Социологические аспекты культуры и этики управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Большая роль в этом отводится совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

СУ тема 7.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

- утаивание  открытий и изобретений (если  это выгодно фирме);

- пренебрежение  здоровьем и чувствами персонала;

- несоблюдение  данного слова;

- нарушение  устной договоренности;

- аморальное  поведение в быту;

- подбор кадров  по принципу знакомства;

- сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);

- унижение подчиненных;

- унижение перед  начальниками;

- отказ от  принятых обязательств;

- получение  подарков от подчиненных, зависимых  и заинтересованных людей;

- раскрытие  служебных и коммерческих секретов;

- раскрытие  источника информации, полученной  доверительным путем;

- невозвращение  долга в срок3.

Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое  развитие предъявляет к менеджеру  все новые моральные, нравственные требования.

Сегодня в круг этических норм менеджмента входят:

- нетерпимость  к классовому, расовому или национальному  антагонизму;

- уважение к  женщине, признание ее равноправия  с мужчиной;

- уважение к  ветеранам и старикам;

- уважение к  властям и руководителям;

- уважение к  результатам чужого труда;

- уважение к  чужому горю;

- стремление  к чистоте и порядку;

- опрятность  в одежде.

Нарушением  этических норм считается:

- неуважение  к чужим физическим недостаткам;

- неуважение  к чужому мнению;

- неуважение  к науке, образованности, чужому  опыту;

- нарушение  правил общественного поведения;

- обсуждение  качеств и поступков человека  в его отсутствие;

- невыдержанность,  грубость, брань4.

Прямой обязанностью менеджера является приобщение персонала  организации (и прежде всего самого себя) к этическому поведению. Для этого должна планироваться и систематически проводиться работа по изучению этики менеджмента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением этических норм5.

Для проведения указанной работы в организации  могут создаваться специальные комиссии по этике с соответствующими полномочиями. В некоторых организациях функции такой комиссии возлагаются на особое должностное лицо – адвоката по этике. О нем говорят, что он является как бы «этической совестью организации». Комиссии по этике создаются также при объединениях предпринимателей и менеджеров, общественных организациях, работающих в экономической сфере, и т.д. Роль этих комиссий весьма велика, а авторитет непререкаем. В состав комиссий входят наиболее уважаемые, авторитетные бизнесмены, менеджеры, адвокаты. Решение комиссии по этике, содержащее осуждение менеджера за неэтичное поведение, равносильно приговору, не подлежащему обжалованию. Оно способно навсегда подорвать деловую репутацию и поставить крест на карьере менеджера.

2.2 Этика и социальная ответственность руководителя

Наряду с  необходимостью соблюдения этических  норм важнейшей нравственной задачей, решаемой руководителем, является проблема его социальной ответственности.

Социальная  ответственность менеджера предполагает выполнение его организацией определенных обязанностей перед обществом, необходимость добровольно участвовать в решении социальных проблем населения той страны, в которой он работает. Поскольку социальная ответственность является сугубо добровольной, она существенно отличается от нормативной, законодательно закрепленной юридической ответственности. Рассмотрим ее основные отличительные качества:

1. Сложность. Поскольку социальная ответственность в отличие от юридической не имеет строгой нормативной регламентации, реализация ее слабо разработана, во многом носит вкусовой характер, менеджер к ней плохо подготовлен.

2. Неясные последствия. Многие важные акты проявления социальной ответственности не имеют достаточной законодательной базы (например, меценатство, благотворительность) и поэтому их экономические последствия порой не ясны менеджеру. Это вызывает у него опасения и как следствие - отказ от их осуществления.

3. Потеря конкурентоспособности. Расходуя средства на социальные программы, менеджер вынужден включать дополнительные издержки в цену товаров и услуг, давая тем самым преимущества своим конкурентам.

4. Отступление от главной цели управления. Занимаясь бесплатными социальными программами, организация вынуждена отклоняться от своей главной рыночной задачи - максимизации прибыли. Это может привести к необходимости частичного отказа от производства высококачественных товаров, ухода с выгодных рынков сбыта и т. п.

5. Моральное давление. Реализация социальной ответственности инициируется и сопровождается моральным давлением общества. При этом нарушается важнейший принцип рынка - рыночная свобода. Организация в ряде случаев теряет возможность принимать экономические решения исключительно по своей воле.

6. Дополнительный маневр ресурсами. Социальные программы дают возможность использовать для них ту часть ресурсов организации, которая в данный момент не выгодна для целей бизнеса.

7. Возможность получения государственных льгот. Социальная деятельность организации, как правило, встречает ответную реакцию государства в виде всевозможных льгот и других форм поддержки (преимущество в госзаказах, освобождение от части пошлин, арендной платы и т. д.).

8. Благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат. Социальная деятельность организации поднимает ее авторитет в глазах общества и предпринимательских кругах, что в стратегическом плане создает благоприятные условия для инноваций и бизнеса.

9. Возможность выбора программ. Будучи добровольной, социальная деятельность предоставляет менеджеру свободный выбор объектов социальной поддержки, ее характера, не требующий какого-либо отчета6.

 

2.3 Этические  качества руководителя

Успешному руководителю необходимо, прежде всего, умение создавать  благоприятные условия для нормального  труда подчиненных и руководителей  нижнего уровня управления, нужна способность прийти на помощь сослуживцам и поддержать их в трудную минуту, готовность делегировать свои полномочия «вниз», необходимы уверенное владение обстановкой, прогнозирование ситуации, единство слова и дела.

В работе с людьми неприемлемы: навязывание своего мнения и режима труда подчиненным, подавление их инициативы, постоянная подозрительность и недоверие, злоупотребление административными методами, игнорирование, подмена и вмешательство в деятельность нижестоящих руководителей, постоянное недовольство деятельностью персонала, грубые окрики и замечания, нудное «воспитание» и боязнь похвалить хорошего работника7. Подчиненные, да и коллеги, не простят руководителю грубости, бестактности, несдержанности, истеричности и нервозности, вспыльчивости и неуравновешенности, мелочности и завистливости, любви к сплетням и болтливости.

Для того, чтобы обрести необходимые положительные качества и завоевать не только авторитет, но и любовь подчиненных, руководитель должен постоянно и настойчиво культивировать в коллективе уважительное, тактичное отношение ко всем людям, с которыми приходится иметь дело, независимо от их социального положения, должности и «чина». Должен воспитывать в себе умение выслушивать и понимать человека, стремиться быть доброжелательным, внимательным и чутким, избегать всего, что может унизить чужое (и свое) достоинство. Должен быть по возможности мягким и улыбчивым, искренним и правдивым, с хорошим чувством юмора и меры.

Управляющий должен стараться также овладеть необходимыми практическими навыками. Наиболее важные из них – умение творчески мыслить, видеть главное, предвидеть, планировать, быстро принимать решения. Это также умение идти на компромиссы, способность привлекать к себе людей и сплачивать их на решение общей задачи, наконец, необходимые специальные (технические, гуманитарные) рабочие навыки8.

 

Таким образом, этика – это учение о нравственности, морали; отрасль знания; особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Существует так называемая «профессиональная этика», или «деловая этика». Деловая этика – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Успешному руководителю трудового коллектива необходимо хорошо знать настроение людей; оперативно устранять все то, что мешает им трудиться и работать на благо себя и предприятия; умело контактировать с неформальными вожаками и лидерами своего коллектива, находить с ними общий язык, вовлекать их в общественную деятельность, не бояться делегировать им властные (управленческие) полномочия, заручаться их поддержкой в нравственном воспитании коллектива. Ну, а коллектив, в свою очередь воздействует нравственно на людей до тех пор, пока сам непрерывно нравственно совершенствуется. Следовательно, этика управления - это система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации. Последние требуют совмещения основных управленческих принципов с гуманистическими, нравственными требованиями, что предполагает не только знание основных нравственных норм взаимоотношений между людьми, но и соблюдение их в практической управленческой деятельности. Таким образом, соблюдение общечеловеческих и деловых этических норм в управлении ведет к повышению нравственной обстановки в коллективе и повышению его культурных ценностей.

1 Большая Советская Энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com/article127308.html

2 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ, 1997. С.132.

3 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ, 1997. С.147.

4 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ, 1997. С.151.

5 Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. М.:Феникс, 2005. С. 263.

6 Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. М.: Феникс, 2005. С. 312.

7 Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. М.: Феникс, 2005. С. 327.

8 Ладатко Л.В. Этика и культура управления. М.: Феникс, 2006. С. 250.


Информация о работе Социологические аспекты культуры и этики управления