Социально-когнитивные теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:25, реферат

Описание работы

Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний, процесса их формирования и динамики их развития. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение через систему познавательных процессов. Данные структуры (аттитюды1, идеи, ожидания и т.п.) выступают регуляторами социального поведения. На их основе происходит отнесение воспринимаемого объекта, явления к определенному классу явлений (категоризация).

Файлы: 1 файл

реферат. социально-когнитивные теории.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА 
Кафедра менеджмента

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «Социально-когнитивные теории»

 (по дисциплине «Современные проблемы менеджмента») 
 

 

 

 

магистрантки 1-го курса                                                               экономического факультета                                                            направления «Менеджмент»,

программы маркетинг

Дерябиной Е.Ю.

Преподаватель 
к.э.н., доцент Шулькина Т.М.

 

 

 

 

 

Калининград 
2012

 

 

Введение

Когнитивная психология возникла в середине шестидесятых годов  в США и была направлена против бихевиористской трактовки поведения  человека, игнорирующей роль познавательных процессов и познавательного  развития.

Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний, процесса их формирования и динамики их развития. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение через систему познавательных процессов. Данные структуры (аттитюды1, идеи, ожидания и т.п.) выступают регуляторами социального поведения. На их основе происходит отнесение воспринимаемого объекта, явления к определенному классу явлений (категоризация). В рамках когнитивистского подхода изучаются следующие проблемы:

а) социальная перцепция (восприятие);

б) аттракции (эмоциональное  переживание другого);

в) формирование и изменение аттитюдов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Соцально-когнитивные теории.

В последние  время стали появляться предположения о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями внутренних явлений (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторов окружения. Кульминацией таких рассуждений, которые представляют собой взгляды классических бихевиористов, развитых в различных направлениях, можно назвать социально-когнитивное направление.

Особенности этого  направления наиболее отчетливо  представлены в работах  Альберта Бандуры и Джорджа Келли. Теория каждого из них значительно отличается от радикального бихевиоризма, но сохраняет строгую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория Бандуры

Бандура полагает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия – это взаимозависимые детерминанты. Таким образом на поведение человека влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных действиях. Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.

    "Люди  развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования. Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при наблюдении за поведением людей и его результатами".

Объектом наблюдения является не только модель поведения, но и последствия, к которым она  приводит. Этот процесс Бандура назвал опосредованным (косвенным) подкреплением, которое также имеет когнитивный  компонент - ожидание последствий. Бандура подчеркивал ситуативную специфичность ожиданий и убеждений человека, связанную с умением человека тонко дифференцировать и группировать многообразные условия и обстоятельства жизни. Вместе с тем восприятие одной и той же ситуации индивидуально вариативно и зависит от уникальных личностных характеристик.

    Обучение  посредством наблюдения включает  в себя четыре следующих компонента:

    • Усиление внимания за моделью. Оно состоит в выделении тех ее признаков, усвоение которых приведет к положительному результату.
    • Актуализация процессов запоминания, которая заключается в способности сохранять результаты наблюдений в символической, закодированной форме.
    • Воспроизведение движений, закрепляющее эффекты, полученные путем наблюдения.
    • Мотивация обучения, которая определяет значимость данной модели в качестве образца для подражания.

 

Все эти условия  определяют эффективность обучения. Однако усвоение модели еще не означает ее реализацию в поведении. Связь  усвоения и исполнения зависит от подкреплений - поощрений и наказаний. Эксперимент Бандуры, ставший классическим, подтверждает это положение. В исследовании три группы детей наблюдали за моделью, демонстрирующей агрессивное поведение по отношению к кукле Бобо. В первой группе за агрессивным поведением модели не следовало никаких санкций, во второй группе агрессивное поведение модели поощрялось, в третьей - наказывалось. Сразу после наблюдения за агрессивным поведением дети из этих трех групп оказывались в одной из двух экспериментальных ситуаций. В первой ситуации детей оставляли одних в комнате, где было много игрушек, в том числе и кукла Бобо. За ними наблюдали через одностороннее зеркало. В другой ситуации детей побуждали к воспроизведению поведения модели.

          Оказалось, что в ситуации с позитивным побуждением к действию дети демонстрируют намного больше исполнительных агрессивных действий, чем в ситуации, где их не побуждали к действию. Поощрения/наказания также повлияли на исполнительную часть действия. Дети, наблюдавшие за агрессивным поведением модели, которую потом наказывали, продуцировали меньше агрессивных действий, чем дети, в присутствии которых модель вознаграждали.

          Агрессивное поведение рассматривалось  не только как пример влияния  подкрепления на усвоение модели, но и как стиль поведения, сформированный в процессе социализации.

          Процесс социализации - это механизмы,  посредством которых общество  побуждает своих членов действовать  в соответствии с общепринятыми  нормами. В рамках проблемы  социализации Бандура рассматривает формирование агрессивного, полоролевого, просоциального поведения и саморегуляции.

          Формирование агрессивного поведения  происходит под влиянием поощрений  детей взрослыми людьми проявлять  агрессию в социально приемлемых  формах (например, в играх, при отстаивании своего мнения, как инструментальную форму агрессивного поведения) и наказаний за социально неприемлемые формы агрессии (нанесение ущерба другому человеку, унижения). Известные эксперименты Бандуры, в которых одна группа детей смотрела по телевизору фильмы со сценами насилия, а другая была контрольной, показали, что научение по образцу происходит очень быстро, а медленно затухает (см. Хрестомат. 6.1).

          В процессе социализации дети  обучаются навыкам поведения,  соответствующим их половой принадлежности, мальчики - "мужским", а у девочки - "женским" чертам характера и поведенческим техникам. Сторонники теории социального обучения не отрицают влияния генотипа на полоспецифичное поведение, однако процессы социализации с их точки зрения занимают доминирующее положение в детерминации процесса усвоения половой роли. В процессе обучения полоролевому поведению различие между усвоением и исполнением приобретает особое значение. Дело в том, что дети наблюдают оба типа поведения - мужской и женский, а реализуют только то поведение, которое характерно для своего пола. Степень этой реализации зависит от меры подкрепления такого поведения.

          Отсутствие социального подкрепления, согласно Бандуре, ограничивает  реализацию полоролевой модели в поведении, но не влияет на усвоение модели путем наблюдения.

          Просоциальное поведение связано  с проявлением альтруистических  и кооперативных стратегий. Оно  формируется под влиянием поощрений  взрослых и наблюдений ребенка  за последствиями такого поведения. Многочисленные эксперименты показали, что поведение модели может влиять не только на способность детей делиться с другими, но и на оказание помощи попавшим в беду, на готовность к сотрудничеству и на проявление внимания к чувствам других людей.

Кроме того, Бандура  утверждал, что люди могут изменять свое поведение не только на основании  внешнего подкрепления, а и на основании  своего предыдущего опыта, или на основании опыта других людей. Человек, наблюдая действия других людей, моделирует их. Моделирование может регулироваться четырьмя типами процессов:

• процессы внимания – человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение,

• процессы сохранения – человек помнит поведение модели, наблюдаемое ранее,

• моторно-репродуктивные процессы – человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму своего поведения,

• мотивационные  процессы – в случае присутствия  потенциального подкрепления человек  совершает моделируемое поведение. 

Бандура также  подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека – мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в его концепции самоэффективности – положения о том, что человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь. Другими словами, самоэффективность - представление индивида о своей способности справляться с конкретными ситуациями. Осознание своей эффективности приводит к саморегуляции. Саморегуляция связана с изменением локуса поощрений и наказаний. Если в начале процесса социализации ребенок зависим от внешних (экстринсивных) форм наказания и поощрения, то с опытом он переходит к внутренним формам подкрепления, т.е. становится способным к саморегуляции. Саморегуляция осуществляется на основе притязаний личности. Высокий уровень притязаний требует и высокого уровня достижений, он формируется под влиянием оценок родителей. Слишком трудные цели могут фрустрировать активность, вызывая депрессию и разочарования. Бандура считает, что такие люди могут справиться (совладать) с трудностями, если будут прорабатывать промежуточные цели. Эта стратегия не требует снижения уровня притязаний, сохраняя мотивацию достижения на должной для реализации целей высоте.

Источниками самоэффективности  являются:

    • знания о своих собственных достижениях;
    • косвенный опыт, полученный благодаря наблюдению за другими людьми, имеющими приблизительно равные с индивидом способности, которые демонстрируют умение выполнить поставленную задачу;
    • вербальные убеждения и поддержка со стороны социального окружения;
    • физические, телесные признаки (усталость, напряжение, легкость и др,), указывающие на степень трудности поставленной задачи.

Приобретение  самоэффективности может происходить  любым из следующих четырех путей или в любой их комбинации:

• Выстраивание поведения на основании прошлого опыта успеха и неудач. Успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают  низкие ожидания.

• Косвенный  опыт. Наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться.

• Вербальное убеждение. Эффективность может быть достигнута или изменена через убеждение  человека другим человеком в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели.

• Эмоциональный  подъем. Поскольку люди сверяют уровень  эффективности с уровнем эмоционального напряжения перед лицом стрессовых ситуаций, любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности.

Убеждения в  самоэффективности влияют на мотивацию  и на успешность деятельности, а  также на способность справляться  с проблемами и трудностями. Исследования показывают, что чувство контроля над событиями помогает человеку преодолеть стрессовые жизненные обстоятельства, избавиться от специфических и иррациональных страхов и фобий (например, боязнь змей, инъекций, страх перед экзаменами), от зависимостей (курение, алкоголь, наркотики), содействует стабилизации и укреплению психофизического здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория Келли

Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным  процессам как основной черте  функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу - ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности. Келли отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий в жизни. Отнюдь не рассматривая человеческое существо как некую безвольную и бездумную каплю протоплазмы, он наделяет человека-испытуемого теми же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога.

То, что все  люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий  для теории Келли.

Информация о работе Социально-когнитивные теории