Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 10:20, курсовая работа
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Цель моей курсовой работы - рассмотреть современные технологии мотивации труда, определить методы мотивирования и их реализацию в практике управления персоналом в России и за рубежом.
Введение
Глава 1. Общая характеристика мотивации как функции менеджмента
1.1 Понятие мотивации персонала
1.2 Мотивационный процесс
1.3 Современные системы мотивации служащих
Глава 2. Методы мотивирования персонала и их практическая значимость
2.1 Методы мотивирования
2.2 Использование мотивации в практике менеджмента
2.3 Практические советы успешного мотивирования персонала
Глава 3. Мотивация в России и за рубежом
3.1 Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий других стран
3.2 Мотивация труда на российских предприятиях
Заключение
Библиографический список
В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии.
2.2 Использование мотивации в практике менеджмента
Говоря о мотивации, нужно
констатировать, что нет какого-то
одного «лучшего» ее способа. У людей
множество разнообразных
* работа по совершенствованию
материального вознаграждения
* разработка и осуществление
систем и мер моральных
* создание условий
* гарантирование занятости,
деловой карьеры, возможностей
повышения квалификации и т.д.
Менеджер, помимо этого, должен
оценить степень трудового
Есть несколько способов вознаградить людей за труд:
1. Материальное вознаграждение
за более интенсивный труд
и лучшее его качество вне
зависимости от стажа
2. Разовое денежное
3. Повышение в должности,
звании, которые в наибольшей
степени соответствуют
4. Поощрение свободным
временем или предоставление
возможности работнику
5. Общественное и личное
признание заслуг работника
«Весь «набор» данных стимулов к труду должен быть гласным, известным всем сотрудникам и действительно заслуженным.
Важно разобраться в вопросе, кого и чем можно поощрять, как это делать. Однако в любом коллективе можно увидеть не только тех, кто постоянно стремится к лучшим результатам в труде. В этой связи возникает вопрос о наказании работников, допустивших промахи в работе, злоупотребления, хищения, подлоги, нанесшие материальный и моральный урон фирме.
Говоря о таком способе вознаграждения, как деньги, нет необходимости убеждать, насколько это важно, В бизнесе деньги - символ успеха. Формы денежного поощрения могут быть различны: повышение заработной платы, премии, участие в прибыли фирмы.
Организации заработной платы на предприятии придается огромное значение. Организация заработной платы осуществляется с помощью нормативов, тарифной системы, форм и систем заработной платы и т.д.
Тарифная система - совокупность нормативов, определяющих дифференциацию оплаты труда в зависимости от сложности и условий труда, форм заработной платы и специфики отрасли [15, с. 68].
Формы и системы заработной
платы - порядок ее начисления в зависимости
от организационных условий
Существует две формы заработной платы: сдельная, при которой заработная плата начисляется за каждую единицу продукции или выполнения объема работ, и повременная, при которой заработная плата начисляется по тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.
Систем оплаты труда существует очень много, особенно это касается сдельной формы заработной платы. Назовем две:
1. Сдельно-регрессивная система,
или «система дележа премий».
При этой системе заработки
растут медленнее, чем
2. Система нормирования
дневной выработки.
В случае успешной работы предприятия и экономии на заработную плату образуется премиальный фонд. 25 % этой экономии идет в резервный фонд, а остальное распределяется между работниками.
Разновидностью этой системы является так называемая «формула общего коэффициента», основанная на доле расходов на рабочую силу в объеме реализованной продукции. Обычно это соотношение относительно стабильно на предприятиях. При помощи этого коэффициента находят допустимые расходы на заработную плату. Если фактические затраты на заработную плату меньше, то полученную экономию выплачивают в виде премий.
Широко применяются формы коллективного премирования. В настоящее время они рассматриваются как лучшие. Их также очень много, но их можно свести к трем основным разновидностям:
1. Система участия в
распределении прибылей (заранее
определяется доля прибыли,
2. Система участия в
результатах работы
3. Дивидендная система (участие в прибыли).
Еще один способ вознаграждения - признание. Как ни сильны материальные стимулы, моральные могут быть еще сильнее. Особенно большое удовольствие доставляет человеку общественное признание, когда его работу отмечают в присутствии остальных членов коллектива. Это также повышение в должности, звании.
Следующий способ - свобода. Для некоторых людей постоянный контроль и опека - только помеха в работе. Если такой человек справляется с работой, ему можно предоставить больше свободы, например разрешить часть работы делать дома.
В этом аспекте большой интерес для работников представляют внедряемые на предприятиях различные новые типы расписаний работы (гибкий график). Например, скользящий график, при котором разрешается менять время начала и окончания работы, но при этом необходимо работать полный рабочий день. Переменный день - это график, при котором разрешается менять продолжительность рабочего дня. Гибкое размещение позволяет менять не только часы, но и расположение работы - можно работать дома, в филиалах и т.п.
Конечно, не всякие виды и организация труда позволяют использовать гибкое расписание времени, но эта форма мотивации нашла широкое применение в практике зарубежных и отечественных предприятий. По некоторым данным, сегодня телеработой (работа дома за компьютером) занято около 15% рабочей силы.
Еще один способ вознаграждения - перспектива. Многие фирмы теряют своих лучших работников, потому что не дают им возможности «расти». Если руководитель хочет удержать таких людей, он должен открывать перед ними перспективу профессионального роста. Это не значит, что всех хороших работников нужно постоянно передвигать на более высокие должности. Можно вознаградить иначе, например, поручив новую, более сложную и ответственную работу с соответствующей оплатой.
Заключая этот вопрос, следует сказать об острой проблеме сегодняшнего дня - улучшении условий труда.
На этапе перехода к
рынку значимость условий труда
как одной из важнейших потребностей
человека возрастает. Новый уровень
социальной зрелости индивида отрицает
неблагоприятные условия
1) ликвидировать ненужные предметы на рабочих местах;
2) правильно располагать и хранить нужные предметы;
3) постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;
4) постоянная готовность рабочего места к проведению работы;
5) усвоить дисциплину и
соблюдать перечисленные
Состояние рабочего места
оценивается ежедневно при
Итак, менеджеру, занятому разработкой
мотивации труда, важно знать
личные и общественные интересы сотрудников,
мотивационную структуру
2.3 Практические советы
успешного мотивирования
Для успешного мотивирования персонала можно дать следующие практические советы:
1.Учесть советы
2. Необходимо определить,
что мотивирует лично Вас.
3. Узнать чего люди хотят
от работы. Люди могут желать
лучшего статуса, более
Например, хотят ли они:
- более интересной работы?
- более квалифицированного руководства?
- больше возможностей
увидеть конечный результат
- большего участия?
- большего признания?
- большей конкуренции?
- больше возможностей для развития?
4. Проявление интереса к работе. Поощрение сотрудников за хорошо сделанную работу. Проявление искреннего интереса, не выходя за рамки и не стоя ни у кого за спиной.
5. Устранение, мешающих факторов.
Определить, что мешает успешной
мотивации - это могут быть
физические причины (помещения,
6. Проявление заботы. Если
культура работы допускает
7. Осторожнее с денежными
поощрениями. Многие люди
8. Принятие решения. Выслушав
сотрудников, необходимо
9. Управление изменениями. Принять политику - это одно, а совсем другое - применить её. Если немотивируемость уже укрепилась, потребуется пересмотреть весь стиль управления в организации. Один из самых естественных инстинктов человека - сопротивляться переменам, даже если они могут приводить к улучшению. Так что от способа, которым будут внедряться изменения, будет очень сильно зависеть их успех или провал
10. Понять предпочтения в обучении. Перемены немыслимы без обучения. Питер Хани и Алан Мамфордв своей Инструкции по Изучению Стилей определили четыре основных стилей обучения:
- активисты: любят принимать
участие во всем новом. Не
любят оглядываться назад,
- теоретики: любят по рассуждать теоретически. Не любят заниматься чем-то, не имея на то четких целей и причин;
- мыслители: любят посидеть и всё обдумать. Не любят, когда на них оказывают давление в принятии решений;
- прагматики: им нужно
видеть связь между темой и
выполняемой работой. Лучше
По мере того, как каждый учится разным стилям и подходам, люди будут всё лучше воспринимать мотивы и предложения для достижения общей цели.
11. Обеспечение обратной
связи. Обратная связь - один
из наиболее важных элементов
в цикле мотивации. Не нужно
заставлять людей ждать вестей
о том, насколько успешны их
предложения и разработки. Аккуратно
и тактично комментировать