просветительной и культурно-досуговой деятельности.16

Рассмотрение накопленных к настоящему времени фактов и идей по проблеме социальной адаптации позволяет заключить, что адаптация относится к проблемам, характеризующимся многоаспектностью подходов в ее анализе.

До сих пор не выработано единой теории социально-психологической адаптации личности, которая давала бы ответы на все интересующие нас вопросы. Однако, рассмотренные ведущие идеи адаптации человека, могут являться теоретической основой для практической социальной работы по организации процесса социальной адаптации личности.

Социальная адаптация – процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

Успешная социальная адаптация личности требует не только максимальных затрат духовной энергии индивида, но и хорошо организованной профессиональной работы со стороны социальных служб различного профиля, основной задачей которых, является оказание помощи и поддержки в преодолении жизненных коллизий и трудностей.

 

Заключение

 

 

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой – является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма – необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.

Глубокие духовные, политические и социально-экономические преобразования, характерные для всех сфер жизни современного общества, развитие рынка труда определяют необходимость опережающего развития системы высшего образования на основах гуманизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. На первый план выдвигаются вопросы повышения эффективности высшего профессионального образования с точки зрения своевременного удовлетворения потребностей социума, адекватных происходящим в нём изменениям.

Интенсификация образования диктует необходимость полноценного включения студентов в учебно-воспитательный процесс с первого дня их пребывания в вузе. Начальный период обучения специфичен своей напряжённостью, важностью для личностного и профессионального становления, будущего специалиста. Поэтому естественно то внимание, которое уделяется учёными и педагогами-практиками личности начинающего студента, процессу его вхождения в образовательную среду вуза и адаптации в ней.

Однако в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших курсах осуществляется без учёта специфики ситуации, которая заключается в адаптации студентов к вузовскому обучению. Наиболее типичные их проявления – тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс. Решение этой проблемы, на наш взгляд, неразрывно связано с необходимостью целенаправленно организованного педагогического содействия, выявления педагогических условий, реализация которых позволит оптимизировать процесс адаптации студентов к обучению в вузе.

В науке в настоящее время накоплен значительный фонд знаний, необходимых для постановки и исследования данной проблемы. Как показало изучение научной литературы, адаптация представляет собой целостный биологический, физиологический, психологический, социальный и педагогический процесс, и, в то же время, носит индивидуальный характер, что в значительной мере определяет степень её воздействия на личность студента.

 

 

Список литературы

 

  1. Алексеев, М.Ю. Теория социальной работы / М.Ю. Алексеев. – М.: Экономистъ, 2008. – 345 с.
  2. Андросов, А.М. Социальная адаптация / А.М. Андросов. – М.: Андросов, 2008. – 524 с.
  3. Барышников, Н.П. Теория социальной работы / Н.П. Барышников.– М.: Рилант, 2008. – 360 с.
  4. Богомолов, А.М. Основы социальной работы / А.М. Богомолов. – М.: Приор, 2008. – 489 с.
  5. Борисов, Е.Ф. Социальная адаптация / Е.Ф. Борисов. – М.: Новая волна, 2008. – 320 с.
  6. Вещунова, Н.В. Социальная адаптация / Н.В. Вещунова. – М.: Проспект, 2008. – 688 с.
  7. Владимирова, А.В.  Социальная адаптация / А.В. Владимирова. – М.: Юрист, 2008. – 789с.
  8. Воробьева, А.Д. Социальная работа / А.Д. Воробьева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 567 с.
  9. Глушков, И.Е. Основы социальной работы / И.Е. Глушков. – М.: Экор, 2008. – 432 с.
  10. Ерпылева, Н.Ю. Теория социальной работы / Н.Ю. Ерпылева. – М.: Хозяйство и право, 2008. – 234 c.
  11. Захаров, А.Д. Теория социальной работы /А.Д. Захаров. – М.: Экономистъ, 2008. – 390 с.
  12. Захарьин, В.Р. Теория социальной работы / В.Р. Закарьин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 612 с.
  13. Каляев, К.С. Теория социальной работы / К.С. Каляев. – М.: Бизнес, 2009. – 589 с.
  14. Микульский, К.А. Основы социальной работы / К.А. Микульский. – М.: Экономист, 2008. – 145 с.
  15. Федоров, М.В. Теория социальной работы / М.В. Федоров. – М.: ПАИМС, 2008. – 180 с.

 

 

1 Борисов, Е.Ф. Социальная адаптация / Е.Ф. Борисов. – М.: Новая волна, 2008. – С. 79.

2 Борисов, Е.Ф. Социальная адаптация / Е.Ф. Борисов. – М.: Новая волна, 2008. – С. 58.

3 Воробьева, А.Д. Социальная работа / А.Д. Воробьева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 175.

4 Владимирова, А.В.  Социальная адаптация / А.В. Владимирова. – М.: Юрист, 2008. – С. 317.

5 Андросов, А.М. Социальная адаптация / А.М. Андросов. – М.: Андросов, 2008. – С. 197.

6 Вещунова, Н.В. Социальная адаптация / Н.В. Вещунова. – М.: Проспект, 2008. – С. 179.

7 Микульский, К.А. Основы социальной работы / К.А. Микульский. – М.: Экономист, 2008. – С. 98.

8 Глушков, И.Е. Социальная адаптация личности в коллективе / И.Е. Глушков. – М.: Экор, 2008. – С. 157.

9 Каляев, К.С. Теория социальной работы / К.С. Каляев. – М.: Бизнес, 2009. – С. 217.

10 Ерпылева, Н.Ю. Теория социальной работы / Н.Ю. Ерпылева. – М.: Хозяйство и право, 2008. – С. 98.

11 Богомолов, А.М. Основы социальной работы / А.М. Богомолов. – М.: Приор, 2008. – С. 159.

12 Захарьин, В.Р. Теория социальной работы / В.Р. Закарьин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 157.

13 Федоров, М.В. Теория социальной работы / М.В. Федоров. – М.: ПАИМС, 2008. – С. 69.

14 Барышников, Н.П. Теория социальной работы / Н.П. Барышников.– М.: Рилант, 2008. – С. 177.

15 Захаров, А.Д. Теория социальной работы /А.Д. Захаров. – М.: Экономистъ, 2008. – С. 188.

16 Алексеев, М.Ю. Теория социальной работы / М.Ю. Алексеев. – М.: Экономистъ, 2008. – С. 167.


Информация о работе Социальная адаптация как центральная проблема социальной работы