Современные концепции управления человеческими ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 16:33, доклад

Описание работы

Концепция управления человеком (human being management). В соответствии с этой концепцией человек уже не только особый объект управления, но и субъект управления, который уже не может рассматриваться как «ресурс». Исходя из желаний и способностей человека должна строиться стратегия и структура организации.

Файлы: 1 файл

Современные концепции.docx

— 15.33 Кб (Скачать файл)

Современные концепции 

управления человеческими  ресурсами  

 

          Участие людей в общественном  производстве рассматривалось и  может рассматриваться с различных  точек зрения. Рассмотрим некоторые  современные концепции управления  персоналом.

 

Л.И. Евенко считает, что произошла  смена четырех концепций роли кадров в производстве:

1.  Концепция использования  трудовых ресурсов (labour resources use). Время:  конец 19 века – середина 20 в.  Суть: вместо человека в производстве  рассматривалась  лишь его  функция – труд, измеряемый затратами  рабочего времени и зарплатой.  На Западе эта концепция нашла  свое отражение в марксистских  и тейлористских теориях, в  СССР – в эксплуатации труда  государством.

2. Концепция управления  персоналом (personnel management). Время: с  30-х годов 20 в. В основе –  теория бюрократических организаций,  когда человек рассматривался  через занимаемую им формальную  роль – должность и обезличивался,  а управление осуществлялось  через административные механизмы  (принципы, методы, полномочия, функции).

3. Концепция управления  человеческими ресурсами (human resourse managment). Время: примерно с 70-х  годов. Суть: человек стал рассматриваться  не как элемент структуры (должность), а как некий невозобновляемый  ресурс – элемент социальной  организации в единстве трех  основных компонентов (трудовой  функции, социальных отношений,  состояния работника). В российской  практике эта концепция расцвела  в середине 80-х годов в годы  «перестройки» и носила название  «активизация человеческого фактора».

4. Концепция управления  человеком (human being management). В соответствии  с этой концепцией человек  уже не только особый объект  управления, но и субъект управления, который уже не может рассматриваться  как «ресурс». Исходя из желаний  и способностей человека должна  строиться стратегия и структура  организации. Основоположники концепции  – японцы К. Мацусита и А.  Морита.

 

  Английский профессор  С.Лиз с позиций теории человеческих  отношений выделил семь стратегических  направлений в работе с персоналом.

1. Снижение удельного веса  заработной платы в себестоимости  продукции и оплаты труда работников. Из за высокой оплаты труда  работников в США и Европе  продукция многих западных фирм  стала неконкурентноспособной. В  качестве выхода предлагается  разделить персонал на две  группы: высококвалифицированных постоянных  работников с социальными гарантиями  и высокой оплатой труда «ядро»); малоквалифицированных сезонных  работников без социальных гарантий  и с низкой оплатой труда  («переферию»).

2. Работники – это ресурс, который необходимо максимизировать.  Считается, что единственным источником  долгосрочного преимущества на  рынке является знание способностей  своих работников и максимизация их изобретательности, мотивации и человеческих отношений, а не «копирование» опыта лучших компаний.  (пример «IBM»,  «Hewlett-Packard»).

3. Неразрывная связь стратегии  предприятия и стратегии управления  персоналом. В зависимости от  типа компании она может применять  централизованную стратегию из  единого центра (каскадная модель  Чандлера) и децентрализованную  стратегию, когда самостоятельные  подразделения крупной компании  проводят гибкий маркетинг на  рынке (модели Портера и Фомбрука).

4. Развитие организационной  культуры: общие цели, коллективные  ценности, харизматические лидеры, жесткие позиции на рынке, контроль  сотрудников с помощью социальных  средств. В данном случае ставится  задача достичь «экстраординарных  результатов через деятельность  ординарных людей». Считается, что  высокая внутренняя организационная  культура для некоторых компаний  – ключ к успеху.

5. «Японизация» методов  управления персоналом, широко распространившаяся  после успеха крупнейших японских  компаний. Достигается за счет  минимизации числа уровней управления, высокой организационной культуры, гибких форм организации труда,  высокого качества продукции,  преданности рабочих фирме и  т.п.

6. Управление персоналом  – стратегическая функция. Это  направление предполагает разработку  кадровой стратегии, подбор персонала  исходя из философии фирмы,  вознаграждения с учетом качества  индивидуальной деятельности, минимизацию  трудовых споров и создание  гармонии на рабочем месте,  поощрение коллективных усилий, направленных на выживание компании.

7. Использование моделей  управленческого выбора в работе  с персоналом с учетом четырех  главных аспектов: влияние работника  и способы воздействия на него; процедура движения работника  на фирме; системы вознаграждения; организация рабочего места. Модель  успешно позволяет решить проблему  выбора политики для максимизации  вклада человека в успех фирмы. 

Предложенные направления  в работе с персоналом концентрируют  опыт успешных компаний и современные  концепции менеджмента на Западе.

 

 Наши условия несколько  отличны. Г.М. Озеров, известный  специалист в области работы  с персоналом, полагает, что управление  персоналом в России должно  базироваться на следующих принципах:

1. Человек – основа  корпоративной культуры. Успешные  предприятия уделяют большое  внимание персоналу; когда людей  ставят во главу перемен, они  становятся движущей силой перемен.

2. Менеджмент для всех. Управление должно осуществляться  на трех уровнях: высшее руководство,  среднее руководство («команда»)  и нижнее звено («сотрудники»).

3. Эффективность как критерий  успеха организации. Заключается  в достижении целей с оптимальным  использованием ресурсов и максимизации  прибыли. 

4. Взаимоотношения как  критерий успеха организации.  Возникающие проблемы из «мира  психологии» (психологические отношения,  коммуникации, ценности, мотивы) должны  быть приоритетными по сравнению с проблемами из «мира фактов» (техника, технология, организация).

5. Качество как критерий  эффективности. Необходимо работать  с пятью взаимосвязанными подсистемами  качества: личное, качество команды,  качество продукта, качество сервиса,  качество организации.

6. Команды как критерий  успеха организации. Все работающие  в организации являются сотрудниками. Все они члены социальной группы (команды). Все команды и отдельные  сотрудники, входящие в команду,  вносят вклад как в успех,  так и в провалы организации. 

7. Обучение – ключ к  развитию и переменам и неотъемлемая  часть жизненно важного процесса  продвижения организации. 

 

Анализируя изложенные выше концепции, можно обобщить подходы  к управлению персоналом. Во многих публикациях отмечаются два полюса роли человека в общественном производстве:

-  человек как ресурс  производственной системы (трудовой, людской, человеческий) – важный  элемент процесса производства  и управления;

-  человек как личность  с потребностями, мотивами, ценностями  – главный субъект управления.

 

Другая часть исследователей рассматривает персонал с позиций  теории подсистем, в которой работники  выступают в качестве важнейшей  подсистемы. Наиболее четко можно  выделить две группы систем:

-  экономические, в которых  главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления  материальных благ, а исходя из  этого персонал рассматривается  как трудовой ресурс или организация  людей (коллектив);

-  социальные, в которых  главенствуют вопросы отношений  людей, социальные группы, духовные  ценности и аспекты всестороннего  развития личности, а персонал  рассматривается как главная  система, состоящая из неповторимых  личностей. 

 

Нет единой концепции в  управлении. Все относительно общего уровня развития, мировоззрения, культуры организации... В каждой системе есть свои эффективнейшие принципы и недостатки. На международном уровне постоянно  происходит поиск наиболее эффективных  путей управления - так например, на ряде зарубежных предприятий был  создан  "американо-японский" гибрид, содержащий в себе основные идеи американского  и японского менеджмента.


Информация о работе Современные концепции управления человеческими ресурсами