Современные теоретические концепциив менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение иерархии между людьми.
А. Смит утверждал, что «для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Потребность управления в деятельности человека…………………… 4
1.1. Понятие менеджмента…………………………………………….. 4
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента…………. 8
1.3. Школы менеджмента…………………………………………….. 12
2. Современная система взглядов на менеджмент……………………... 25
2.1. Условия эффективного экономического развития
систем управления организациями в России…………………... 25
2.2. Особенности российского менеджмента……………………….. 31
Заключение……………………………………………………………….. 38
Список литературы……………………………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Комплексная трактовка  – крупное теоретико-методологическое достижение управленческой мысли 1960 – 1970-х гг.

С начала 80-х гг. XX в. в теории управления постепенно встает необходимость в новой крутой ломке сложившейся системы управления. В 1986 – 1989-х гг. ставится вопрос: а возможна ли в принципе новая система управления в рамках существующей модели социализма, внутренняя логика развития которой неизбежно ведет общество в тупик?

Вопрос этот ставится в публикациях таких авторов, как В. Селюнин,  
А. Стрелянян, А. Ципко, С. Шаталин, Н. Шмелёв и др.

События августа 1991 г. внесли ясность в ситуацию противостояния и ознаменовали собой завершение социалистического этапа эволюции отечественной управленческой мысли. С этого момента она вступает в современный этап своего развития, связанный с проведением радикальных рыночных реформ и построением принципиально новой системы хозяйственного управления.

В XX в. Россия дважды совершала крупномасштабный переход от одного типа общества к другому. В 1917 г. она перешла от капитализма к социализму, а в 1991 г. совершила обратное движение – от социализма к капитализму. В том и другом случаях глобальный переход представлял собой прежде всего управленческую революцию. Изменение социальных и экономических устоев общества в 1917 и 1991 гг. происходило «сверху» и представляло собой не естественно-историческое развитие, а планируемый и управляемый политической элитой переворот.

В первой и второй управленческих революциях выгоды от переворота получила небольшая группа людей, стоящих у власти. В 1917 г. это была большевистская элита, ориентированная на установление диктатуры пролетариата и отвергавшая ценности западного общества, а в 1991 г. – демократическая элита, отвергавшая ценности большевизма и пытавшаяся установить в стране политический плюрализм западного типа.

Таким образом, первая и  вторая управленческие революции совершались  с диаметрально противоположных  позиций, преследовали разные цели, ориентировались на различные идеалы и принципы. Обе революции совершались «сверху» меньшинством населения. В том и в другом случаях революции совершала группа интеллектуалов, состоящая в оппозиции к правящей политической элите: в 1917 г. – в оппозиции к Временному буржуазному правительству, в 1991 г. – в оппозиции к советскому партийному руководству. После того, как революция совершалась, находящиеся в оппозиции интеллектуалы захватывали власть и становились правящей управленческой элитой.

Через некоторое время (5 – 7 лет) в правящей элите намечался  серьезный отход от провозглашенных целей и идеалов. В. Ленин повернул от идеалов коммунизма к принципам капитализма и провозгласил новую экономическую политику (НЭП). Б. Ельцин через такое же количество лет отошел от шоковой терапии и повернул к новой социальной политике. В ее основе лежали принципы, которых придерживались коммунисты.

Таким образом, после  первой и второй управленческих революций  оппозиционное меньшинство, которое захватывало в России власть, через короткое время отказывалось от первоначальных идеологических, а иногда и политических претензий и превращалось в группу обычных функционеров и чиновников, для которых главными вопросами были удержание власти в своих руках и решение насущных хозяйственных вопросов.

Как только в управленческой элите происходил перелом прагматизма, немедленно открывались курсы повышения квалификации и обучения менеджеров основам науки управления. В начале 20-х гг. В. Ленин открыл в стране около десяти научных институтов менеджмента и НОТ, которые в течение 5 – 7 лет совершили ряд выдающихся научных открытий и приобщили тысячи руководителей к принципам западного менеджмента. В начале 1990 г. при косвенной поддержке Б. Ельцина в России открылись сотни школ бизнеса и менеджмента, в которых тысячи русских менеджеров познакомились с современными достижениями западного менеджмента. Десятки и сотни менеджеров отправились на стажировку в Европу и США.

Сравнивая революции  в России и США, можно отметить, что с формальной точки зрения в России произошло то же самое, что и в США, – вытеснение класса собственников на периферию. Однако на самом деле между американской и русской революциями есть серьезные различия. Американская революция была мирной, а русская – военной, которая закончилась гражданской войной и уничтожением нескольких миллионов человек; были уничтожены класс капиталистов и менеджеров. Власть в обществе в России, как и в Америке, получили не собственники. Но это лишь формальное сходство. В России класс капиталистов уничтожили, а в США оставили в живых. В России после революции собственность осталась в руках государства, а в США – в руках граждан.

В результате управленческой революции 1991 г. государственная власть стала вновь частной. Произошел  обратный переворот: в Россию вернулся класс капиталистов-собственников. Кто они такие? В составе современной  управленческой элиты России 70 % партийной номенклатуры, 15 % интеллигенции, ставшей бизнесменами, 15 % криминалитета («теневиков»), которые еще при социализме встали на путь незаконного обогащения и предпринимательства. Дети и внуки большевиков, которые в 1917 г. выгнали капиталистов, в 1991 г. вернули класс капиталистов в страну и сами превратились в них.

Таким образом, в результате второй управленческой революции контроль над производством перешел от наемных работников, роль которых  выполняли партийные чиновники, к частным собственникам. Цели и объективные результаты второй управленческой революции в России были прямо противоположны целям и результатам первой управленческой революции. Однако содержание первой и второй революций оставалось одним и тем же – переход политической и экономической власти от одной части управленческой элиты к другой.

Ни первая, ни вторая революции  в России не привели к созданию рыночного общества западного типа. Несмотря на то, что в ходе первой и второй революций кадровый состав управленческой элиты обновлялся на 70 – 80 %, принципы и методы руководства экономикой и людьми оставались старыми.

Таким образом, при всех управленческих революциях в России сохранялась преемственность типа управления, методов и приемов управления, но не сохранялась преемственность кадрового состава. Ни одна управленческая революция не разрушила традиций косности и рутины, которые складывались на протяжении тысяч лет в русском менталитете руководителей и которые превратились в устойчивую традицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Менеджмент имеет общие  и специфические черты. Общие  черты отражают этап развития цивилизации, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень НТП и пр., специфические – национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, культуру.

Реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное  в определенном соотношении и сочетании. Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране.

Увлечение концепциями  менеджмента не должно приводить  к прямому переносу американского  или какого-либо еще опыта в  Россию. Понимать, знать и учитывать  специфику России при использовании  опыта и концепций зарубежного управления – это значит полнее реализовать идеи менеджмента.

Существует два мнения в понимании российского менеджмента. Первое полностью отрицает возможность  и необходимость менеджмента  в России. Никакие западные модели для нас неприемлемы, у нас особый путь развития, своя культура, менталитет, история. Второе мнение состоит в том, что необходимо брать модель в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, не следует преувеличивать специфику России.

Что же благоприятствует и что затрудняет менеджмент в России?

Регионально-политический аспект развития экономики России создает  трудности менеджменту. Экономические  связи зависят от политических процессов. Процессы рыночных механизмов происходят неравномерно в разных регионах.

Система подготовки профессиональных кадров менеджеров находится в стадии становления и поиска содержания этой специальности, а также методов их подготовки.

Высокий научно-интеллектуальный потенциал России способствует менеджменту, однако часто происходит столкновение западной и российской организационных культур.

Традиции технократического  подхода в управлении препятствуют менеджменту в России. Этот подход характеризуется смещением центра внимания руководителя на проблемы техники и технологии производства в ущерб решению конкретных проблем экономической и социально-психологической мотивации. Такое управление способствует усилению административного подхода к решению проблем.

В России деформированная  структура экономики. В народном хозяйстве много высококонцентрированных производств, в то же время остаются неразвитыми предприятия среднего и малого бизнеса.

Переходный период, в  котором существуют и действуют  прежние и новые методы управления, также создает трудности для  российского менеджмента.

Российский менталитет также характеризуется определенными особенностями в решении проблем, их выборе, подходах, реакции на те или иные ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Андрушкив Б.М.,Кузьмин О.Е. Основы менеджмента. Львов: «Свит», 2010.
  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Изд-во «Триада.Лтд», 2010.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.: Фирма «Гардарика», 2010.
  4. Герчикова И.Н. Менеджмент. Москва, «Банки и баржи», издательское объединение ЮНИТИ, 2010.
  5. Кохно П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2010.
  6. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. Санкт-Петербург Издательский дом «МиМ», 2010.
  7. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. Москва, 2010.

 

 

 

 


Информация о работе Современные теоретические концепциив менеджменте