Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:40, курсовая работа
Япония, одна из самых интереснейших стран мира. Она обладает великолепной и богатейшей культурой, в Японии множество интересных традиций и праздников. В этой стране прекрасные пейзажи и очень интересные люди, со своим особенным видением жизни. Но эта страна интересна и тем, как она смогла в своё время не стать колонией западных метрополий, а впитать в себя технологии развитых стран того времени, и спустя годы, выйти на мировую арену, как одна из самых сильнейших стран. Япония не сдаёт позиции и в наше время, она неумолимо движется вперёд в своём развитии.
Введение 3
1 Основные черты социально-экономической модели 4
2 Современные тенденции социально-экономического развития 11
3 Внешнеэкономические связи Японии 20
4 Социальное развитие Японии 25
4.1 Наука и образование 25
4.2 Культура 26
4.3 Здравоохранение 27
Заключение 28
Список литературы 30
Содержание
Введение 3
1 Основные черты социально-
2 Современные тенденции
социально-экономического
3 Внешнеэкономические связи Японии 20
4 Социальное развитие Японии 25
4.1 Наука и образование
4.2 Культура 26
4.3 Здравоохранение 27
Заключение 28
Список литературы
Введение
Япония, одна из самых интереснейших стран мира. Она обладает великолепной и богатейшей культурой, в Японии множество интересных традиций и праздников. В этой стране прекрасные пейзажи и очень интересные люди, со своим особенным видением жизни. Но эта страна интересна и тем, как она смогла в своё время не стать колонией западных метрополий, а впитать в себя технологии развитых стран того времени, и спустя годы, выйти на мировую арену, как одна из самых сильнейших стран. Япония не сдаёт позиции и в наше время, она неумолимо движется вперёд в своём развитии.
Актуальность работы: Япония – страна высоких технологий, страна неизведанная и загадочная, поражающая высокими темпами развития. То, как Япония превратилась после второй мировой войны в ведущую страну мира по многим показателям до сих пор остаётся загадкой для многих.
Цель курсовой работы: изучить
социально-экономическое
1 Основные черты социально-экономической модели
После переворота 1867-1868 гг, («революция
Мэйдзи») Япония за сто лет прошла
путь от традиционной феодальной социально-
Многие группы имеют развитую
периферию за границей и являются
японскими ТНК. Практически все
предприятия объединены в отраслевые
союзы — бесприбыльные
Ряд крупных государственных
предприятий был приватизирован
во второй половине 80-х гг., в том
числе Корпорация государственных
железных дорог, национальная телефонно-телеграфная
система, табачная и алкогольная
монополии, авиалинии “JAL” и др.,
на местном уровне государству принадлежат
водопровод и канализация, предприятия
по сбору и утилизации мусора, городской
транспорт, школы, больницы и пр. а
также несколько тысяч
Япония — страна с сильной
государственной экономической полит-икой,
осуществляемой без прямого участия государства
в хозяйственной деятельности; в ее арсенале
налогово-бюджетные и денежно-кредитные
рычаги, таможенно-тарифное регулирование
внешней торговли, поддержание конкуренции
на рынках и регламентация деятельности
естественных монополистов. Среднесрочные
планы-прогнозы экономического развития
в период высоких темпов роста содержали
количественные параметры, которые крупные
корпорации использовали для своих программ
капиталовложений. В открытой экономике
такие индикаторы корпорациям уже не нужны.
Каждый новый кабинет министров публикует
свой план-прогноз, но это не более чем
декларация о намерениях и официальный
ритуал. Государственный бюджет и налоговая
система Япония — страна со сравнительно
«маленьким» правительством. Расходы
по ее консолидированному государственному
бюджету составляют 26-27% ВВП. Эффективная
налоговая ставка (сумма поступлений общенациональных
и местных налогов) — 22-23% ВВП. Основой
доходной части центрального бюджета
являются прямые налоги. Налоги на доходы
граждан, наследство и дарение дают 42%
всей суммы налоговых поступлений, налоги
на прибыли предприятий — 26% (1995-1997 гг.).
Ставки налога на прибыль невысоки и дифференцированы
по размерам предприятий в пределах 26,42—33,48%,
Единственный крупный косвенный налог
на потребительские товары и услуги взимается
по ставке всего 5% розничной цены. Особенностью
расходной части бюджета Японии является
очень низкий уровень финансирования
национальной обороны (около 6% всей суммы
расходов, или менее 1% ВВП). К крупнейшим
статьям расходов относятся социальное
2 Современные тенденции социально-экономического развития
Послевоенные реформы
и изменение
Темпы экономического роста послевоенной Японии, достигнув наивысшего значения в 50-х гг. (среднегодовой прирост ВВП составлял 14,9%), показали долговременный понижающийся тренд: в 60-х гг - II,3%; 70-х - 4,5%; 80-х - 3,8%; 90-х- 1,8% (оценка). За понижающимися темпами роста стоит смена этапов экономического развития страны. Можно выделить следующие этапы: реформы первых послевоенных лет (1946-1952 гг.), период высоких темпов (1955-1973 гг.), период адаптации к росту цен на ресурсы сырья и топлива и интернационализации экономики (1974-1989 гг.) и структурный кризис 90-х гг.
Послевоенные экономические реформы.
После поражения Японии во Второй мировой
войне американская оккупационная администрация
провела в стране серию глубоких институциональных
реформ. Как и в Западной Германии, здесь
прошла либерализация цен, был стабилизирован
бюджет и введен фиксированный валютный
курс. Проведенные в Японии институциональные
реформы были более масштабными и глубокими,
чем в Западной Германии. Оккупационные
власти осуществили программу демонополизации
экономики, которая состояла из роспуска
довоенных концернов во главе с семейными
холдингами («дзайбацу»), широкой распродажи
их акций, дробления крупнейших промышленных
компаний и принятия антимонопольного
закона. Цель этой программы состояла
в том, чтобы ликвидировать чрезмерную
концентрацию экономической
Это был период, когда Япония преодолевала свое техническое отставание от наиболее развитых стран и осваивала технологии массовой переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизированного выпуска готовых изделий. В 50-х гг. были реконструированы предприятия черной металлургии, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х гг. на базе конверсии военных предприятий и нового промышленного строительства были созданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Также были созданы отрасли послевоенного поколения: нефтехимия, производство синтетических волокон и смол, электроника. В это же время были закрыты почти вес угольные шахты, не выдержавшие конкуренции дешевой импортной нефти, которая стала топливной базой энергетического хозяйства.
Главным направлением в перестройке отраслевой структуры было создание на новой технической основе практически универсального набора отраслей обрабатывающей промышленности, Это направление было продиктовано сочетанием следующих факторов: дешевая, хорошо обученная и обильная рабочая сила; отсутствие собственного сырья и топлива; доступность новых технологий; достаточные внутренние источники накопления и механизмы финансирования капиталовложений. Бюджет страны сводился с профицитом, и до 1968 г. Япония не прибегала к внутренним заимствованиям. У страны не было сколько-нибудь значительной внешней задолженности и, кроме нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользовалась крупными внешними кредитами. Доступ иностранным инвесторам на внутренний рынок был ограничен при валютном контроле над всеми внешними связями (см. ниже). Запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поощрять кредитную экспансию банков путем рефинансирования, удерживая ставки по ссудам ниже равновесного уровня. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками. Послевоенный «бум» деторождения дал стране прирост численности населения за 1955-1970 гг. с 90 до 104 млн человек. Индустриализация вызвала массовый отток рабочей силы из сельского хозяйства. Численность занятых в несельскохозяйственных отраслях увеличилась с 17 до 36 млн. человек, т.е. более чем удвоилась. Этот процесс сопровождался беспрецедентно быстрым ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий (их число выросло в полтора раза).
Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс. На макроэкономическом уровне главной составной частью совокупного спроса были личные потребительские расходы населения, обеспечившие около 60% прироста валового продукта. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18-20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство. Пока Япония не построила на основе технического обновления конкурентоспособные экспортные отрасли, главным ограничителем роста было состояние внешних расчетов. При фиксированном курсе иены, который существовал в 1949-1971 гг. в рамках Бреттон-Вудской валютной системы, на высших точках промышленного подъема вырастал объем импорта, а не цены импортных товаров, как это было бы в случае свободного курса иены, и баланс по торговле, и платежный баланс по текущим статьям сводились с дефицитом. Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности, т.е. осуществлялась промышленная политика. Ее важнейшим инструментом была система валютных квот на оплату необходимого импорта, что означало практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе. Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики. Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям, а также ограничение доступа новых конкурентов на рынки и регламентация специализации предприятий в ряде отраслей (в нефтепереработке, нефтехимии, банковской деятельности \i страховании). Специфический японский метод помощи Приоритетным отраслям, не применявшийся, ни в одной другой стране, состоял в предоставлении отраслевым союзам предпринимателей права на создание подконтрольных правительству картелей на время циклических спадов. Компаниям разрешалось фиксировать цены и ограничивать выпуск продукции до того момента, как на внутреннем рынке страны возникал достаточный спрос. Эта мера применялась также для поддержки новых отраслей на стадии становления. В тех случаях, когда отраслям была необходима массовая смена технологий, разрешались картели для координации свертывания неперспективных производств. Промышленная политика опиралась на групповое поведение предприятий в отрасли (союзе предпринимателей) и не давала предприятиям индивидуальных льгот. К концу 60-х гг. в Японии был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта. По мере того как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался для конкуренции иностранных товаров. В середине 60-х гг. исчезли периодические дефициты торгового баланса. К началу 70-х гг. был отменен валют- но-лицензионный контроль над импортом, сняты ограничения для притока иностранного капитала, а затем и ограничения экспорта японского капитала за границу. Фиксированный курс иены, установленный еще в 1949 г. на уровне 360 иен за доллар США, оказался сильно заниженным. В конце 1971 г. Япония ввела плавающий курс в рамках узкого коридора, а с февраля 1973 г. перешла к свободному плавающему курсу.