Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 11:02, реферат
Она предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации также решают вопросы оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.
Этап 4. Функционирование. Этим
этапом завершается процесс адаптации,
он характеризуется постепенным
преодолением производственных и межличностных
проблем и переходом к
Смена этапов вызывает трудности, называемые «адаптационные кризисы», поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного.
На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная программа адаптации. [2, 4]
Анализируя выше изложенные данные, мы можем говорить о том, что адаптация и ее процесс является главным этапом для профессионального становления работников. Адаптация способствует установлению контактов на рабочем месте, что в дальнейшем ведет к более продуктивному взаимодействию, что непосредственно сказывается на результатах труда.
1.3 Программа адаптации.
Как и при наборе кадров, так
и при введении в должность
новичков важно понять основные мотивы,
обусловливающие для них
Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации — их также называют программами ориентации или просто ориентацией.
Большинство авторов разделяют программу на общую и специальную (специализированную).
Общая программа адаптации (табл. 1) касается в целом всей организации. Наиболее полно изложена суть общей программы адаптации в учебнике Базарова и Еремина [5]. Согласно ему, в ходе проведения программы должны затрагиваться следующие мероприятия.
Содержание мероприятий |
Кто проводит |
Общее ознакомление с организацией: история организации, ее традиции и стандарты, виды деятельности организации, ее цели, приоритеты, тенденции развития, продукция и ее потребители, положение на рынке, проблемы организации, общая организационная структура, информация о высшем руководстве |
Заместитель директора по персоналу |
Система оплаты труда в организации: нормы и формы оплаты труда, ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных; стоимость рабочей силы; штрафные санкции |
Начальник (специалист) ОТиЗ, заместитель главного бухгалтера |
Социальные выплаты: виды страхования, различные пособия, особенности пенсионного обеспечения, возможности обучения, социальная инфраструктура организации, правила начисления социальных выплат |
Руководитель службы управления персоналом, заместитель главного бухгалтера, председатель профкома |
Охрана труда и техника
безопасности, правила противопожарной
безопасности и контроля, правила
поведения при несчастных случаях,
здравоохранение и места |
Руководители соответствующих служб |
Отношения работника с
администрацией и профсоюзом: принципы
кадровой политики и подбора персонала,
сроки и условия найма, назначения,
перемещения, продвижения, увольнения;
права и обязанности |
Руководитель службы управления персоналом, председатель профкома |
Табл. 1 – Примерное содержание общей программы адаптации
После осуществления общей программы
следует перейти к
Содержание мероприятий |
Кто проводит |
Функции подразделения: цели, функции и приоритеты подразделения, его структура и руководители, взаимоотношения внутри подразделения и с другими подразделениями |
Руководитель подразделения |
Обязанности и ответственность: должностные обязанности, содержание работы и ожидаемых результатов; объяснение ее важности и соотношения с другими работами в подразделении и в организации; длительность и расписание рабочего дня, перерывы; требования к качеству работы; критерии и методы ее оценки; возможные дополнительные требования |
Непосредственный руководитель |
Правила-предписания: правила,
характерные для данного |
Непосредственный руководитель, инженер по ТБ |
Осмотр подразделения: противопожарная безопасность, кнопка пожарной тревоги; входы и выходы, поведение в случае аварий; информирование о несчастных случаях и опасности; курение на рабочем месте и места для курения, места оказания первой помощи; гигиенические стандарты |
Непосредственный руководитель |
Заработная плата, ее взаимосвязь с результатами труда и квалификацией, механизм начисления, возможности повышения |
Непосредственный руководитель, бухгалтер |
Представление сотрудникам подразделения |
Руководитель подразделения |
Социально-психологическое вхождение в коллектив |
Наставник |
Профессиональное обучение (при необходимости) |
Наставник, курсы в организации, курсы за пределами организации |
Табл. 2 – Примерное содержание специализированной программы адаптации.
1.4 Институт наставничества.
Наставничество - это одна из форм обучения на рабочем месте, акцент
в которой делается на практическую
составляющую. В процессе наставничества
более опытный и
В идеальном виде наставничество должно быть непрерывным,
обеспечивая постоянное развитие сотрудников. Однако здесь есть два ограничения.
Первое: знания и навыки наставника небезграничны, рано или
поздно обучаемый может
«перерасти» своего наставника. В
этом случае процесс наставничества
теряет практический смысл. Для обеспечения
непрерывности процесса, если того
требует специфика сферы
Здесь кроется второе ограничение: наставничество в этом случае
уже не просто процесс развития практических навыков, а составляющая системы знаний, которая требует принципиально иного подхода к управлению, так называемое «knowledge management». Наставник встраивается в информационный поток между менеджером и работником, обеспечивая эффективный вертикальный и горизонтальный обмен информацией и управление передаваемыми знаниями, навыками, технологиями.
Будучи гибким, практическим и экономически эффективным
методом, наставничество может одинаково успешно «работать» в компаниях любого масштаба, любой отрасли и находящихся на любой стадии организационного развития. Его применение особенно эффективно показано в следующих случаях:
Грамотно выстроенная и правильно функционирующая система
наставничества позволяет организации добиться следующих эффектов:
Кандидат на роль наставника должен обладать следующими основными компетенциями:
В данной главе были рассмотрены теоретические аспекты управления персоналом, а так же понятие, функции и этапы процесса адаптация, различные программы адаптации, система наставничества и компетенции, необходимые кандидату на роль наставника.
Информация о работе Совершенствование системы адаптации в организации