Современные проблемы формирования системы оплаты труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:54, доклад

Описание работы

Проблема оплаты труда - одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе. В настоящее время широкое распространение получили гибкие бестарифные системы оплаты труда, основанные на участии работников в прибылях или доходах предприятия. В данных системах заработная плата работников состоит из двух основных частей: постоянной и переменной.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 21.89 Кб (Скачать файл)

Проблема оплаты труда - одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного  решения во многом зависят как  повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический  климат в обществе.

В настоящее время широкое  распространение получили гибкие бестарифные  системы оплаты труда, основанные на участии работников в прибылях или доходах предприятия. В данных системах заработная плата работников состоит из двух основных частей: постоянной и переменной. Постоянная часть представляет собой базовый оклад работников, который регламентируется запланированным фондом заработной платы, а переменная часть представляет собой доплату, размер которой зависит от значимости общего вклада персонала в успех организации.

Такие системы на практике доказали свое преимущество перед традиционными  схемами, так как тесная связь  зарплаты сотрудника с эффективностью его деятельности приносит дивиденды  и ему, и компании.

Современная система оплаты труда характеризуется следующими моментами:

  1. С 1 октября 2013 года в Российской Федерации на 5,5 процентов увеличивается оплата труда работников бюджетной сферы. Это касается органов исполнительной власти, государственных академий наук, ВУЗов, а также гражданских сотрудников воинских частей. 
  2. Доходы наиболее обеспеченных граждан примерно в 16 раз превышают доходы наименее обеспеченных.
  3. Число недовольных своим заработком россиян растет. Количество россиян, определяющих свой доход как низкий, увеличилось по сравнению с 2011 годом на 3 процентных пункта, сообщил Левада-центр. Практически половина россиян (47%) считает свой семейный доход средним (от 15 тысяч рублей до 40 тысяч рублей). Два года назад, когда проводился аналогичный опрос, так свою ситуацию оценивали 39% опрошенных. Больше среднего в настоящее время получают 17% россиян (против 21% в 2011 году).
  4. Опрос проводился в сентябре 2013 года среди более чем 1,6 тысячи человек в 130 населенных пунктах страны. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.
  5. Высокий уровень дифференциации по оплате труда в регионах.

В качестве показателя для  выявления межрегиональных зарплатных различий применен коэффициент Джини, показывающий насколько неравномерно распределяются доходы среди различных групп населения. Наибольшее неравенство зарплат в России в национальных республиках Тыва, Дагестан и Чечня и в Москве, а наибольшее социальное равенство среди всех регионов России наблюдается в Белгородской области, где коэффициент Джини равняется 29%.

Для определения диспропорций в зарплатах по российским регионам используется медианное значение, которое более точно отражает благосостояние среднестатистического работника в регионе по сравнению с часто использующимся средним значением. Медианная зарплата является величиной, при которой ровно 50% работников в регионе зарабатывают больше этого уровня, а 50%, соответственно, меньше

  1. Тарифно-окладная система безнадежно устарела и не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Новые подходы к стимулированию предполагают отказ от традиционных повременных систем или оплаты по коэффициенту сложности, а также их замену на оплату труда, состоящую из двух компонентов: базовой ставки и дополнительных стимулирующих выплат.
  2. Схема стимулирования за один фактор (объем продаж) стала неэффективной, т.к. упускаются из виду другие важные факторы. Такие факторы как: удержание старых клиентов; параллельно с традиционными продажами — освоение новых рынков, работа с новыми клиентами и т.д.
  3. Недостатки метода оплаты «процентами от продаж», которые проявляются в  том, что:

1) Объем продаж и трудоемкость сделок, как правило, не имеют между собой ничего общего.

o Крупные сделки непомерно и незаслуженно поднимают ЗП;

o При мелких продажах менеджер так же незаслуженно теряет в заработке, и руководству приходится искусственно увеличивать процент, подгонять его под плановую зарплату;

o При сезонных колебаниях продаж зарплата также не соответствует затраченному труду: на пике продаж она незаслуженно велика, в неблагоприятные периоды она несправедливо мала.

2) Продавцы при оплате процентом от продаж с неохотой берутся за мелкие продажи.

3) Размеры доходов предприятий одной сферы отличаются в разы или даже на порядок, поэтому ставить зависимость ЗП от дохода неверно.

Возможные пути решения проблем:

  1. Создание определенных механизмов осуществления государственной политики. Они должны предусматривать сокращение расслоения населения по уровню заработной платы за счет осуществления различных налоговых и иных мер перераспределения доходов граждан и предприятий (например, в зависимости от уровня рентабельности).
  2. Построение системы грейдинга  - компании получают возможность решить сразу несколько задач: сформировать единые правила взаимосвязи квалификации и должностного оклада сотрудника; определение ценности существующих рабочих мест для стратегии организации; создать эффективную систему вознаграждения сотрудников; оптимизировать фонд оплаты труда.
  3. Использование системы KPI –ключевого показателя эффективности, позволяющего оценить эффективность выполняемых действий. Применять KPI можно как для оценки работы всей компании, ее отдельных подразделений, так и конкретных работников. Она  позволяет: обеспечить контроль за текущими и долгосрочными показателями деятельности организации; оценить личную эффективность каждого сотрудника, подразделения и организации в целом; ориентировать персонал на достижение требуемых результатов; управлять бюджетом по фонду оплаты труда и сократить время на его расчет.
  4. Поднятие МРОТ до ПМ ТЧ. Чтобы это сделать, необходимо выработать принципиально новые подходы в реализации политики доходов и оплаты труда. Во-первых, органам государственной власти следует отказаться от остаточного принципа выделения финансовых ресурсов на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. И, во-вторых, важно нацелить деятельность руководителей организаций на рост производительности труда.

Информация о работе Современные проблемы формирования системы оплаты труда в России