Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:25, реферат
Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний, процесса их формирования и динамики их развития. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение через систему познавательных процессов. Данные структуры (аттитюды1, идеи, ожидания и т.п.) выступают регуляторами социального поведения. На их основе происходит отнесение воспринимаемого объекта, явления к определенному классу явлений (категоризация).
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. И. КАНТА
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «Социально-когнитивные теории»
(по дисциплине «Современные
проблемы менеджмента»)
магистрантки 1-го курса
программы маркетинг
Дерябиной Е.Ю.
Преподаватель
к.э.н., доцент Шулькина Т.М.
Калининград
2012
Введение
Когнитивная психология
возникла в середине шестидесятых годов
в США и была направлена против
бихевиористской трактовки
Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний, процесса их формирования и динамики их развития. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение через систему познавательных процессов. Данные структуры (аттитюды1, идеи, ожидания и т.п.) выступают регуляторами социального поведения. На их основе происходит отнесение воспринимаемого объекта, явления к определенному классу явлений (категоризация). В рамках когнитивистского подхода изучаются следующие проблемы:
а) социальная перцепция (восприятие);
б) аттракции (эмоциональное переживание другого);
в) формирование и изменение аттитюдов.
В последние время стали появляться предположения о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями внутренних явлений (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторов окружения. Кульминацией таких рассуждений, которые представляют собой взгляды классических бихевиористов, развитых в различных направлениях, можно назвать социально-когнитивное направление.
Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах Альберта Бандуры и Джорджа Келли. Теория каждого из них значительно отличается от радикального бихевиоризма, но сохраняет строгую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.
Бандура полагает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия – это взаимозависимые детерминанты. Таким образом на поведение человека влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных действиях. Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.
"Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования. Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при наблюдении за поведением людей и его результатами".
Объектом наблюдения
является не только модель поведения,
но и последствия, к которым она
приводит. Этот процесс Бандура назвал
опосредованным (косвенным) подкреплением,
которое также имеет
Обучение
посредством наблюдения
Все эти условия определяют эффективность обучения. Однако усвоение модели еще не означает ее реализацию в поведении. Связь усвоения и исполнения зависит от подкреплений - поощрений и наказаний. Эксперимент Бандуры, ставший классическим, подтверждает это положение. В исследовании три группы детей наблюдали за моделью, демонстрирующей агрессивное поведение по отношению к кукле Бобо. В первой группе за агрессивным поведением модели не следовало никаких санкций, во второй группе агрессивное поведение модели поощрялось, в третьей - наказывалось. Сразу после наблюдения за агрессивным поведением дети из этих трех групп оказывались в одной из двух экспериментальных ситуаций. В первой ситуации детей оставляли одних в комнате, где было много игрушек, в том числе и кукла Бобо. За ними наблюдали через одностороннее зеркало. В другой ситуации детей побуждали к воспроизведению поведения модели.
Оказалось, что в ситуации с позитивным побуждением к действию дети демонстрируют намного больше исполнительных агрессивных действий, чем в ситуации, где их не побуждали к действию. Поощрения/наказания также повлияли на исполнительную часть действия. Дети, наблюдавшие за агрессивным поведением модели, которую потом наказывали, продуцировали меньше агрессивных действий, чем дети, в присутствии которых модель вознаграждали.
Агрессивное поведение
Процесс социализации - это механизмы,
посредством которых общество
побуждает своих членов
Формирование агрессивного
В процессе социализации дети обучаются навыкам поведения, соответствующим их половой принадлежности, мальчики - "мужским", а у девочки - "женским" чертам характера и поведенческим техникам. Сторонники теории социального обучения не отрицают влияния генотипа на полоспецифичное поведение, однако процессы социализации с их точки зрения занимают доминирующее положение в детерминации процесса усвоения половой роли. В процессе обучения полоролевому поведению различие между усвоением и исполнением приобретает особое значение. Дело в том, что дети наблюдают оба типа поведения - мужской и женский, а реализуют только то поведение, которое характерно для своего пола. Степень этой реализации зависит от меры подкрепления такого поведения.
Отсутствие социального
Просоциальное поведение
Кроме того, Бандура утверждал, что люди могут изменять свое поведение не только на основании внешнего подкрепления, а и на основании своего предыдущего опыта, или на основании опыта других людей. Человек, наблюдая действия других людей, моделирует их. Моделирование может регулироваться четырьмя типами процессов:
• процессы внимания – человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение,
• процессы сохранения – человек помнит поведение модели, наблюдаемое ранее,
• моторно-репродуктивные процессы – человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму своего поведения,
• мотивационные
процессы – в случае присутствия
потенциального подкрепления человек
совершает моделируемое поведение.
Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека – мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в его концепции самоэффективности – положения о том, что человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь. Другими словами, самоэффективность - представление индивида о своей способности справляться с конкретными ситуациями. Осознание своей эффективности приводит к саморегуляции. Саморегуляция связана с изменением локуса поощрений и наказаний. Если в начале процесса социализации ребенок зависим от внешних (экстринсивных) форм наказания и поощрения, то с опытом он переходит к внутренним формам подкрепления, т.е. становится способным к саморегуляции. Саморегуляция осуществляется на основе притязаний личности. Высокий уровень притязаний требует и высокого уровня достижений, он формируется под влиянием оценок родителей. Слишком трудные цели могут фрустрировать активность, вызывая депрессию и разочарования. Бандура считает, что такие люди могут справиться (совладать) с трудностями, если будут прорабатывать промежуточные цели. Эта стратегия не требует снижения уровня притязаний, сохраняя мотивацию достижения на должной для реализации целей высоте.
Источниками самоэффективности являются:
Приобретение
самоэффективности может
• Выстраивание поведения на основании прошлого опыта успеха и неудач. Успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания.
• Косвенный опыт. Наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться.
• Вербальное убеждение. Эффективность может быть достигнута или изменена через убеждение человека другим человеком в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели.
• Эмоциональный
подъем. Поскольку люди сверяют уровень
эффективности с уровнем
Убеждения в самоэффективности влияют на мотивацию и на успешность деятельности, а также на способность справляться с проблемами и трудностями. Исследования показывают, что чувство контроля над событиями помогает человеку преодолеть стрессовые жизненные обстоятельства, избавиться от специфических и иррациональных страхов и фобий (например, боязнь змей, инъекций, страх перед экзаменами), от зависимостей (курение, алкоголь, наркотики), содействует стабилизации и укреплению психофизического здоровья.
Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу - ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности. Келли отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий в жизни. Отнюдь не рассматривая человеческое существо как некую безвольную и бездумную каплю протоплазмы, он наделяет человека-испытуемого теми же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога.
То, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий для теории Келли.