Социальное партнерство и социология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 15:41, реферат

Описание работы

Социальное партнерство - это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (ст.352 ТК).

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.docx

— 37.44 Кб (Скачать файл)

· На местном уровне - соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы.

Порядок, сроки разработки и заключения соглашений определяются комиссией, формируемой сторонами на равноправной основе из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

Соглашения заключаются в письменной форме, на срок не мене чем на один год и не более чем на три года. Подписывается соглашение на каждой странице уполномоченными представителями.

Подписанные генеральное, тарифное (отраслевое) и местное соглашения подлежат обязательной регистрации соответственно в республиканском органе государственного управления по труду и его местных органах, т.е. в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь и в местных органах по труду Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Содержание соглашений в соответствии со ст. 360 ТК определяется сторонами в пределах их компетенции.

Генеральное соглашение может содержать положения о (об)

1. развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

2. основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;

3. заработной плате работников  организаций, финансируемых из бюджета  и пользующихся государственными  дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;

4. обеспечении занятости;

5. охране окружающей среды;

6. иных трудовых и социально-экономических  условиях.

Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Действие соглашения распространяется на работников, нанимателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.

Изменения и дополнения в соглашения вносятся в том же порядке, какой установлен для его заключения.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также государственными органами надзора и контроля за исполнением законодательства. Контроль за выполнением генерального соглашения осуществляет Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. Исполнение тарифных и местных соглашений контролируется постоянно действующими местными и региональными советами по трудовым и социальным вопросам, которые создаются сторонами этих соглашений.

Ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, стороны несут в соответствии с законодательством, а также коллективным договором, соглашением. Если невыполнение коллективного договора выразилось в нарушении охраны труда, а также в несоблюдении нормативной части договора, то виновные должностные лица могут быть подвергнуты административной ответственности. Если неисполнение условий коллективного договора по охране труда повлекло несчастный случай с работником или иные тяжелые последствия, должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.

Материальная ответственность в отношении виновных должностных лиц применяется в случае, когда неисполнение обязательств по коллективному договору привело к причинению имущественного вреда.

Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

между Правительством Республики Беларусь,  
республиканскими объединениями нанимателей 
и профсоюзов на 2014 – 2015 годы

Зарегистрировано Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 3 января 2014 г. №8

Правительство Республики Беларусь, республиканские объединения нанимателей и профсоюзов, именуемые в дальнейшем Сторонами,

действуя в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь,

признавая, что основными условиями постоянного роста и достижения достойного уровня жизни населения должны быть стабильность и подъем экономики, развитие и повышение человеческого потенциала,

руководствуясь необходимостью сохранения согласия в обществе, обеспечения государственных минимальных социальных стандартов и гарантий для граждан Республики Беларусь,

стремясь к развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, конструктивного взаимодействия и социального партнерства,

обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних коллективных переговоров и консультаций,

на основании Трудового кодекса Республики Беларусь, указов Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 "О развитии социального партнерства в Республике Беларусь", от 5 мая 1999 г. № 252 "О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам" заключили настоящее Генеральное соглашение (далее – Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений в ходе проведения социально-экономической политики в 2014 – 2015 годах и совместные действия по его реализации.

 

 

 

 

 

 

 

                      Социальное партнёрство: сущность, особенности, принципы

 
Понятие “социальное партнёрство” в литературе всё ещё опредеояется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнёрство достаточно чётко и узко – как метод регулирования конфликтных социально-трудовых отношений. Другие же трактуют его расширительно, представляя как сложный, многоплановый общественный процесс. Иногда социальное партнёрство характеризуется как юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц на основе договора. 
 
Тем не менее и при разбросе мнений очевидно, что социальное партнёрство – это определённые взаимоотношения между людьми. Это во-первых. Во-вторых, очевидно и то, что существуют три основных субъекта этих отношений: работодатели, работники и государство. В-третьих, объектами таких отношений обычно являются условия труда, уровень доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведённого продукта. Гланой же целью отношений социального партнёрства можно считать учёт и сбалансированность интересов основных его субъектов. 
 
Социальное партнёрство является важнейшим принципом формирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики. Персонал организации, работники предприятий, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В условиях свободного рынка социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности всех людей, отдельных профессиональных групп работников и целых производственных коллективов.[13, c.207] 
 
Модель производственного поведения работников в процессе трудовой деятельности должна учитывать не только воздеёствие внешних факторов со стороны одного руководителя или всего организационного окружения, но и многих внутренних человеческих мотивов. Включаясь в трудовую деятельность, каждый работник в любой организации интересуется не столько общими целями и результатами работы, сколько своими личными потребностями. Любого работника в рыночных отношениях прежде всего интересуют его личные цели и задачи, затраты и результаты: что он должен конкретно и в каких условиях делать, какие затраты физических и умственных усилий от него потребуются, какими своими свободами он должен жертвовать во имя общего дела, с какими людьми и как ему предстоит взаимодействовать, как будет оцениваться и вознаграждатьсяего труд, сколько он лично может получить за выполнение работы или услуги и т.д. От этих факторов (и ряда других) зависит не только удовлетворённость человека собой, своим взаимодействием с организацией, но и мотивация его личного отношения к работе, величина трудового вклада в общие производственные и финансовые результаты деятельности организации. Гармоничность личных и общественных мотивов деятельности человека на предприятиях является одной из важнейших задач как социального планирования и управления персоналом, так и всего производственного менеджмента. [5, с.89] 
 
Необходимость возникновения и развития социального партнёрства обусловлена объективно. Она связана с тем, что основные субъекты – работодатели и наёмные работники – не могут реализовать свои интересы друг без друга, без взаимодействия. 
 
Ни собственник средств производства (работодатель), ни работники не смогут получить: одни – прибыль, а другие – средства для жизни, если не объединятся в одном процессе производства. При этом субъектов объединяет общий интерес. Оба партнёра заинтересованы в функционировании самого производства как необходимого условия их существования и жизнеобеспечения всего общества. Но одновременно их роли и функции разные. Это ведёт к существенным различиям в их положении и личных (групповых) интересах, которые могут, как показано выше, разрастись до масштабов серьёзных противоречий и даже вооружённых конфликтов. Здесь-то и возникает необходимость идти на социальный диалог и принимать согласованные решения с учётом взаимных интересов для обеспечения оптимально возможного сбалансирования интересов субъектов, т.е. выхода на путь социального партнёрства. 
 
Насколько долго и трудно складывались в истории сами партнёрские отношения, настолько непросто и небыстро (известным методом проб и ошибок) формировались принципы социального партнёрства. Переходя к их рассмотрению, следует ещё раз подчеркнуть, что главная цель социального партнёрства состоит в достижении социального согласия, а значит, и мира. [3, c.206] 
 
Исходя из этого, можно назвать восемь основных принципов партнёрства в социальной сфере:

 
равноправие сторон;

 
соблюдение норм законодательства;

 
полномочность принятия обязательств;

 
добровольность принятия обязательств;

 
учёт реальных возможностей принятия реальных обязательств;

 
обязательность выполнения договорённостей и ответственность за принятые обязательства;

 
отказ от односторонних действий, нарушающих договорённости;

 
взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

 
Равноправие означает равноправное положение, или равенство. Применительно к партнёрским отношениям это значит, что: 
 
- каждая из сторон коллективных трудовых отношений может направить письменное требование другой стороне (выступить с инициативой) о заключении, изменении или дополнении коллективного договора (соглашения); 
 
- для ведения коллективных договоров стороны создают на равноправной основе (из равного числа представителей и с равенством прав, свобод и обязанностей) комиссию из уполномоченных представителей; 
 
- примирительная комиссия для разрешения коллективного трудового спора формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. 
 
Соблюдение норм законодательства подразумевает руководство субъектами социального партнёрства в своей деятельности государственным законодательством, международными нормами права. 
 
Полномочие – это право, предоставленное кому-либо на осуществление какой-либо деятельности. Стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделят своих представителей полномочиями, необходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов. Органы системы социального партнёрства должны принимать решения в рамках их полномочий. [11, c. 896] 
 
Принцип добровольности принятия обязательств проявляется в следующем: 
 
- закреплено право, а не обязанность заключения коллективных договоров и соглашений; 
 
- предусмотрен лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть включены в содержание коллективного договора. 
 
Принцип учёта реальных возможностей принятия реальных обязательств тесно взаимосвязан с принципом добровольности принятия обязательств. Коллективные договоры, соглашения не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства. Необходимо учитывать реальные возможности сторон и воздерживаться от выдвижения требований, реализация которых превышает их возможности. 
 
Стороны должны действовать добросовестно, признавая, что они могут преследовать (и преследуют) разные цели, иметь несовпадающие интересы. Они не должны уклоняться от выполнения заключённых компромиссных совместных решений. Стороны должны выполнять договорённости и исполнять принятые обязательства, в противном случае сторона, нарушившая договорённость или не исполнившая (ненадлежаще исполнившая) обязательство, должна понести ответственность. В этом суть принципа обязательности выполнения договорённостей и ответственности за принятые обязательства. 
 
Под отказом от односторонних действий, нарушающих договорённости, понимается то, что каждый участник коллективных трудовых отношений не должен совершать таких односторонних действий, которые могут отрицательно сказаться на выполнении взятых обязательств. 
 
Принцип взаимного информирования сторон подразумевает то, что при необходимости должны приниматься соответствующие национальным условиям меры, чтобы стороны имели доступ к информации, необходимой для компетентного ведения переговоров. 
 
Как показывает опыт организации социального партнёрства западных стран, оно не должно ограничиваться только рамками социально-трудовых отношений. Чем шире сфера многостороннего сотрудничества, тем более успешно решение возникающих конфликтов в области экономических, политических и социальных вопросов. [11, с.302] 
 
Практическая реализация принципов социального партнёрства – трудная задача. Она предполагает учёт не только своих интересов, но в равной степени интересов партнёров. А это требует немалых усилий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды – сглаживается поляризация общества, повышается экономическая активность всех участников созидательного процесса, растёт устойчивость как политическая, так и социальная, создаются условия для прогрессивного развития.

 
Система социального партнёрства, его структура и механизм

 
Главный результат социального партнёрства – социальное согласие и мир в обществе. Его достижение требует решения ряда сложных задач. 
 
Первой из них является выделение и чёткое определение субъектов партнёрских отношений, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять. 
 
С исторической точки зрения, первая структура субъектов партнёрства была представлена двумя сторонами : работник(и) – работодатель (собственник средств производства). Такое двустороннее партнёрство впоследствии получило название “бипартизм”. Затем структура субъектов-партнёров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство. Возникшее трёхстороннее партнёрство стали называть “трипартизмом”. 
 
Модель трёхсторонего соглашения была закреплена в Конвенции Международной организации труда (МОТ) под номером 144. По этой Конвенции государство также становится социальным партнёром и подписывает общенациональное партнёрское соглашение-договор наряду с союзами работников и работодателей. [10, c.287] 
 
Данные модели взаимоотношенийисторон отражают, во-первых, вывод социального партнёрства из сферы политики и противоборства политических сил. Во-вторых, возможность предпринимателей, работодателей и наёмных работников через систему социального партнёрства на всех уровнях решать все трудовые, социально-экономические вопросы. В-третьих, право государства компетентно вмешиваться в решение этих вопросов, когда:  
 
А) рынок перестаёт действовать как регулирующий механизм; 
 
Б) есть угроза нанесения ущерба государственным интересам; 
 
В) конфликтующие стороны не могут разработать компромиссное решение. 
 
Наконец, субъектная структура социального партнёрства усложнилась ещё больше – было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что принцип трипартизма должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, а также на уровне предприятия. Это ведёт к тому, что, скажем, при заключении договора на предприятии партнёры должны учитывать содержание отраслевого договора, а при принятии отраслевого договора следцет учитывать позиции, закреплённые в общенациональном договоре о социальном партнёрстве. 
 
Вторая структурная часть партнёрства – объекты партнёрских отношений. Кроме субъектной структуры социальное партнёрство в целом, т.е. как особая система, включает в себя и определённую структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнёрство. Выше отмечалось, что поначалу объектом были только тарифы заработной платы. Затем объетами становились условия труда, занатость, безработица, социальная защита. 
 
Предметом социального партнёрства на современном этапе являются:

Информация о работе Социальное партнерство и социология труда