При самом общем взгляде на общество
видно, что оно совокупность, объединение
людей. Это означает, во-первых, что точно
так же, как человек с его сознанием и соответствующим
поведением принципиально отличен от
животного (в том числе и от высокоорганизованных
человекообразных обезьян - антропоидов)
и его поведения, так и стадо последних
не может с научной, в том числе и социологической,
точки зрения отождествляться с обществом,
несмотря на некоторые внешние сходства.
Общество - это человеческая общность,
которую образуют люди и в которой
они живут. Биологические отношения
животных являются, в сущности, их отношениями
к природе, в то время как специфику
человеческого общества составляют
отношения людей друг к другу.
Место и роль культуры в обществе
велики. Она взаимодействует с
экономикой, политикой, правом, этикой,
моралью, определяет их содержание.
Общество создает условия для
социального развития человека, т. е.
человека как личности. Личность несет
печать конкретной культуры и конкретного
общества. Кроме того общество создает
условия для массового использования
ценностей культуры, а следовательно,
порождает потребности в тиражировании
и репродуцировании артефактов, что,
в свою очередь, превращается в процессы
воспроизводства культуры. Понятно,
что вне общественных форм жизни
эти особенности в развитии культуры
были бы невозможны.
Культура своими нормами и ценностями
входит во взаимодействие с другими
системами саморегуляции в обществе,
такими, как политика, право и т. п., но в
отличие от них регулятивы культуры амбивалентны
и могут использоваться на принципах свободного
выбора
Развитие интересов и потребностей
личности может стимулировать изменение
ценностей культуры, и тогда они
подвергаются реформированию или даже
замене. Общество в данной ситуации
может играть роль как стимулирующего,
так и подавляющего фактора. В
целом здесь возможны три типичные
ситуации: первая, когда общество менее
динамично и менее открыто, чем
культура. Культура будет предлагать
ценности, оппозиционные по смыслу,
а общество будет стремиться их отторгнуть.
Сдерживается прогрессивное развитие
культуры, общество догматизирует имеющиеся
ценности и в целом возникают
неблагоприятные условия для
развития личности. Возможна и обратная
ситуация, когда общество в силу
политических или социальных потрясений
изменяется, а культура не успевает
с обновлением норм и ценностей.
Для личностного развития вновь
нет оптимальных условий. И, наконец,
возможно гармоничное, сбалансированное
изменение общества и культуры. В
этих условиях возможно конструктивное,
непротиворечивое и гармоничное
развитие личности
Культура служит организации жизни
общества, выполняет роль запрограммированного
поведения, помогает сохранить единство
и целостность общества, его взаимодействие,
как на групповом уровне, так и с другими
сообществами. Культура выражается в социальных
отношениях, направленных на создание,
усвоение, сохранение и распространение
предметов, идей, ценностей, обеспечивающих
взаимопонимание людей в различных ситуациях.
Каждое конкретное общество на протяжении
веков создавало суперкультуру, передающуюся
через поколения.
Культура в обществе представляется:
1) как особая сфера и форма
деятельности, связанная с мышлением,
занятиями художественным творчеством,
принятыми нормами поведения
и т.д.;
2) как общий уровень развития
общества, его просвещенности и
рациональности на пути «от
дикости к цивилизованности»;
3) как сумма общественных достижений
(включая технологии, отношения и
представления), благодаря которым
человек выделяется из природы
и выходит за рамки биологической
детерминации;
4) как специфическая система
норм, ценностей и смыслов, отличающих
одно общество от другого (или
различные части общества - социально-статусные,
профессиональные), способствующая
его интеграции и придающая
ему самобытность; и, наконец;
5) как духовное измерение всякой
деятельности, в котором формируются
ее мотивы, принципы, правила, цели
и смыслы. В этом последнем
понимании культура предстает
как духовный компонент совокупного
производства, обеспечивающий поддержание
и изменение этого производства
и общественных отношений в
целом.
Культура выражает способы (или
средства, механизмы) жизнедеятельности
людей, результаты этой деятельности в
материальной и духовной сферах, но
не собственно социальные отношения.
Культурное богатство личности
зависит от включения ценностей
в личную деятельность и от того,
насколько общество стимулирует
этот процесс, насколько оно способствует
ему. В личности ценности культуры превращаются
в поведение, культура живет в
личностном поведении человека. Общество
создает условия для этого, а
они могут в различной степени
как соответствовать, так и не
соответствовать превращению ценностей
культуры в акты поведения личности. Общество
развивается в режиме поиска все более
благоприятных условий для формирования
личности как активного субъекта культуры,
как творца и носителя ценностей культуры.
Будучи явлением социальным, культура
обладает социальной предназначенностью,
т. е определенными функциями. Поэтому
определения культуры выступают
как её интерпретации в зависимости
от той или иной функции. А функции,
в свою очередь, вытекают из сущности
самой культуры. Многомерность культуры
как социального явления проявляется
в её функциях. Рассмотрим некоторые
из них.
1. Гносеологическая функция (гносеология
– учение о познании). Она позволяет
получать знание о мире и
человеке в нём. Культура - это
отражение и освоение мира
через мифы, религию, искусство.
Культура это средство получения
новых знаний о действительности.
К примеру, Ф. Энгельс говорил,
что из романов О. Бальзака
он узнал о жизни французского
общества больше, чем из сочинений
всех специалистов-историков, экономистов,
статистиков той эпохи, вместе
взятых. Культура - это и знание, и
просвещение. Культура формирует
и видение мира, и человеческую
чувственность, и духовный мир.
Поиск всё новых и новых
сторон в предмете, явлении - это
и есть познавательно-эвристическая
функция культуры. Потребность в
данной функции вытекает из
стремления культуры создать
свою картину мира. Интересно
противопоставить русский распространённый
способ общения - ходить в гости
- и французский - встречаться
в бистро, кафе, ресторанах. Что касается
домашнего гостеприимства, во Франции
оно не является столь развитым,
как в России, что неоднократно
отмечалось как русскими людьми,
посетившими Францию, так и
самими французами. Данные этнографические
различия нашли отражения в
лексике двух языков. В русском языке
слово "гость" - популярный семантический
стержень, образующий множество фразеологизмов:
"садись - гостем будешь", "в гостях
хорошо, а дома лучше" и т.д. Это же слово
образует много производных: гостить,
угостить, гостиная и т.д.
2. Трансляционная функция. Её
ещё называют эпистемической. Храня
в себе духовные ценности как конкретного
общества, так и всего человечества, культура
передаёт информацию во всех сферах жизни
от поколения к поколению. Она избирательно
сохраняет и приумножает духовно-культурную
сокровищницу человечества. Культура
является крупнейшим непревзойденным
способом трансляции всего богатейшего
опыта, накопленного человечеством. Поэтому
неслучайно культуру считают социальной
памятью человечества, механизмом социальной
наследственности. Об уровне культуры,
о культурно-интеллектуальном развитии
общества можно судить по тому, насколько
оно вобрало в себя знания из всего культурного
человеческого генофонда.
3. Аксиологическая функция (аксиология
– учение о ценностях). Она
означает, что культура – это
величайшая сокровищница ценностей,
идей, идеалов, образов и т.д.
Культура – это нормативная
система, а потому она формирует
у человека ценностные потребности
и интересы. Вечным и одним
из главных регуляторов человеческих
отношений выступают этические
нормы, в которых выражено наше
представление о добре и зле,
справедливости и несправедливости,
правильности и неправильности
поступков людей. И зависимости
от того, как человек понимает
моральные нормы, какое содержание
в них вкладывать, степени он
их вообще учитывает в обществе,
в такой степени он может
считаться культурным человеком.
Культура – это совокупность
материальных и духовных ценностей.
Согласно аксиологической функции,
культура есть не что иное,
как реализация идеально-ценностных
целей, предметный мир, взятый
под углом зрения его значимости
для человека.
4. Практическая и регулятивная
функции. Если рассматривать культуру
как творчество, поскольку оно
преобразует, реконструирует действительность,
приводит её в соответствие
с общественными потребностями
и человеческими представлении о
совершенстве, то в этом и скажется ее
практическая функция.
В культуре отображается жизненный
материал, его эстетические свойства,
культура приводит и то и другое
в целостное единство под эгидой
(под защитой) эстетического начала.
В культуре находит отображение
как объективный, так и субъективный
мир. Человек создаёт культуру, но
в то же время культура формирует
внутренний мир человека. Поэтому
культуру можно рассматривать и
как процесс и как объект человеческой
деятельности, и как регулятор.
5. Семиотическая функция. Семиотика
– это общая теория знаков
и знаковых систем. Она изучает
те средства, с помощью которых
можно передавать информацию
в процессе общения. Данная
функция связана с тем, что
усвоение культуры человеком
невозможно без знания им определённых
знаковых систем. В зависимости
от способа выражения значения
и характера смысловой нагруженности
по-разному классифицируются знаки. К
примеру, знак принадлежности к культуре
подчёркивает, что данный предмет не природное,
а рукотворное произведение, предмет «второй
природы» (созданной человеком). Существует
множество зданий биоархитектурной формы
(санаторно-курортный комплекс «Дагомыс»
в виде большой ромашки). Все эти здания,
несмотря на природную форму, несут в себе
знак принадлежности к культуре. Отражение
искусством реальности предполагает в
данном случае определённую меру условности.
Нарушение последней ведёт к натуралистическому
правдоподобию, при котором культурный
смысл искусства исчезает.
Семиотический знак может свидетельствовать
и о национальной культурной традиции,
запечатлённой в произведении. Например,
в Средней Азии здания «одевают»
в национально декоративную рубашку.
Её назначение двояко: функционально
она служит солнцезащитной решёткой
и одновременно является знаком национальной
характерности сооружения.
Мы усваиваем принятое в обществе
членение на осмысленное и бессмысленное:
одни элементы поведения оказываются
знаковыми, осмысленными, другие –
незнаковыми, незначимыми. Окажись на
нашем месте человек из другого общества,
с другой культурой, он бы интерпретировал
наше поведение по-своему. Когда в XIX в.
в Южной Америке высадился европейский
путешественник и, встав утром, начал чистить
зубы; наблюдавшие за ним индейцы убили
его, решив, что он занимается страшным
и неведомым им колдовством. Они, таким
образом, так же, как и мы, сочли его действия
осмысленными, но декодировали этот смысл
иначе, чем мы. Они поняли это действие
не как гигиенический, а как магический
ритуал, т.е. поместили его в свою знаковую
систему и соответственно интерпретировали.
Среди всех знаковых систем основной
является язык как средство общения
людей, т.к. это универсальная семиотическая
система, обслуживающая человека во
всех сферах его жизни и деятельности.
Все другие системы имеют другие
задачи, обслуживающие человека лишь в
определённых сферах, в определенных типах
ситуаций.
При семиотическом подходе культура
фиксируется в качестве её сущностной
характеристики: внебиологический знаковый
механизм передачи опыта через так называемый
социокод, как знаковозакреплённую совокупность
деятельности.
6. Коммуникативная функция культуры.
Коммуникация является необходимой
частью человеческой жизни, важнейшим
видом отношений с другими
людьми. Коммуникация – это процесс взаимодействия
субъектов: социальных групп, общностей,
личностей, в котором происходит обмен
мнениями, чувствами, желаниями, настроением,
социальным опытом, способностями и результатами
деятельности. Б. Шоу говорил: «Когда обмениваются
яблоками, у каждой стороны остается по
яблоку. Когда обмениваются идеями, у каждой
стороны остается по две идеи». Благодаря
коммуникативной функции, которая выступает
как способ бытия общества и человека.
Именно в процессе общения происходят
культурная социализация личности и её
самореализация. По мнению Аристотеля,
способность вступать в общение отличает
человека от "недоразвитых в нравственном
смысле существ" и от "сверхчеловека".
Только общение может взрастить личностную
культуру человека. Содержание категории
общения многообразно: это не только вид
человеческой деятельности, но и условия,
и результат этой же деятельности. Известный
представитель герменевтического направления
в философии Г. Гадамер писал: "Язык
есть нечто большее, он есть всеобъемлющая
предвосхищающая истолкованность мира.
Прежде всякой мысли мир есть для нас всегда
мир, истолкованный в языке. Не стоит забывать
о географическом факторе формирования
языка, а, следовательно, и культуры. Безусловно,
в определенных пределах о культуре народа
мы судим по его словарному запасу. Например,
нетрудно предположить, что народ, имевший
в своем словаре десяток слов для обозначения
разных видов снега, живет в Арктике. Сторонники
"гипотезы лингвистической относительности"
(Э.Сепир, Б.Уордо) утверждают, что не только
язык, но и само "видение мира" у разных
народов разное, что каждый народ видит
мир через призму своего языка и поэтому
мыслит и действует иначе, чем другие народы.
Однако ученые, выдвигающие эту гипотезу,
не учитывают, что различия не порождаются
языком, а только проявляются в языке.
Порождаются они в культурно-историческом
опыте народов. У разных народов выделение
понятий идет не одинаковыми путями, ибо
условия их существования тоже не являются
одинаковыми. Скажем, снег может играть
в жизни одного народа весьма существенную
роль, чем у другого, так как является важнейшим
условием его существования, как это имеет
место у северных народов. Для эскимоса
весьма важно, какой снег он имеет перед
собой: рыхлый, колючий, смерзшийся, подтаивающий,
падающий, имеющий твердый наст и т.д. каждый
вид снега определяет и характер его поведения
и трудовой деятельности. Именно у эскимосов
происходит очень тонкая дифференциация
в различении всех видов снега, причем
эта дифференциация идёт по линии выделения
совершенно самостоятельных понятий,
которые фиксируются отдельными словами,
в результате этого в языке эскимосов
появляется 25 отдельных понятий для одного
нашего понятия "снег". Проблема межнационального
межэтнического общения в разные времена
решалось по-разному, в качестве языка
межнационального общения принимался
либо, какой-либо из естественных языков,
либо создавался искусственный (язык программирования).
В истории Западной Европы универсальными
языками общения являются греческий, латинский,
а, примерно с X века, - французский, влияние
которого в XVIII веке достигает невиданной
силы. С середины XX века французский язык
уступает место английскому.