Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:05, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение характерных особенностей американской модели менеджмента.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
Изучить историю формирования американской модели менеджмента;
Дать характеристику американской модели менеджмента;
Проанализировать особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской.
Введение………………………………………………………………….…3
1 Историческое формирование американской модели менеджмента…..5
2 Основные характеристики американской модели менеджмента…..…9
3 Сравнение американской и японской модели менеджмента………...22
Заключение……………………………………………………………..…27
Список литературы……………………………………………...………..29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Историческое формирование
американской модели
2 Основные характеристики американской модели менеджмента…..…9
3 Сравнение американской и японской модели менеджмента………...22
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
За всю историю
существования менеджмента
Вовсе не случайно, что центр развития теории и практики менеджмента в начале XX в. переместился из Англии в Америку. Деятельность основоположников «научного менеджмента» отражала характерные тенденции эпохи классического капитализма – свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольших предприятий.
Организация труда и управления в такой «локальной экономике» не требовала систематического применения науки, да и сама наука ещё не была доминирующим общественным институтом, главной производительной силой промышленности. Именно в такой среде могло пройти формирование такого вида деятельности как менеджмент.
Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес - крупные и сверхкрупные корпорации.
Большой бизнес выступает основой любого индустриально развитого общества. Он финансирует и вызывает к жизни также большую науку. Именно невмешательство государства позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами.
Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений. Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.
Целью данной работы является рассмотрение характерных особенностей американской модели менеджмента.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1 История формирования американской модели менеджмента
Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915 гг.). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.
Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок» (1895 г.). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903 г.) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911 г.). Основы системы Ф. Тейлора:
- умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;
- подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;
- обучение и тренировка рабочих;
- сотрудничество администрации и рабочих;
- важная характеристика системы - ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:
- определение
и точный учет рабочего
- подбор функциональных мастеров – по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово - распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
- введение инструкционных карт;
- дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата);
- калькуляция затрат на производство [4, c.112].
Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Научное управление по Тейлору сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. Следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.
Другим представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863-1947 гг.), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека [8, с. 93].
Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922 г.), «Сегодня, завтра» (1926 г.), «Движение вперед» (1930 г.), «Эдисон, каким я его знал» (1930 г.).
Основные принципы системы Г. Форда:
- массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;
- непрерывность и подвижность процесса производства;
- максимальный темп работы;
- новая технология на основе поточного производства;
- точность как стандарт и качество продукции;
- определяющая роль технико-
- экономический эффект системы;
- не быть зависимым от человека, его слабостей [7, c. 67].
Первая попытка применить
психологический анализ к
Основоположником этой американской школы стал Элтон Мэйо (1880-1949 гг.), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.
Для доказательства своих идей Э. Мэйо в 1927-1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы - личные и групповые.
Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.
Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения «руководитель - подчиненный»; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение.
Один из важнейших выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие» дисциплины - психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.
Наиболее последовательно конце
2 Основные характеристики американской модели менеджмента
Корпорация - это система организации бизнеса, в которой владельцы отделены от оперативного управления экономическими процессами, переданного в руки профессионального менеджера. Последнее является принципиальным отличием корпоративной формы организации и управления бизнесом от любой другой, существующей в современной экономике.
История развития корпорации как формы социальной организации неразрывно связана с развитием так называемого общего права, которое в наиболее полном виде сформировалось в Англии и продолжает определять юридические системы многих стран, так или иначе попавших под влияние Англии в прошедшие периоды.
Американское корпоративное законодательство не стало исключением. Первоначально бизнес в этой стране осуществляли лишь английские компании, получившие на это право в самой Англии. Однако развитие бизнеса в США проходило достаточно медленно в силу аграрного характера этой страны. Купцы-одиночки и местные предприниматели находили партнерство вполне достаточной формой для решения большинства своих проблем.
Корпорации, созданные в колониальные времена, в основном решали задачи создания общественной инфраструктуры, управления религиозными организациями, университетами и т.п. Так, например, создание ряда корпораций было связано со строительством железных дорог и каналов, необходимых для освоения больших территорий. Даже после революции эта форма бизнеса не получила распространения, поскольку были свежи воспоминания о королевских корпорациях, контролировавших жизнь колоний в Новом Свете.
Однако все изменилось к концу XIX в. К этому времени число американских корпораций достигло нескольких сотен, а некоторые набрали достаточную экономическую мощь, чтобы нанимать юристов и имели достаточно юридических сил, равных целой специализированной компании.
К началу XX в. корпорации стали доминирующей формой организации бизнеса в таких отраслях, как промышленное производство, добыча полезных ископаемых, транспорт, инфраструктурные отрасли, банковская сфера и страхование. А уже к 1950 г. данная форма бизнеса контролировала 57% ВНП, и продолжает доминировать по сей день [1, c. 117].
Характерной особенностью американских корпораций является то, что только акционеры имеют право влиять на принятие стратегических решений и политику организации. Интересы корпорации тождественны интересам ее акционеров как организованной группы. Менеджеры и работники, составляющие нанятую группу и призванные выполнять установки владельцев, в корпорацию не входят. При этом менеджеры выступают как агенты акционеров, которым делегируются определенные права по управлению корпорацией.
Другая особенность
американских корпораций –
Такая легкость смены
собственников имеет важные
Информация о работе Современная американская модель менеджмента