Состояние инновационной
деятельности и сущность инновационного
менеджмента
Состояние инновационной
деятельности является важнейшим индикатором
развития экономики и общества. В
реализации инновационного пути развития
важная роль принадлежит базовому звену
экономики – предприятиям, являющимся
непосредственными субъектами инновационной
деятельности.
Инновационная деятельность
и ее результативность рассматриваются
в аспекте конкурентных преимуществ.
Инновационность
предприятия отражает его способность
реагировать на изменения внешней среды
путем выпуска новой или усовершенствования
производимой продукции, внедрения новых
технологий производства и сбыта, реструктуризации,
усовершенствования систем организации
и управления.
В настоящее время сформировалось
два основных подхода к раскрытию содержания
инновационной деятельности предприятия.
Традиционно инновационная деятельность
предприятия рассматривается в рамках
его научно-технической политики, связанной
с разработкой и внедрением нового продукта.
В этом случае инновационная деятельность
предприятия представляется в виде процесса
по стратегическому маркетингу, НИОКР,
организационно-технологической подготовке
производства, производству и оформлению
новшеств, их внедрению (или превращению
в инновацию) и распространению в другие
сферы (диффузия).
В качестве основных этапов
инновационной деятельности выступают:
разработка, внедрение, освоение и коммерциализация
инноваций. Реализация
обозначенных этапов предусматривает
следующие виды деятельности:
- проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, видов техники, новых конструкций и изделий, подбор необходимого сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
- разработка технологического процесса изготовления новой продукции;
- проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления новой продукции;
-
разработка и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
- исследование, разработка или приобретение информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
- подготовка, обучение, переквалификация персонала, необходимого для проведения НИОКР;
- проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
- организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и др.
В современных условиях
важное значение в решении проблем коммерциализации
инноваций имеет патентно-лицензионная
деятельность предприятий, связанная
с оформлением патентов и продажей лицензий
на промышленное или коммерческое использование
объектов промышленной собственности.
Комплексный подход к инновационной
деятельности предприятия ориентирован
на использование нововведений, затрагивающих
все сферы и области деятельности предприятия.
В рамках комплексного подхода инновационная деятельность – это деятельность
по проведению изменений во всех сферах
хозяйственной деятельности предприятия
для адаптации к внешней среде с целью
достижения эффективности функционирования
и обеспечения развития.
Инновационная деятельность
предприятий обладает рядом особенностей:
- высокой степенью неопределенности результата и, соответственно, риска;
- значительным отставанием момента получения результата от времени осуществления затрат;
- особым значением человеческого фактора. Успех инноваций во многом зависит от личностных данных участников процесса, их научно-технической компетенции, творческой активности, мотивации труда;
- необходимостью концентрации значительных финансовых ресурсов, особенно для осуществления масштабных инноваций;
- высокими затратами на начальных этапах и стадиях освоения нововведений;
- высокой стоимостью новых видов продукции и услуг, что создает трудности для распространения инноваций.
Для отражения участия
предприятия в инновационной
деятельности используется понятие инновационной активности. Уровень инновационной
активности предприятияопределяется
количеством видов выполняемой инновационной
деятельности, ее качественными характеристиками
и результативностью.
Специфика инновационной деятельности
требует особых подходов к ее управлению,
которые реализует инновационной менеджмент, представляющий
особый процесс управления инновационной
деятельностью предприятия и ее результатами,
включающий функции планирования, маркетинга,
организации, контроля и анализа эффективности
инновационной деятельности.
Принципы современного инновационного менеджмента:
- комплексность – создание системы (организационной структуры, инновационного маркетинга, планирования, контроля и анализа), позволяющей максимально эффективно использовать преимущества инноваций;
- перманентность, что предполагает создание постоянно функционирующей инновационной базы, позволяющей максимально результативно использовать ресурсы для внедрения инноваций;
- целеполагание и стратегическое планирование инновационных процессов для согласования предприятия с целями конкретных инновационных проектов;
- сочетание централизации в определении стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследования и разработки, инновационного маркетинга, организации и оперативного управления инновационными проектами;
- коллегиальность в принятии важнейших решений и обеспечение участие всех звеньев управления и сотрудников в процессе планирования нововведений и инноваций.
В целях повышения эффективности
функционирования предприятия инновационная
деятельность должна обеспечивать:
- наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;
- конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;
- эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;
- организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.
В настоящее время в
стратегиях многих предприятий происходит
определенная переориентация, т.е. переход
от всемерного использования экономического
эффекта крупномасштабного производства
к более целенаправленной инновационной
стратегии . Нововведения представляют
собой важнейшие средства обеспечения
стабильности хозяйственного функционирования,
эффективности функционирования и конкурентоспособности.
Существует строгая зависимость между
конкурентными позициями, эффективностью
предприятия и его инновационным потенциалом.
Эффективность функционирования предприятия
можно достигнуть за счет повышения качества
продукции, реализации политики ресурсосбережения,
выпуска новых, конкурентоспособных проектов,
освоения рентабельных бизнес-проектов.
Сущность инновационного
менеджмента
- Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов, средств и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Цель инновационного менеджмента - изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.
Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать в следующих аспектах: наука и искусство управления инновациями; вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях; аппарат управления инновациями.
Основные задачи инновационного менеджмента:
1. Определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики.
2. Организация управления развитием организаций.
3. Определение перспективных направлений инновационной деятельности;
Оценка эффективности инновационных процессов;
Выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;
Разработка проектов внедрения нововведений;
Создание системы управления инновациями;
Формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;
Принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации;
Обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.
Функции инновационного менеджмента в кадровой работе:
1) как объекта управления: организация и проведение научно-аналитических работ в области развития кадровой работы государства, региона, отрасли, организации, разработка прогнозов, планов, программ, проектов и оценка экономической и социальной эффективности кадровых нововведений, ресурсно-мотивационное обеспечение кадровых нововведений, организация внедрения и контроль за ходом реализации кадровых нововведений;
2) по направлениям и сферам управления персоналом: организация подготовки персонала, повышение его квалификации; поиск, набор, отбор кадров для организации; деловая оценка персонала; передвижение персонала внутри организации (планирование карьеры); работа с элитными кадрами; организация работы службы управления персоналом на основе внедрения кадровых нововведений.
Объекты инновационного менеджмента в кадровой работе — процессы обновления и развития, инновационные свойства, потребности и параметры кадров и кадровых служб организационных структур различного уровня.
Методы инновационного менеджмента в кадровой работе — совокупность приемов, используемых по всему циклу «образование — трудовой процесс — высвобождение (в т.ч. увольнение)» с целью повышения эффективности работы с кадрами. В области подготовки кадров к методам инновационного менеджмента в кадровой работе относят развитие и превращение высшего образования в динамичную, инновационно-восприимчивую разветвленную систему, действующую на основе государственной поддержки и саморегулирования в целях создания наиболее благоприятных условий и приоритета деятельности высокопрофессиональной, наиболее творческой части научнопедагогических работников и структур, коллективов-новаторов, педагогов и студентов. В области комплектации, использования персонала, повышения его квалификации и переподготовки важным условием использования того или иного метода является строгое соответствие кад-рово-образовательной политики новым направлениям развития организации. В области сокращения персонала используются различные методы увольнения: «открытого окна», «селективного сокращения», «тактика запугивания».
Метод «открытого окна» — форма инновационного менеджмента в кадровой работе в области сокращения персонала, который используется администрацией организации в случае значительного сокращения персонала, при этом предоставляется право уйти на пенсию с более низким трудовым стажем.
Метод «селективное сокращение» — форма инновационного менеджмента в кадровой работе в области сокращения персонала, при которой администрация организации позволяет сотрудникам уволиться по льготному режиму в течение ряда лет путем избирательного отбора по подразделениям и лицам в зависимости от сложившейся ситуации.
Метод «тактика запугивания» — форма инновационного менеджмента в кадровой работе в области сокращения и увольнения персонала для стимулирования добровольных увольнений, путем сообщения индивидуального рейтинга работникам, что приводит к увольнению по собственной инициативе работников с низким индивидуальным рейтингом.
Нововведения в кадровых системах научных, научно-образовательных и инновационных структур и их подразделений (это как бы кадровые нововведения «в квадрате» — новое в инновационных структурах).
Функции инновационного менеджера выполняются либо традиционным менеджером, либо специалистом, приглашенным со стороны, например, из консалтинговой фирмы. Главная цель инновационного менеджера — снизить риск в жизнедеятельности фирмы и создать комфортные условия работы для сотрудников. Основными сферами ответственности инновационного менеджера являются: разработка стратегии развития предприятия; организация дела (формирование эффективной структуры и технологии управления) и работа с персоналом.