Содержание стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

Необходимость разработки стратегического плана как важного инструмента стратегического управления предприятием стала аксиомой в странах с развитой рыночной экономикой. В связи с этим в последние годы в теории общего менеджмента выделилось самостоятельное направление – стратегический менеджмент. Такой интерес к данной проблеме имеет объективные причины, среди которых можно назвать нестабильность общей экономической конъюнктуры, ужесточение конкуренции, дифференциацию вкусов и повышение требовательности потребителей, сокращение жизненного цикла продукта. Быстро и постоянно меняющаяся внешняя среда предприятия в значительной степени усложняет управленческий процесс, и рынок становится все менее предсказуемым.
Целью настоящей контрольной работы является исследовать, необходимость стратегического менеджмента. Для этого в первой главе предполагается освятить вопрос сущности стратегического менеджмента, раскрыть его необходимость. Затем рассмотреть в следующей главе основные составляющие, содержание стратегического менеджмента.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Необходимость и сущность стратегического менеджмента………..5
Необходимость применения стратегического менеджмента...….5
Модель и методология стратегического менеджмента………….10
Сущность системы стратегического менеджмента…………… ..10
Содержание стратегического менеджмента…………………………12
Содержание стратегического менеджмента……………………...12
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………..…18

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент кон-ая работа.docx

— 192.75 Кб (Скачать файл)

Таким образом, эффективное управление организацией включает как эффективный стратегический, так и эффективный оперативный  менеджмент.

 

     1.3. Сущность системы стратегического менеджмента. 
 

          Система  стратегического управления должна  регламентироваться документом, описывающим  распределение функциональных обязанностей  участников процесса стратегического  управления, порядок целеполагания  и стратегического планирования, увязку с оперативными планами  и системами мотивации, контроль  исполнения стратегии и систему  отчётности.  

Процесс, стратегического  управления цикличен,  состоит из 7 шагов (подпроцессов) и предусматривает синхронизацию календарных планов процессов инвестиционного и бюджетного планирования:

1. Разработка стратегии – разработка и утверждение миссии, видения, целей и стратегии Компании;

2. Декомпозиция стратегии - формулирование целей и KPI – перевод стратегии на операционный язык, доведение  целей и показателей до структурных подразделений Компании;

3. Формулирование и утверждение операционного бюджета – осуществляется в соответствии с регламентом бюджетного планирования;

4. Декомпозиция операционного плана - формулирование целей и показателей для работников компании – доведение целей осуществляется в соответствии с моделью компетенции и системой мотивации;

5. Реализация операционного плана – выполнение работы персоналом по достижению целей, исполнению оперативного бюджета с применением системы мотивации;

6. Сбор фактических показателей и анализ выполнения стратегии – подготовка формализованных отчётов для принятия решения органами управления;

7. Рассмотрение отчётов и принятие решения органами управления Компании - о необходимости внесения корректировок в стратегию и оперативный план или продолжении реализации существующей стратегии. Также формулируется предложение о мотивации ответственных за достижение показателей лиц.

Внедрение Системы  стратегического управления затрагивает  ряд сопутствующих регламентов (процессов). Это процесс инвестиционного  планирования, бюджетного планирования, процесс корректировки этих планов, мотивации и систему отчётности и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание стратегического менеджмента

    1. Содержание стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента  компании.

Содержанием стратегического  менеджмента являются:

- определение назначения  и главных целей бизнеса фирмы;

- анализ внешней среды  фирмы;

- анализ ее внутренней  обстановки;

- выбор и разработка  стратегии на уровне стратегической  зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;

- анализ портфеля диверсифицированной  фирмы;

- проектирование ее организационной  структуры;

- выбор степени интеграции  и систем управления;

- управление комплексом "стратегия - структура - контроль";

-определение нормативов  поведения и политик фирмы  в отдельных сферах ее деятельности;

- обеспечение обратной  связи результатов и стратегии  компании;

- совершенствование стратегии;  структуры управления.

Взаимосвязь этих компонентов  отражена на рисунке 2.1.1.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1.1.

 

Рисунок 2.1.1. - Содержание стратегического менеджмента

 

Стратегический менеджмент начинается с определения миссии (назначения) и главных целей фирмы. Это устанавливает контекст, в  пределах которого должна формироваться  стратегия и определяться критерии ее пригодности. Миссия (назначение) устанавливает, зачем фирма существует и что  она должна делать. Целью внешнего анализа является идентификация  стратегических благоприятных возможностей и угроз. Внешнее окружение фирмы  рассматривается на двух уровнях: отраслевое и более широкое макроокружение (5, С. 45).

Целью внутреннего анализа  является идентификация сильных  и слабых сторон в деятельности фирмы. Это включает идентификацию количественных и качественных характеристик ресурсов организации в сферах производства, маркетинга, управления материалами, НИОКР, информационного обеспечения, финансов и т.д.

Стратегический выбор  включает генерацию ряда стратегических альтернатив, соответствующих миссии и задачам фирмы, ее внутренним сильным и слабым сторонам, внешним благоприятным возможностям и альтернативам. Основой этого процесса обычно является SWOT-анализ. Для диверсифицированной фирмы проблемой является выбор оптимального набора СЗХ (создание оптимального портфеля СЗХ), для чего используются специальные процедуры (так называемая "матричная техника"). Оптимизация портфеля СЗХ связана с использованием стратегий входа на рынок и ухода из него.

Для реализации избранной  стратегии фирма должна использовать подходящую организационную структуру  и соответствующую систему организационного контроля.

Практически стратегия разрабатывается  на четырех уровнях управления фирмой .

 

Таблица 2.1.1. - Основные уровни разработки стратегии фирмы

Уровень

Ответственные за разработку (принятие решения)

Содержание разработки

Корпоративная стратегия

Исполнительный директор, ключевые вице-директоры (решение принимается/ пересматривается советом директоров)

Создание и управление портфелем СЗХ Обеспечение синергизма СЗХ как конкурентного преимущества Определение инвестиционных приоритетов  и управление ресурсами в наиболее привлекательных СЗХ Пересмотр/ревизия/унификация основных стратегических подходов шефов  СЗХ

Стратегия СЗХ

Главный менеджер/шеф СЗХ (решения принимаются/ пересматриваются руководством фирмы)

Определение действий и подходов для успешной конкуренции и в  интересах получения конкурентных преимуществ. Формирование реакции  на изменение внешних условий. Унификация стратегических инициатив ключевых функциональных служб. Действия по решению  специфических проблем


 

 

Продолжение таблицы 2.1.1.

Функциональная стратегия

Функциональные менеджеры (решения обычно принимаются /пересматриваются совместно с руководством СЗХ)

Создание функциональных подходов поддержки стратегии бизнеса  и достижения функциональных целей  и функциональных стратегий в  НИОКР, производстве, маркетинге, финансах, кадрах. Пересмотр/ревизия/унификация основных подходов менеджеров более  низкого уровня

Оперативная стратегия

Шефы полевых единиц/ менеджеры  более низкого уровня, в том  числе функциональные (решения, принимаются/ пересматриваются начальниками функциональных отделов)

Разработка более узких  и специфических подходов и действий в поддержку функциональных и  СЗХ стратегий и в интересах  достижения целей полевых единиц и функциональных отделов


 

Этот процесс схематично отображен на рисунке 2.1.2.

 

Рисунок 2.1.2. Потоки информации при формировании стратегии диверсифицированной фирмы

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента  компании.

Заключение

 

        В данной контрольной работе показана необходимость стратегического менеджмента, определены элементы принятие и выполнение стратегических решений. Так же был рассмотрен комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики развития, своевременность решений и действий.

На основе проведенной  мной работы было сделано следующие  заключение:

         Стратегический менеджмент дает  возможность развить широту управленческого  мышления руководителей, делает  их более полезными для организации.  Руководители, имеющие знания и  навыки в области стратегического  менеджмента, имеют больше шансов  добиться быстрого роста по  служебной лестнице, определять  миссию и цели, находить варианты  реализации принятых стратегических  решений.                                   

         Сущность стратегического менеджмента  заключается в ответе на три  важнейших вопроса:

        -где сейчас  находится организация;

       -в каком направлении, по мнению  высшего, руководства она должна  развиваться в будущем;

       -как она собирается попасть  в то положение, где ее хочет  видеть руководство.

Ответы на эти  вопросы дают стратегический анализ, стратегический выбор (или собственно стратегическое планирование) и реализация стратегии (принятого стратегического  решения).

          Во время  принятия стратегических решений  необходимо учитывать все факторы,  которые оказывают значительное  влияние на деятельность предприятия.

         Российские  реалии существенно отстают от  мировой практики. Стоит добавить, что в силу объективной молодости российского рынка большинство компаний управляется собственниками — авторами и победителями фазы первичного накопления капитала компаний, понимающими, что именно их предпринимательская идея дала компании стартовый толчок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. Уч. Пособие Акофф Р.Л. Акофф о  менеджменте: Питер. 2002-447с.
    2. Акулов В., Рудаков М.К. характеристики субъекта стратегического менеджмента.
    3. Виханский О.С. Стратегическое управление:  Учебник.-2-е изд.-М.: Гардарика, 2005.-296 с.
    4. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов.- М. Аспект Пресс, 2002-415с.
    5. Тарахина В.Н. Стратегический менеджмент. Учебник: В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. 4-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2008-496с.
    6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. ЮНИТИ, 2009-356с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Содержание стратегического менеджмента