Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:34, доклад
Предметом исследования социологии управления являются изучение, оценка и совершенствование методов социального управления.
Специфика социологического подхода к управлению заключается в том, что оно рассматривается как один из видов социального взаимодействия – это во-первых, во-вторых, оно рассматривается с позиции интересов и потребностей определенных социальных групп, в-третьих, социологический поход, прежде всего, предлагает совершенствование социальной сферы.
1.Понятие социальное управление задачи и функции
2.Понятие управления и его суть
3.Специфика социального управления
Литература
Социальное управление
План:
1.Понятие социальное управление задачи и функции
2.Понятие управления и его суть
3.Специфика социального управления
Литература
1. Социология управления является одной из отраслей общей социологии. Объектом ее исследования являются управленческие процессы, протекающие в социальной сфере общества, в его отдельных подсистемах, в организациях и социальных общностях.
Предметом исследования социологии управления
являются изучение, оценка и совершенствование
методов социального
Специфика социологического
подхода к управлению заключается
в том, что оно рассматривается
как один из видов социального
взаимодействия – это во-первых,
во-вторых, оно рассматривается с позиции
интересов и потребностей определенных
социальных групп, в-третьих, социологический поход,
прежде всего, предлагает совершенствование
социальной сферы.
Основные задачи социологии
управления заключаются в следующем:
• изучение и оценка той
или иной системы социального управления
и деятельности управляемых субъектов;
• выявление основных параметров функционирования
системы социального управления;
• определение основных параметров функционирования
системы социального управления;
• определение основных тенденций развития
управляемой социальной системы;
• формирования научно обоснованных рекомендаций
по совершенствованию системы социального
управления;
• разработка целевых управленческих
программ, направленных на создание и
развитие социальных систем с оптимальными
параметрами формирования.
Основные функции социологии управления:
• познавательная – изучение
управления как особой формы социального
взаимодействия;
оценочная – определение системы управления
с точки зрения ее соответствия (несоответствия)
потребностям и интересам управляемой
социальной системы;
прогностическая – определение тенденций
(перспектив) развития управляющей и управляемой
систем;
организационно-технологическая – разработка
управленческих технологий для совершенствования
управленческой деятельности в социальной
сфере;
функция социального проекта и конструктивная
разработка моделей, образов управленческих
проектов для развития социальной сферы;
прикладная – использование оценок, выводов
и рекомендаций социологии управления
в разработке и принятии управленческих
решений;
функции контроля – осуществление контроля
за состоянием управляющей и управляемой
систем и за реализацией принятых управленческих
решений;
образовательная – распространение знаний,
опыта, навыков, методов социального управления
(обучение, переобучение, повышение квалификации
и т. д.).
Объект, предмет, задачи и функции социологии
управления тесно связаны между собой
и представляют единую многофункциональную
систему.
2. Управление – систематическое, целенаправленное воздействие субъекта управленческой деятельности на управляемый объект с целью его упорядочения, сохранения и развития. Но процесс управления не сводится только к «воздействию» субъекта на объект, а предполагает так же и обратную связь или, иными словами, «ответную реакцию» управляемой системы на воздействие управляющего субъекта.
Таким образом, возникает
взаимодействие (взаимный обмен информацией)
между субъектом и объектом управления.
Общество (социальная общность) как и любая
система подвержено действию различных
регуляторов, в том числе и стихийных.
Управление является высшей формой сознательного
регулирования процессов функционирования
и развития системы.
Структура управления состоит
из следующих основных элементов:
субъект управления – индивид, группа,
организация, социальный институт, являющиеся
носителями управленческого воздействия
на объект;
• объект управления – социальная
система (общество, социальная общность,
организация, индивид и т. п.), на которую
направлены все виды управленческого
воздействия;
• ресурсы управления – это все то, что
может «заставить» управляемый объект
выполнять распоряжения (указания, приказы)
субъекта. Это может быть: материальное
вознаграждение, физическое принуждение,
харизма субъекта управления, моральные
и правовые нормы, традиции, идеи, властные
полномочия субъекта управления и др.;
• цель управления – сохранение стабильного
функционирования управляемого объекта,
дальнейшее его развитие или перевод объекта
в новое качественное состояние (реформирование).
В сложных социальных
системах существует сложная многоуровневая
структура управления, в которой руководитель (подсистема
управления) среднего звена одновременно
является объектом управления для вышестоящих
управляющих и субъектом для нижестоящих
управляемых.
Система управления должна
обладать:
• функциями и целями деятельности;
• конкретным набором составных частей,
находящихся в соподчинении;
• режимом внешних связей (субординация,
координация, договорные отношения и т. д.);
• правовым обеспечением (механизмом правового
регулирования);
• информационным обеспечением;
• процедурой принятия и исполнения решений.
В 30-е годы ХХ в. немецкий психолог Курт
Левин выявил такой управленческий феномен,
как стили управления, которые делятся
на три основных вида: авторитарный, демократический
и попустительский.
Авторитарный стиль предполагает жесткую
вертикаль власти в системе управления.
Руководитель (управляющая структура)
единолично разрабатывает, принимает
управленческие решения, распределяет
задания и контролирует их исполнения.
При таком стиле исполнители лишены возможности
проявлять инициативу; творческий подход
в решении проблем не возможен; исполнители
не берут на себя ответственность за полученные
результаты. Межличностные отношения
в такой системе управления носят сугубо
официальный (формальный) характер.
Демократический стиль – руководитель
(управляющая структура) обсуждает разрабатываемое
управленческое решение с исполнителями,
учитывает их мнение. При распределении
задания, властные полномочия по возможности
делегируются сверху вниз, т. е. непосредственным
исполнителям. При таком стиле исполнители
имеют возможность проявлять инициативу,
творчество, но одновременно они берут
на себя часть ответственности за полученные
результаты.
Демократический стиль управления
допускает и предполагает не только
формальные, но и неформальные отношения.
Попустительский стиль можно разделить
на два подвида: либеральный и импульсивный.
Либеральный стиль можно успешно
применять в творческих коллективах
или в одхократических
Импульсивный стиль –
3. Социальное управление является одним
из видов управленческой деятельности,
объектом которой выступают управленческие
процессы, протекающие в социальной сфере
общества и в его отдельных подсистемах.
Социальное управление можно представить
как управление социальными процессами,
в отличие от управления политического,
экономического или управления в
биологических и технических
системах. Это особая сфера научного
и практического знания, взаимодействующая
с другими видами управления.
В масштабах всего общества можно
выделить три основных уровня социального
управления: государственное, муниципальное
и социальный менеджмент.
Государственное управление охватывает
всю социальную структуру общества сверху
донизу. Основным средством государственного
управления является создание системы
норм и правил для решения социальных
проблем. Кроме того, государственное
управление осуществляет социальное планирование
в масштабах всей страны, разрабатывает
и реализует конкретные социальные программы,
обеспечивает социальную защиту и безопасность
своим гражданам, организует охрану правопорядка.
Основной задачей современного
социального государства
Муниципальное (местное) самоуправление
в наибольшей степени подходит к определению
социальное управление. Если государственное
управление осуществляет управленческие
функции, прежде всего, посредством создания
существующей нормативно-правовой базы
(т. е. опосредованно), то муниципальное
самоуправление решает возникающие социальные
проблемы непосредственно «здесь и сейчас».
Объектом муниципального самоуправления является деятельность различных групп населения, проживающих на определенной территории, по созданию оптимальных социальных условий совместного проживания.
Структура муниципального самоуправления
определяется населением самостоятельно.
Самоуправление осуществляется как
путем прямого волеизъявления людей
(референдум, выборы), так и через
выборные и другие органы. Для самоуправления
наиболее характерными являются субъект-субъективные
отношения.
Социальный менеджмент. Менеджмент
порой отождествляют с
Необходимо также делать различие между
такими понятиями как «ϲȯциальное управление»
и «менеджмент».
Менеджмент – это, прежде всего,
управление коммерческими организациями.
Это организация процесса производства
для получения прибыли. В менеджменте
уделяется значительное внимание ϲȯциальным
аспектам управления. Однако основная
его цель – коммерческая выгода. Даже
в такой «ϲȯциальной» сфере менеджмента
как управление перϲȯналом, люди являются
всего лишь средством организации эффективного
производства.
В ϲȯциальном управлении, в отличие
от менеджмента, основными целями управления
являются: решение ϲȯциальных проблем,
удовлетворение потребностей людей, ϲȯздание
благоприятных условий жизнедеятельности.
Поэтому в ϲȯциальном управлении человек
является не средством производства и
коммерции, а его основной целью.
Литература
Бабосов Е.М. Социология управления. – Мн., 2001.
Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления. – М., 2002.
Социальный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М., 2001.