Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:53, доклад

Описание работы

Социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений (ст. 23 Трудового кодекса РФ).
Социальное партнерство - это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно: властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей.

Файлы: 1 файл

Социальное партнерство.docx

— 18.05 Кб (Скачать файл)

Социальное партнерство 

 

Социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений (ст. 23 Трудового кодекса РФ).

Социальное партнерство - это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно: властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей.

          Социальное партнерство - это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Представителями работников являются профсоюзы, иные представители; представителями работодателей - руководитель организации или уполномоченные им лица, а также объединение работодателей.

Органами  социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются для  ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров, соглашений. На федеральном уровне действует Российская трехсторонняя  комиссия (согласно Федеральному закону от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»), состоящая из общероссийских объединений профсоюзов, объединений  работодателей и Правительства  РФ. На региональном и территориальном  уровне создаются комиссии, действующие  на основании закона субъекта РФ, положений  органов местного самоуправления.

Система социального партнерства – совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать на всех уровнях экономики, от общефедерального уровня до уровня отдельно взятой организации в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов. 

Систему социального партнерства  составляют пять следующих уровней (ст. 26 ТК РФ):

- федеральный уровень, устанавливающий  основы регулирования отношений  в сфере труда;

- региональный уровень, устанавливающий  такие основы в субъекте Российской  Федерации;

- отраслевой, устанавливающий эти основы в отрасли (отраслях);

- территориальный уровень, устанавливающий  эти основы в муниципальном  образовании (города, района и  т. д.);

- уровень организации, устанавливающий  конкретные взаимные обязательства  в сфере труда между работниками  и работодателем.

Формы социального  партнерства:

  1. коллективные переговоры – основанные на диалоге взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда;
  2. взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;
  3. участие работников, их представителей в управлении организацией;
  4. участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Основные принципы социального  партнерства:

  1. равноправие сторон;
  2. уважение и учет интересов сторон;
  3. заинтересованность сторон в участии вдоговорных отношениях;
  4. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  5. соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  6. полномочность представителей сторон;
  7. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  8. добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  9. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  10. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  11. контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  12. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Основными принципами социального партнерства, закрепленными  в ст. 24 ТК, являются:

  • соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители должны соблюдать не только Кодекс, законы, но и другие нормы трудового законодательства; 
  • полномочность представителей сторон: требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями; 
  • равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их выполнением; 
  • уважение и учет интересов сторон; 
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; 
  • свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений: содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников (ст. 5);  
  • добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с предыдущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон); 
  • реальность принимаемых сторонами на себя обязательств: сторона должна брать на себя по договору, соглашению такое обязательство, которое она реально способна исполнить, и не принимать декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим); 
  • систематичность контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений; 
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение. 

 


Информация о работе Социальное партнерство