Современные подходы в построении структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:13, доклад

Описание работы

Эдхократия — это в то же время и управленческий стиль, и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность, и она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск так же, как и вознаграждения, делится между участниками.

Файлы: 1 файл

45.docx

— 17.17 Кб (Скачать файл)

45. Современные подходы в построении  структур управления

В последнее время формируются  новые типы организаций. К числу  таких новых типов относятся  эдхократическая организация, многомерная  организация, партисипативная организация, предпринимательская организация  и, наконец, организация, ориентированная  на рынок.

Эдхократия — это в то же время  и управленческий стиль, и организационный  дизайн. Ключевым в ней является компетентность, и она ценится  наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается  тот, кто добивается успеха. В эдхократической  организации индивид испытывает сильное давление извне, которое  частично ослабляется групповой  работой, создающей чувство общности в работе. Риск так же, как и  вознаграждения, делится между участниками.

Основой многомерной организации  является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи:

• обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами;

• производство для конкретного  потребителя, рынка или территории продукта или услуги;

• обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории.

Основными преимуществами многомерных  организаций Р. Акофф считает  следующие:

• отсутствует необходимость в  проведении каких-либо реорганизаций  с целью изменения приоритетности критериев, используемых при проектировании работ. Акценты могут быть изменены путем перераспределения ресурсов руководством организации;

• подразделения можно создавать, ликвидировать или модифицировать без серьезных изменений положения  других подразделений. Чем больше частей организации контактируют с «многомерной»  группой, тем меньше воздействуют на нее изменения в этих частях;

• создается максимально благоприятная  ситуация для делегирования полномочий при том, что роль руководства  организации остается ведущей;

• к каждому многомерному образованию  применяется унифицированная, четко  фиксируемая и легко измеряемая мера эффективности — получаемая прибыль, что предотвращает выполнение псевдоработы и возникновение элементов  плохой бюрократии.

Несмотря на многие преимущества многомерной  организации, тем не менее даже с  ее помощью бывает трудно создать  такую структуру, которая устраивала бы всех членов организации и адекватно  мотивировала бы их деятельность. Ряд  специалистов считают, что данная проблема более успешно решается, если членам организации предоставляется право  участвовать в принятии решений, касающихся их работы. Последнее уточнение  является принципиальным и отличает в корне организации, построенные  на «участии работников в управлении», или так называемые партисипативные  организации, от организаций, где посредством  создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в  работу других членов или час­тей  организации. Наглядным примером такого подхода явилось введе­ние в  период перестройки на предприятиях бывшего СССР выборности руководителей  и создание на них советов трудовых коллективов, поставленных волею закона над руководством и призванных демократизировать  управление предприятием.

Лежащее в основе партисипативной  организации участие работников всех уровней в управлении предполагает:

• участие в принятии решений;

• участие в установлении целей;

• участие в решении проблем.

Степень и формы участия в  управлении наполняют партисипативность  определенным содержанием. Различается  три степени участия:

• выдвижение предложений;

• выработка альтернативы;

• выбор окончательного решения.

Быстрые и динамичные изменения  последнего десятилетия, произошедшие во внешнем окружении деловых  организаций, способствовали развитию особого типа организаций, получивших название предпринимательских. Появление  этих организаций было связано с  необходимостью создания реальных экономических  ценностей на устойчивой и постоянной основе путем поиска и реализации всех имеющихся в этом направлении  возможностей. Этого также требовала  необходимость мотивации работников к принятию ими на себя ответственности  за создание этих экономических ценностей. И наконец, предпринимательские  структуры как способ вознаграждения отдельных лиц и групп были вызваны к жизни необходимостью балансировки выгоды и риска, получаемых и разделяемых отдельными лицами и группами.

Предпринимательские организации  ориентированы на рост и больше рассчитывают на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Реализация этих возможностей и использование для  этого ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизодической и  поэтапной основе. Контроль за ресурсами  носит обычно опосредованный характер (аренда, заем и т.п.). Структура управления предпринимательской организацией характеризуется малым количеством  уровней, гибкостью и сетевым  построением. Деятельность такой организации  обычно оценивается не на основе производительности, а на основе эффективности. Мотивация  предпринимательской деятельности строится на поиске возможностей и  достижении результата, а не на необходимости  использования ресурсов. С точки  зрения организационного построения, предпринимательские структуры  базируются на индивидуальной инициативе, а не на координации, как это имеет  место в традиционных организациях. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. В предпринимательстве индивидуальная компетентность важнее организационной  компетентности. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и  их квалификация.

Организация, ориентированная на рынок, или, как еще говорят, «движимая  рынком» организация, может быть описана следующим образом. По характеру  взаимодействия с внешней средой (т.е. рынком) это органический тип  организации, быстро адаптирующийся к  происходящим вне нее изменениям. По характеру взаимодействия частей внутри организации это либо развитая дивизиональная, либо реальная матричная  структура. И наконец, по характеру  взаимодействия индивида с организацией это индивидуалистский тип. Принципиальным отличием данного типа организации  от других является то, что если в  предыдущих случаях непосредственно  вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех частей организации вокруг рынка или  рынков.


Информация о работе Современные подходы в построении структур управления