Современные мотивационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование современной системы мотивации персонала организации

Содержание работы

Введение 3
1. Ключевые понятия мотивации труда 5
2. Структура мотивационного механизма в управлении предприятием 11
3. Системный подход к управлению мотивацией труда 16
4. Совершенствование системы мотивации персонала организации 25
4.1. Оптимизация оплаты труда 25
4.2. Реализация карьерной стратегии и разработка системы комплексного стимулирования труда персонала 27
Заключение 31
Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

Менеджмент Андреева 2012.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

 

2. СТРУКТУРА МОИВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

      Рассмотрение  трудовой мотивации с системных  позиций предполагает необходимость уточнения понятия мотивационной структуры личности. Данному понятию в научной литературе не уделяется достаточного внимания, хотя оно имеет принципиальное значение для объяснения трудового поведения. Под мотивационной структурой личности следует понимать состав и соотношение различных мотивов, влияющих на поведение человека. Мотивационная структура личности имеет индивидуальный характер и может быть описана с использованием следующих характеристик: широта, иерархичность и гибкость .

      Под широтой мотивационной структуры  понимается качественное разнообразие мотивов. Чем больше у человека активных мотивов, тем шире его мотивационная  структура. Иерархичность мотивационной  структуры обуславливается тем, что мотивы могут находиться между собой в различных отношениях с точки зрения осознания человеком их значимости. В этом смысле можно говорить о мотивах, имеющих доминирующее, подчиненное или второстепенное значение.

      Гибкость  мотивационной структуры личности означает, что последняя не является статичным образованием, то есть подвержена изменениям под воздействием самых разнообразных факторов. Гибкость мотивационной структуры личности, с одной стороны, предопределяет сложности управления поведением человека с точки зрения возможностей предсказания результатов тех или иных управленческих воздействий, а с другой, - создает возможности для изменения мотивационной структуры работника в позитивном направлении.

      Снижение  эффективности мотивационных схем вынуждает работодателя искать новые  методы мотивирования сотрудников. При этом, как правило, неденежные мотиваторы не принимаются в расчет. Практика доказывает, что творческий подход к мотивированию персонала не только возможен, но и оправдан. Несмотря на внешнюю спонтанность, всевозможные эксперименты, как правило, вдохновляют персонал на трудовые подвиги ничуть не меньше, чем традиционные элементы системы мотивации. Многие методы морального мотивирования и стимулирования труда, неплохо себя зарекомендовавшие в советское время, к сожалению, не рассматриваются отечественными руководителями в силу некоторого предубеждения, непонимания их применимости и неуверенности в их эффективности. Западные модели управления персоналом в России не срабатывают. Согласно опросам, так думает большинство российских управленцев. Исключение – развитые рынки труда и предприятия, с нуля построенные западным менеджментом. Но чаще даже западный менеджмент вынужден принимать местные правила игры и устанавливать соответствующие конкретной ситуации механизмы управления .

      Помимо активных мотивирующих трудовую деятельность технологий в России отрицательная мотивация не менее значима для управления людьми. Стремление к успеху и избегание неудачи – два основных мотива личности. Другое дело, что у конкретного человека та или иная система может быть развита сильнее. Внешняя среда тоже накладывает определенный отпечаток. Успешные примеры применения системы наказаний обнаруживают несколько серьезных проблем. С одной стороны, можно добиться очень высокого уровня исполнительской дисциплины, но когда контроль по каким-то причинам ослабевает, появляются сплоченные группы людей, которые начинают бездельничать.

      Кроме того, последовательное и тотальное  применение системы негативной мотивации  приводит к тому, что в компаниях  выживают люди только одного типа – дисциплинированные, исполнительные и согласные с тем, что их наказывают. А инициативные и творческие сотрудники быстро уходят.

      Еще один сильнейший фактор, определяющий трудовое поведение, управлять которым  организации гораздо сложнее (если вообще возможно) – это внутренняя мотивация. О том, почему сам человек хочет выполнять порученную ему работу на наивысшем уровне, или наоборот, работает «спустя рукава», почему какой-то род деятельности ему по душе, а другой – нет. Заставить кого-то что-нибудь полюбить или захотеть чем-то заниматься – чрезвычайно сложно.

      Нередко решающей причиной подобной ситуации в организации является смена  сильной внутренней мотивации на сильнейшую внутреннюю демотивацию. Особенностью внутренней мотивации является то, что организация практически не способна повлиять на нее в положительную для себя сторону, но в отрицательную сторону – способна. Когда сотрудник только приступает к новой работе, чаще всего внутренняя мотивация сильна и может быть основным фактором, определяющим поведение на рабочем месте. Основная задача – это не потерять эту выгодную позицию. Раз мы можем повлиять на внутреннюю мотивацию только в отрицательную сторону, необходимо приложить все усилия для минимизации этого влияния.

      Эффективная мотивация сотрудников играет ключевую роль в адаптации последних к рыночной экономике, определяет уровень их выживания и конкурентоспособности.

      В организациях, с низкой мотивацией персонала, проявляется ряд типичных проблем: низкий уровень исполнительской  дисциплины; неудовлетворенность работой сотрудников; низкий профессиональный уровень персонала; безынициативность сотрудников; слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения; халатное отношение к труду; отсутствие условий для самореализации потенциала сотрудников; неудовлетворительный социально-психологический климат; низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных; низкий уровень межличностных коммуникаций; проблемы при создании согласованной команды; слабая перспектива роста карьеры; отражающаяся на рабочем настроении сотрудников; организационная неразбериха; недостаточное внимание к учебе и стажировки кадрового резерва (если такой формируется) и многие другие. Из-за неэффективной мотивации работа в некоммерческом секторе во многом потеряла престиж, не является социально значимой ценностью .

      Субъективная  оценка работниками справедливости зарплаты является одним из важнейших  аспектов влияния оплаты на отношение  к труду. Это своеобразный «бумеранг», возвращаемый организации в ответ  на недостатки в системе оплаты, недостаточную информированность и зыбкость критериев оценки труда.

      Особенность влияния этого фактора на отношение  заключается в том, что удовлетворенность  справедливостью распределительных  отношений не обязательно способствует повышению эффективности труда, но предупреждает ее «сдерживание». Интересен тот факт, что в абсолютном выражении справедливый уровень заработной платы и размер прироста к заработной плате варьируются в прямой зависимости от фактической величины заработка: уровень притязаний тем ниже, чем меньше сотрудник зарабатывает.

      Продуктивной  технологией является система мотивирующей оценки персонала, в которой человек  мотивируется на работе двумя главными ориентирами: возможностью индивидуального  продвижения по карьерной лестнице (т. е. повышения статуса и зарплаты), и взаимным сравнением, из-за чего работник оказывается удовлетворен или не удовлетворен своим положением не только сам по себе, но и в сравнении с другими сопоставимыми группами работников.

      Проблема  мотивации в организациях не может быть решена без учета действия механизма непосредственного изменения поведения членов организации. Это означает, что, прежде всего, необходимо выявить функциональные или желательные виды поведения сотрудников и возможности их дальнейшего развития посредством дифференцированного контроля.

      На  рисунке 3 представлен процесс формирования мотива деятельности.

      Рисунок 3 – Процесс формирования мотива деятельности 

      Исходя  из ценностной ориентации индивидуума, требований и ограничений его  внутренней и внешней среды, у человека формируется интерес к какому-либо объекту (материальной, социальной, эмоциональной и др. стороне его жизни). Интерес к объекту формирует чётко ограниченную, сформулированную и определённую потребность в объекте, деятельности, ощущении и т.д.

      Следует отметить, что без наличия интереса человека к данному объекту, не может  быть и речи о возникновении потребности  в нём. Потребность в свою очередь  формирует мотив деятельности или  бездействия, то есть путь или процесс удовлетворения интереса .

      Таким образом, мотивацию следует рассматривать  как комплекс её различных форм (мотивация  к труду, мотивация к развитию, мотивация к преобразованиям  и т.д.) с определяющей ролью мотивации  к труду.

3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ МОТИВАЦИЕЙ ТРУДА

 

      В современных организациях руководство  должно ориентироваться на системный  подход к мотивации персонала, что  является обязательным условием профессионализации управления и рационального использования  организационных возможностей стимулирования работников к трудовой активности.

      Системный подход к мотивации персонала  основан на всестороннем учете психологических  принципов мотивационного процесса индивидуальной и групповой деятельности, а также действенных методах  мотивации привлечения, удержания  и эффективного труда. Данный подход включает управление мотивацией работников на всех уровнях с использованием всех видов мотивации: в зависимости от временных рамок - долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной и сиюминутной; в зависимости от стимулов - материальной и нематериальной, денежной и неденежной .

      Мотивация персонала осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях, каждый из которых имеет свои особенности:

      1. На личностном уровне осуществляется  долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная и сиюминутная мотивация каждого работника. Здесь действуют все три типа мотивации: привлечения, удержания и эффективного труда. В отношении одного работника мотивация может быть эффективной, а в отношении другого неэффективной. На данном уровне мотивации ситуационный фактор имеет большое значение. Использование одних и тех же методов и подходов к мотивации работника в различных условиях приводит к различным результатам, поэтому основными принципами мотивации на личностном уровне являются своевременность, дифференцированный подход и связь с интересами работника. Важнейшими факторами эффективной мотивации работника на личностном уровне являются ясность задания, его соответствие компетенции, компетентности и интересам работника.

      2. На групповом уровне осуществляется  мотивация результативной и эффективной  групповой работы. Мотивация групповой работы сводится к определению круга заданий, эффективное выполнение которых возможно групповым способом, и созданию оптимальных условий для группового взаимодействия. Ключевыми факторами эффективной групповой мотивации являются групповые характеристики, лидерство и стиль управления. Принципами групповой мотивации являются продуманность, доверие и открытость.

      3. На организационном уровне мотивация персонала осуществляется с помощью экономических и политических методов стимулирования, поддерживаемых всеми подсистемами управления.

      Важными факторами эффективной мотивации  на организационном уровне являются имидж организации и репутация  менеджеров, а также ее адекватность стратегическим целям и изменяющейся организационной среде. Результативность мотивации определяется ее социальной оценкой и ожиданиями работников.

      Основные  особенности мотивации персонала  на личностном уровне определяются следующими факторами:

      1) потребностями работников продать  свои способности и умения для обеспечения материальных условий жизнедеятельности;

      2) потребностями работодателя в  привлечении, удержании и использовании  усилий работников для достижения  целей организации;

      3) потребностями работника реализовать  другие ожидания в рамках организационной деятельности и  возможностями работодателя удовлетворять не только материальные потребности работников .

      Помимо  нахождения баланса материальных интересов работника и работодателя, системный подход к мотивации на личностном уровне включает:  обеспечение результативности деятельности работника и развития его уверенности в достижении положительного результата; своевременную оценку руководства и адекватное вознаграждение успехов и неудач работника; соответствие вознаграждения за труд ожиданиям работника .

      Эффективная мотивация персонала на личностном уровне связана с удовлетворением  его ожиданий от своего вклада в  деятельность своей компании и определяется следующими факторами:

      –  нахождением и поддержанием баланса  материальных интересов сотрудника и работодателя;

      –  созданием и поддержанием условий  для раскрытия и рационального использования потенциала сотрудника;

      –  созданием условий для роста  и развития сотрудника.

      Рассмотрим  основные особенности мотивации персонала на групповом уровне. Групповое взаимодействие и групповая работа важны как для сотрудника, так и для работодателя. Специалисту групповое взаимодействие позволяет реализовать многие личностные мотивы (в частности, мотивы принадлежности, сопричастности, уважения и признания), а для работодателя групповая работа часто является обязательным условием реализации намеченных планов.

Информация о работе Современные мотивационные системы