Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:01, контрольная работа
Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и, а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений практики, американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.
Введение 3
Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента 4
Создатели американского менеджмента 5
Партисипативное управление, формы привлечения рабочих к управлению 7
Современное состояние американского менеджмента 9
Выводы 12
Практическая часть, тесты 13
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Кафедра теории и практики управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория менеджмента
(История управленческой мысли)»
Тема: Содержание и направления развития американской модели менеджмента
Выполнила :Маркина Е.В.
Студент факультета менеджмента и маркетинга
Курс____2____ № группы ____1_____
Личный номер ___11млд11099________________
Преподаватель___ Маркова Е.С.________________
Липецк 2012
Факторы, оказавшие влияние
на формирование американской модели
Создатели американского
менеджмента
Партисипативное управление, формы привлечения рабочих к управлению 7
Современное состояние американского
менеджмента
Выводы
Практическая часть, тесты
Список литературы
Этим и объясняется актуальность проблемы изучения истории американской модели менеджмента, а, следовательно, и данной работы.
Менеджмент возник в США в начале XX века. Этому способствовало: демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915).
Американский менеджмент
формировался в конце 19 – начале
20 вв., в условиях создания крупных
иерархических структур, разделения
управленческого и
Великая индустриальная революция XVII
- XVIII веков оказала гораздо более
существенное влияние на теорию и
практику управления, чем все предшествующие
революции. По мере того как индустрия
перерастала границы
Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др.
Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.
Создатели американского менеджмента
Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.
Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок . Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) .
Научное управление по Тейлору сосредотачивалось
на работе, выполняемой на самом
нижнем уровне организации. Тейлор и
его последователи
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Основоположником этой американской школы стал Элтон Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.
Для доказательства своих идей Э. Мэйо в 1927 – 1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы – личные и групповые.
Данный опыт положил начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.
Представители этого эксперемента разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения «руководитель – подчиненный»; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение.
Один из важнейших выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том. что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человеко-ведческие» дисциплины – психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу.
Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
Партисипативное управление, формы привлечения рабочих к управлению
Партисипативное управление - программы вознаграждения за труд, стремящиеся усилить внутреннюю мотивацию и заинтересованность работников в трудовом процессе, путем расширения их полномочий в деятельности фирмы. Такая идея могла возникнуть только в Америке, стремящейся к демократии или к наибольшей, максимальной выгоде.
Принципы планирования в экономической организации:
Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:
• предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;
• привлечение работников к процессу принятия решений (сбор
необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);
•предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
• участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;
• предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на
уровне цеха.
2. Создание рабочих советов
(совместных комитетов)
управляющих.
3. Разработка систем участия в прибыли.
4. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
Современное
состояние американского
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Переход от экстенсивных к
интенсивным методам
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация как основная форма предпринимательства.
Американский экономист
указал на три основных исторически
сложившихся подхода к
Информация о работе Содержание и направления развития американской модели менеджмента