Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:44, контрольная работа
Практика свидетельствует о том, что многим руководителям не хватает знаний и умений наладить контакты, организовать взаимодействие с другими учреждениями, гибкости в использовании наиболее действенных методов и форм при формировании правильных взаимоотношений в коллективе, а тем более в условиях чрезвычайных ситуаций.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность и значение методов управления……………………4-7
2. Общая характеристика социально-психологических методов………..8-10
3. Социально-психологические методы управления на примере ОВД…11-14
Заключение………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………………16
Примером другого подхода к классификации может служить выделение методов в зависимости от характера объекта их воздействия. На основании этого признака классификации различают: методы управления социально-массовыми процессами, методы управления группами, методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами и методы управления индивидуально-личностным поведением. Иногда данные методы называют чисто социологическими.
Применение социологических методов управления может быть эффективным только в том случае, когда имеется полная и достоверная информация о происходящем в коллективе процессах. Важно знать состав коллектива органа, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии коллектива.7
Психологические методы управления воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом.
К числу психологических методов управления относятся: 1) методы комплектования малых групп и коллективов (позволяют определить оптимальные количественные и качественные соотношения между работниками коллектива), 2) метод гуманизации труда (внесение элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности, однообразия труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др., 3) методы психологического побуждения (мотивации). Среди них выделяют: убеждение, внушение, подражание, вовлечение, оказание доверия, принуждение. 4) методы профессионального отбора и обучения (отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют выполняемой работе или занимаемой должности; развитие необходимых психологических характеристик для успешного выполнения порученного задания).
Социально-психологические методы управления призваны воздействовать на взаимоотношения между людьми, содействовать созданию в коллективе наилучшего психологического климата. Способность коллектива эффективно трудиться в немалой степени зависит от соотношения его формальной и неформальной структуры. Неформальная структура может содействовать успешному функционированию формальной структуры, а может стать препятствием. Поэтому хороший коллектив отличает правильное соотношение формальной и неформальной структур. Объект приложения социально-психологических методов - это неформальные отношения, воздействуя на которые в нужном направлении, обеспечивается сплоченность коллектива.8
Социально-психологический климат зависит во многом от общности интересов работников, потребностей, ценностных ориентаций, профессионального уровня и отношения к труду. Эти факторы должны учитываться при формировании коллектива, в особенности малых групп для выполнения тех или иных служебных задач.
Важная роль в решении этих вопросов принадлежит руководителям, особенно первичных коллективов. Поэтому при их подборе следует учитывать не только деловые, но и личные качества, стиль работы с людьми, умение правильно строить отношения. Введение системы выборности руководителей значительно облегчает решение этой задачи.
Особенность социально-психологических методов управления состоит в том, что в них как бы преодолевается ограниченность и административных, и экономических (материальных) методов воздействия. Здесь главными стимулами выступают интересы высшего порядка -стремление личности к самореализации, общественно-полезному труду, участию в делах общества. Эти методы непосредственно адресуются к сознанию, направлены на то, чтобы «разбудить человека», вызвать к жизни его творческую личностную сущность. Здесь вступают в действие наиболее эффективные моральные, духовные и нравственные стимулы и нормы поведения. «Чем более квалифицированным трудом занят человек, тем менее эффективны властные воздействия на него и тем большей должна быть роль стимулов и нравственных саморегуляторов... наряду с работой по общему улучшению организации дела необходимо создавать в административных коллективах такую систему заинтересованностей, а также такую нравственную атмосферу, такой социально-психологический климат, при которых каждый работник будет стремиться к оптимизации своих действий с позиций их социальной полезности».9
Особым комплексным методом управления является социальное планирование, которое получает в органах внутренних дел все более широкое развитие. Основными целями данного планирования являются совершенствование социальной структуры аппаратов органов внутренних дел, сближение квалификации различных категорий сотрудников, повышение общеобразовательного и профессионального уровня личного состава, развитие его трудовой и общественно-политической активности, создание благоприятного социально-психологического климата, улучшение условий труда, быта и отдыха.
Большая однородность социального состава коллектива по содержанию, характеру труда, профессиональной и образовательной подготовке его членов скорее обеспечивает тесное сплочение коллектива. Эти цели социального планирования в большой мере связаны с работой по подбору, расстановке, подготовке и воспитанию кадров.
Значительную часть планов социального развития в органах внутренних дел образуют мероприятия по развитию социальной активности, включающие обычно вопросы формирования научного мировоззрения, идеологического обеспечения служебных задач, нравственного и эстетического воспитания, повышения эффективности пропагандистской и агитационной работы.
Планирование развития трудовой активности связано, главным образом, с задачей воспитания и развития творческой инициативы личного состава органов внутренних дел. Специальный раздел в этих планах посвящается совершенствованию социально-психологических отношений в коллективе путем развития товарищеского сотрудничества и взаимопомощи; изучения, закрепления и развития хороших традиций, сложившихся в коллективе; создание условий для адаптации молодых и вновь прибывших сотрудников; предотвращения и снятия конфликтов в коллективе, обучения руководителей социально психологическим основам управления и др.
Заключение.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие основные выводы.
Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.
Различают экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.
Важными для воздействия на персонал являются социально-психологические методы управления, составляющими его социально-психологическую основу. Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности.
Список использованной литературы:
1. А.П. Коренев «Основы управления в органах внутренних дел», Учебник. М.:2001 год.
2. А.Г. Поршнев. З.П. Румянцева, Н.А. Соломатин «Управление организацией». Учебник. М.: 1999 год.
3. В.П. Сальников «Основы управления в органах внутренних дел», Учебник. М.:2002 год.
4. Яськов Е.Ф. «Методы управления правоохранительной деятельностью», лекция. М.: Академия МВД России, 1992 год.
5. Гончаров В.В. «В поисках совершенства управления», Москва, 1996 г.
1 Е.Ф. Яськов. Методы управления. М.: 2006. С.3
2 Е.Ф. Яськов. Методы управления. М.: 2006. С.3,4.
3 Основы управления в ОВД. В.П. Сальников. М.:2002. С.64.
4 Е.Ф. Яськов. Методы управления. М.: 2006. С.4.
5 Основы управления в ОВД. В.П. Сальников. М.:2002. С.65.
6 Е.Ф. Яськов. Методы управления. М.: 2006. С.20.
7 Основы управления в ОВД. А.П. Коренев. М.:2001. С.92.
8 Е.Ф. Яськов. Методы управления. М.: 2006. С.20.
9 Е.Ф. Яськов. Методы управления. М.: 2006. С.21,22.
Информация о работе Социально-психологические методы управления