Социология. Школа поведенческих наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:39, доклад

Описание работы

Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным.
С начала 50-х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или «бихевиористскую», главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат, как уже сказано выше, состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако такие приемы, как изменение содержания работы и участие работника в управлении организацией оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях.

Содержание работы

Введение 3
1 Характеристика школы поведенческих наук. 4
2 Предпринимательство как способ удовлетворения потребностей. 7
3 Теории "Х" и "У" Д. Мак-Грегора 9
4 Иерархия потребностей по А.Маслоу. 11
Заключение 13
Литература: 14

Файлы: 1 файл

Школа поведенческих наук.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

4 Иерархия потребностей по А.Маслоу.

Большой вклад в развитие бихевиористского направления в  теории организации и менеджмента внес Маслоу, разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». 
В соответствии с этой теорией у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. А. Маслоу предположил, что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархию или пирамиду из пяти широких страт. В возрастающем порядке это:

- физиологические, или базовые, потребности (пища, тепло убежище, секс и т. д.);

- потребности безопасности (защита, порядок);

- социальные потребности (потребность кому-либо принадлежать, состоять в дружеских отношениях, входить в какую-либо группу);

- потребности в уважении (самоуважение и уважение других, например символы статуса, престиж, слава);

- потребность самореализации, то есть потребность полностью развить свой потенциал (творческие результаты, достижения в воспитании детей ).

Маслоу сделал предположение, что в простейшем случае потребности удовлетворяются одна за другой, то есть как только удовлетворена одна потребность, она выступает мотивацией для удовлетворения следующей и т. д. Но если при удовлетворении группы потребностей возникнет какая-либо новая базовая потребность, человек обратит свое внимание в первую очередь на нее.

С точки зрения "мотивации  в работе" наниматель, считающий, что человек живет лишь хлебом единым, будет поставлен в тупик, поскольку его рабочие будут несчастны и немотивированы. По словам Маслоу, "человек лишь там живет хлебом единым, где вообще нет хлеба".

Следует помнить три  важных положения теории Маслоу:

-Иерархия потребностей очень напоминает развитие человека с детства до старости: младенец нуждается в пище и тепле, безопасности и любви; по мере роста происходит постепенное развитие самоуважения, и, наконец, появляется "самомотивируемый" взрослый.

- Исчезновение удовлетворенных потребностей и появление других в виде мотивации является неосознанным процессом: как только вы устроитесь на работу, вы сразу забудете все прошлые невзгоды и начнете думать о продвижении наверх, о статусе и т. д.; если этого вы не получите, вы будете чувствовать себя несчастным, как будто вовсе и не имеете работу.

- Маслоу отмечает, что пять ступеней не являются чем-то автономным. Существует определенная степень взаимодействия между ними.

 

Заключение

Школа поведенческих  наук значительно отошла от школы  человеческих отношений. Согласно этому  подходу работнику в большей  степени должна оказываться помощь в осознании его собственных  возможностей на основе применения концепций  поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности использования человеческих ресурсов, создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией.

 

Литература:

1. Кравченко  А.И. История менеджмента.- М.:Академический  проект , Альма Матер,2008 г. -352 с.

2. Паркинсон С, Рустомджи М. Искусство управления. — М.: ФАИР, 1997. — 272 с.

3. Подсолонко ЕА, Менеджмент: теория и практика. — К.: Вища шк., 2000. — 254 с.

4.Шегда А.В. Менеджмент — основа современного предпринимательства. — К.: АНиР, 1995. — 268 с.

5. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учеб. пособие. — К.: Т-во "Знания", КОО, 2002. — 512 с.

6. Чейз Р.Б., Эквилайв НДж., Якобе Р.Ф. Производственный менеджмент: Пер. с англ. — 8-е изд. — М.: Изд. дом "Вильяме", 2001. — 704 с.

7. Хмиль Ф.И. Основи менеджменту: Учебник — К.: Вища шк., 2007. — 576 с.

 

 




Информация о работе Социология. Школа поведенческих наук