Социальное партнерство
Социальное партнерство - это система взаимоотношений
между работниками (представителями работников),
работодателями (представителями работодателей),
органами государственной власти, органами
местного самоуправления, направленная
на обеспечение согласования интересов
работников и работодателей по вопросам
регулирования трудовых отношений и иных
непосредственно с ними связанных отношений
(ст. 23 Трудового кодекса РФ).
Социальное партнерство - это одна из форм взаимодействия
институтов государства и гражданского
общества, а именно: властных структур,
профсоюзов и объединений работодателей,
предпринимателей.
Социальное партнерство - это система отношений его
основных субъектов и институтов по поводу
положения, условий, содержания и форм
деятельности различных социально-профессиональных
групп, общностей, слоев.
Сторонами социального партнерства являются работники
и работодатели в лице уполномоченных
в установленном порядке представителей.
Представителями работников являются
профсоюзы, иные представители; представителями
работодателей - руководитель организации
или уполномоченные им лица, а также объединение
работодателей.
Органами
социального партнерства являются
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений. Они создаются для
ведения коллективных переговоров,
подготовки проектов коллективных договоров,
соглашений. На федеральном уровне
действует Российская трехсторонняя
комиссия (согласно Федеральному закону
от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений»), состоящая из общероссийских
объединений профсоюзов, объединений
работодателей и Правительства
РФ. На региональном и территориальном
уровне создаются комиссии, действующие
на основании закона субъекта РФ, положений
органов местного самоуправления.
Система социального партнерства – совокупность мер организационного,
правового, экономического характера,
которые должны функционировать на всех
уровнях экономики, от общефедерального
уровня до уровня отдельно взятой организации
в области социально-трудовых отношений,
разрешения социально-трудовых конфликтов.
Систему социального партнерства
составляют пять следующих уровней
(ст. 26 ТК РФ):
- федеральный уровень, устанавливающий
основы регулирования отношений
в сфере труда;
- региональный уровень, устанавливающий
такие основы в субъекте Российской
Федерации;
- отраслевой, устанавливающий эти основы
в отрасли (отраслях);
- территориальный уровень, устанавливающий
эти основы в муниципальном
образовании (города, района и
т. д.);
- уровень организации, устанавливающий
конкретные взаимные обязательства
в сфере труда между работниками
и работодателем.
Формы социального
партнерства:
- коллективные переговоры – основанные на диалоге взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда;
- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;
- участие работников, их представителей в управлении организацией;
- участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Основные принципы социального
партнерства:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии вдоговорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Основными принципами
социального партнерства, закрепленными
в ст. 24 ТК, являются:
- соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители должны соблюдать не только Кодекс, законы, но и другие нормы трудового законодательства;
- полномочность представителей сторон: требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями;
- равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их выполнением;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений: содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников (ст. 5);
- добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с предыдущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон);
- реальность принимаемых сторонами на себя обязательств: сторона должна брать на себя по договору, соглашению такое обязательство, которое она реально способна исполнить, и не принимать декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим);
- систематичность контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.