Содержание, формы и методы международной деятельности МНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Основными признаками, характеризующими деятельность международных корпораций, являются:
1. годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов;
2. филиалы, не менее чем в шести странах;
3. величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны-резиденции.

Содержание работы

1. Содержание, формы и методы международной деятельности МНК 3
2. Организация зарубежной производственной деятельности международных фирм 9
3. Аппарат управления международной деятельностью МНК 15
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Mejdunarodniy menejment.docx

— 42.38 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Содержание, формы и методы международной деятельности МНК 3

2. Организация зарубежной производственной деятельности международных фирм 9

3. Аппарат управления международной деятельностью МНК 15

Список литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание, формы  и методы международной деятельности  МНК

 

           Многонациональные корпорации (МНК) - это международные корпорации как по своей деятельности, так и по капиталу, т.е. их капитал формируется из средств нескольких национальных компаний.

Международные корпорации в последней  четверти ХХ в. стали важнейшим элементом  развития мировой экономики. Повышение  их роли является закономерным результатом  развития международного разделения труда. Будучи, с одной стороны, продуктом  быстро развивающихся международных  экономических отношений, с другой стороны, они сами представляют мощный механизм воздействия на эти отношения.

К концу 90-х годов в мире функционировало  около 60 тысяч международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тысяч дочерних предприятий. Их количество возросло за последние двадцать пять лет более чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тысяч подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний.

Различие в величине международных  компаний значительно. Всего 500 самых  мощных международных компаний реализуют 80 % всей произведенной международными корпорациями продукции электроники  и химии, 95 % фармацевтики, 76 % продукции машиностроения. Из их числа 85 компаний контролируют 70 % всех заграничных инвестиций и 300 транснациональных корпораций обеспечивают почти 75 % валового промышленного продукта мира.

Основными признаками, характеризующими деятельность международных корпораций, являются:

1. годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов;

2. филиалы,  не менее чем в шести странах;

3. величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны-резиденции.

Международные корпорации принято  разделять на три группы.

К первой группе относятся транснациональные  корпорации (ТНК), которые представляют собой крупнейшие компании преимущественно  с однонациональным акционерным капиталом, контролирующим деятельность всей корпорации. ТНК осуществляют свою деятельность в других странах посредством создания там филиалов и дочерних компаний, самостоятельно организующих производство и сбыт продукции, обладающих научно-исследовательскими центрами и другими подразделениями инфраструктуры.

Во вторую группу включаются многонациональные  корпорации. Это тресты, концерны и  другие производственные объединения, которые являются международными фирмами  не только по ареалу их деятельности, но и по контролю над ними. Многонациональные корпорации объединяют национальные компании двух и более стран на производственной и научно-технической основах.

К третьей группе относят международные  корпоративные союзы, которые обычно выступают форме консорциумов. Эти  образования создаются на основе слияния многоотраслевой деятельности (производственной, научно-технической  и коммерческой) и представляют собой  объединения промышленных, банковских и других концернов.

В экономической литературе зачастую все три группы международных  корпораций называют транснациональными.

В 90-х годах ХХ века мы наблюдали  ускоряющийся процесс интернационализации, как производства, так и распределения товаров и услуг, а также управления производством и распределением. Этот процесс включал в себя три взаимосвязанные составляющие: рост объемов прямых иностранных инвестиций, усиление роли многонациональных корпораций как производителей в глобальной экономике и формирование международных производственных сетей.

Прямые иностранные инвестиции тесно связаны с экспансией многонациональных  корпораций как основных производителей в глобальной экономике. Прямые иностранные инвестиции как в развитых странах, так все чаще и в развивающихся принимают форму слияний и поглощений.

Многонациональные корпорации являются основным источником прямых иностранных  инвестиций. Но на долю прямых иностранных  инвестиций приходится только 25% инвестиций в международное производство.

Зарубежные филиалы многонациональных  корпораций используют для инвестиций различные источники, среди которых  займы на местных и международных  рынках, субсидии правительств и финансовые средства местных фирм. Многонациональные  корпорации и связанные с ними производственные сети выступают проводниками интернационализации производства, одно из проявлений которой - рост объема прямых иностранных инвестиций. Действительно, расширение мировой торговли является, в общем, следствием производственной деятельности многонациональных корпораций, поскольку на их долю приходится около  двух третей общего объема мировой  торговли, причем около одной трети составляет торговля, осуществляемая между отделениями одной и той же корпорации. Если включать в расчет сети фирм, связанных с данной многонациональной корпорацией, доля такой внутрисетевой торговли будет гораздо выше. Следовательно, значительная часть того, что мы считаем международной торговлей, есть, фактически, зарубежное производство в пределах одной и той же производственной единицы.

Многонациональным корпорациям принадлежит большая часть мирового объема экспорта промышленных товаров. Доминирование многонациональных корпораций в международной торговле в сфере услуг, учитывая ее либерализацию и заключение соглашения о защите права на интеллектуальную собственность, представляется гарантированным. Как и в случае производства, увеличение объемов торговли услугами на самом деле отражает расширение международного производства товаров и услуг, поскольку многонациональные корпорации и их филиалы, желающие распространить свою деятельность по всему миру, нуждаются в соответствующей инфраструктуре.

Очевидно, что многонациональные  корпорации составляют ядро интернационализированного  производства и, следовательно, являются основной составляющей процесса глобализации. Многие факторы способствуют усилению многонационального характера корпораций. Так, в каждой корпорации на долю товарооборота и прибыли иностранных отделений приходится значительная часть общего объема прибыли корпорации, что особенно выражено в американских компаниях. Часто руководителей корпораций нанимают на работу с учетом знания местных специфических особенностей. Более талантливые сотрудники продвигаются в иерархии корпорации независимо от их национальной принадлежности, что также способствует увеличению неоднородности национального состава высших эшелонов управления корпораций.

Деловые и политические контакты до сих пор остаются самыми значительными  факторами, влияющими на успешность деятельности корпораций, но и там  проявляются национальные особенности  региона действия корпорации. Чем  больше степень глобализации компании, тем шире спектр ее деловых контактов  и политических связей, которые устанавливаются  в соответствии с условиями и  обстановкой в каждой стране.

Несомненно, с этой точки зрения, корпорации являются, скорее многонациональными, чем транснациональными. Важная тенденция  в эволюции мирового производства в 90-х годах ХХ века - это организационная  трансформация производственного процесса, включающая трансформацию и самих многонациональных корпораций. Мировое производство товаров и услуг все больше представлено транснациональными сетями, неотъемлемой частью которых являются многонациональные корпорации, причем частью, недееспособной без остальных компонентов сетей.

Кроме того, малые и средние фирмы  во многих странах сформировали сети сотрудничества, дающие им возможность  быть конкурентоспособными в глобализированной производственной системе. Эти сети объединяются с многонациональными корпорациями и становятся, таким образом, взаимными субподрядчиками. Наиболее часто сети малых и средних фирм являются субподрядчиками одной или нескольких крупных корпораций. Но часто бывает, что такие сети заключают соглашения с многонациональными корпорациями с целью получить доступ к рынкам, технологиям, методам управления или торговой марке. Многие из этих сетей сами по себе являются транснациональными вследствие заключения фирмами соглашений, действующих за границами страны их расположения.

Более того, многонациональные корпорации все больше превращаются в децентрализованные внутренние сети, организованные в  полуавтономные подразделения в  соответствии со странами, рынками, процессами и товарами. Каждое из этих подразделений  связано с такими же полуавтономными  подразделениями других многонациональных  корпораций через ту или иную форму  стратегического альянса. И каждый из этих альянсов является узлом вспомогательных  сетей малых и средних фирм. Эти производственные сети имеют транснациональную географию, которая отнюдь не является недифференцированной: каждая производственная функция занимает в ней соответствующую позицию (с точки зрения ресурсов, цены, качества и доступа к рынку) и/или связывается с новой фирмой, входящей в сеть и расположенной в надлежащем месте.

Таким образом, доминирующие сегменты большинства производственных отраслей вовлечены в мировом масштабе в реально действующие процессы и формируют мировую паутину. Такой производственный процесс  соединяет компоненты, созданные  во многих разных местах различными фирмами  и собранные для особых целей  и особых рынков в новой форме  производства и извлечения прибыли: в дорогостоящем, гибком, соответствующем требованиям потребителей производстве.

Новая производственная система основывается на комбинации стратегических союзов и особых проектов сотрудничества между  корпорациями, децентрализованными  подразделениями каждой крупной  корпорации и сетями малых и средних  предприятий, связывая их между собой  и/или с крупными корпорациями или  сетями корпораций.

Основополагающим в этой промышленной структуре является то, что она  территориально охватывает весь мир, и ее география продолжает изменяться как в целом, так и для каждой отдельной ее части.

 

 

 

2. Организация  зарубежной производственной деятельности международных фирм

 

Одним из главных мотивов создания ТНК  иностранными партнерами является выход  на новые рынки. Особо отмечается возможность долгосрочного использования  потенциала национального или регионального  рынка, некоторых особенностей российского  рынка и структуры сбыта. Не менее  важным представляется краткосрочное  использование рыночных возможностей (например, продажа дефицитных на данный момент времени потребительских товаров).

Одной из ключевых целей создания ТНК является сокращение издержек за счет перебазирования  производства в страну партнера с  использованием производственных преимуществ, в связи с более низкими затратами на персонал. Возможно также более длительное применение устаревающих на Западе технологий.

Потеря  кооперационных связей в рамках постсоциалистического пространства Европы и СНГ и связанное с этим снижение эффективности ряда, прежде всего, сборочных производств, в конечном счете, приводит к невозможности эффективного осуществления производства тех или иных видов изделий. Таким образом, восстановление межгосударственных связей на основе специализации и кооперирования, но на новом, экономически более высоком уровне, является насущной необходимостью отдельного сборочного производства для предприятий является перспективной задачей, решение которой потребует создания более компактных сборочных производств в зоне оптимальной себестоимости.

Имеются возможности для стабилизации и  расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.

В поисках  дешевой рабочей силы многонациональные фирмы открывали за пределами своей страны преимущественно сборочные предприятия, осуществляя НИОКР и сбыт готовой продукции в своей стране. Производственные заграничные подразделения и дочерние компании создаются в виде сборочных производств или в виде производств с полным производственным циклом.

Также получили распространение за границей предприятия-филиалы  с прогрессивной сборкой. Создание сборочных производств в странах-импортерах позволяет компаниям (ТНК) получать дополнительные прибыли за счет сокращения издержек на транспортирование и складирование (до 20 %) и за счет более низких таможенных пошлин.

Одним из наиболее важных для России моментов является присутствие на ее территории представительств и заводов таких  автомобильных гигантов как General Motors (Шушары – Санкт-Петербург, GM-АвтоВАЗ – Тольятти, Автотор – Калининград),  в ноябре 2008 года General Motors запустила на заводе «Автотор» производство полного CKD-цикла модели Chevrolet Lacetti. Строительство и оснащение дополнительных цехов по сварке и окраске обошлось сторонам примерно в 80 млн. евро. Переход на полный цикл сборки Lacetti в Калининграде потребовал дополнительно нанять 1450 сотрудников. Общая сумма инвестиций GM в «Автотор» превысила 350 млн. долларов. 

С 1 апреля 2003 г. ООО «Тойота Мотор» начало свое функционирование на территории России. В апреле 2005 г. Toyota подписала соглашение с Минэкономразвития России и администрацией Санкт-Петербурга о строительстве в городе (промзона Шушары) автомобильного завода. Производство было открыто 21 декабря 2007 г.; на первом этапе завод будет выпускать 20 тысяч автомобилей класса «Е» Toyota Camry в год для внутреннего российского рынка (в дальнейшем возможны поставки на экспорт).

Информация о работе Содержание, формы и методы международной деятельности МНК