Специфика управления инновационными процессами за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

С начала реформирования экономики России прошло 17 лет. Наиболее предприимчивые производственные субъекты быстро сориентировались в рыночных условиях. Практически на всех адаптировавшихся к рынку предприятиях созданы отделы маркетинга, которые осуществляют связь с потребителями; введены новые системы управленческого учёта, направленные на выявление реальной картины финансово-экономического состояния предприятия.
Как показывает практика, для создания долгосрочной конкурентоспособности этого оказывается недостаточно. Основным условием формирования конкурентоспособной стратегической перспективы промышленного предприятия является его инновационная активность.

Файлы: 1 файл

реферат инновационный менеджмент.docx

— 29.26 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ

 

 

 

 

Реферат/эссе

по дисциплине «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

ТЕМА: «Специфика управления инновационными процессами за рубежом»

 

 

 

 

 

 

Студентки 4 курса

направления «Менеджмент»

очной формы обучения,

группы 25м901

М.А. Кукобина

 

Проверил: старший преподаватель

Т.В. Шарапова

 

 

 

 

 

Тюмень 2013

§ 1. Общее понятие об инновационном  процессе и управлении инновационным процессом.

С начала реформирования экономики  России прошло 17 лет. Наиболее предприимчивые производственные субъекты быстро сориентировались в рыночных условиях. Практически на всех адаптировавшихся к рынку предприятиях созданы отделы маркетинга, которые осуществляют связь с потребителями; введены новые системы управленческого учёта, направленные на выявление реальной картины финансово-экономического состояния предприятия.

Как показывает практика, для  создания долгосрочной конкурентоспособности этого оказывается недостаточно. Основным условием формирования конкурентоспособной стратегической перспективы промышленного предприятия является его инновационная активность.

Инновационный процесс –  это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно  представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от научно-технического прогресса (НТП) инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги, или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается, так как новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт или технологию как новые1.

 

 

 

Различают следующие формы  инновационного процесса:

  • Простой внутриорганизационный (натуральный) процесс - это создание и использование новшества внутри одной и той же организации (новшество

здесь не принимает товарной формы).

  • Простой меж - организационный (товарный) процесс. Здесь новшество

выступает как предмет  купли-продажи. Это означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

  • Расширенный инновационный процесс - это создание новых производителей нововведения, что дает возможность через взаимную конкуренцию совершенствовать потребительские свойства выпускаемого товара2.

Субъекты инновационного процесса:

  • Новаторы - генераторы научно-технических знаний - это индивидуальные изобретатели или исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
  • Ранние реципиенты - предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшества на рынок.
  • Раннее большинство - это предприятия, первыми внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
  • Отстающие - предприятия, запоздавшие с инновациям; они выпускают продукцию, которая уже морально устарела, и теряют прибыль2.

 

 

 

§ 2. Особенности управления инновационными процессами за рубежом.

Зарубежный опыт позволяет ответить на вопрос: как лечить больную экономику  и по возможности избежать болезней. Германия, Япония, Гонконг, Южная Корея, Тайвань убедительно продемонстрировали, что для господства на мировом  рынке вовсе не нужно иметь  газ, нефть, лес и другие природные  ресурсы. Модель развития, опробованная после Второй мировой войны Японией, а затем другими государствами Юго-Восточной Азии, показала, что даже при отсутствии собственной научной базы, опираясь на новейшие технологии, разработанные в других странах, приобретая патенты и лицензии, можно обеспечить 10-20% ежегодного прироста промышленного производства.

Многие федеральные научные  исследования и опытно-конструкторские  разработки проводятся в США негосударственными организациями благодаря контрактам и грантам. Промышленные фирмы осуществляют большой объем работы (часть которой  приходится на прикладные исследования) по контрактам под государственным  надзором. В области фундаментальных  исследований, которые обычно финансируются  федеральным правительством через  выделение грантов, доминируют университеты. Широкое использование контрактов и грантов является ключевым аспектом в системе НИОКР США. Через  них федеральное правительство  обеспечивает работой лучшие научно-исследовательские  организации и талантливых ученых, ставя перед ними научно-исследовательские  и опытно-конструкторские задачи. Это делает систему США более  гибкой по сравнению со многими национальными  аналогичными системами, которые в  основном охватывают государственные лаборатории и институты3.

Деятельность университетских  инновационных офисов находится  под постоянным контролем различных  правительственных структур США. Ежегодно Ассоциация менеджеров университетских технологий собирает и обрабатывает соответствующую информацию и публикует отчет о деятельности инновационных офисов в стране.

Даже в США, где корпорации тратят на науку в 2.5 раза больше средств, чем  федеральные власти, три четверти патентов обеспечиваются научными результатами, получаемыми благодаря государственному финансированию. Чтобы ни у кого не осталось иллюзий относительно "рыночного" характера научной деятельности в США, стоит отметить, что расходы на науку составляют здесь 2.8% ВВП, или около 250 млрд. долл., из которых 27% - это расходы федерального бюджета. Таким образом, государственные лаборатории и университеты, охватывающие лишь 22% научного потенциала США, обеспечивают подавляющую часть реализованных на практике результатов4.

Япония и ряд быстро развивающихся  стран Юго-Восточной Азии вторгаются в международный технологический  бизнес, взламывая устоявшийся порядок. Схема вторжения весьма проста. Не обладая ни достаточно большим научно-техническим  потенциалом, ни богатыми энерго-сырьевыми ресурсами, новые участники скупают высокотехнологичные нововведения на последней дорыночной стадии. К этому времени уже хорошо известно о потенциальном рынке сбыта, о производственно-технологических ресурсах и особенностях, необходимых для производства новаций. Остается лишь организовать конечную доработку нововведения и запуск его в производство. В этот момент широко скупаются и используются патенты, лицензии, ноу-хау, услуги типа инжиниринговых и др., привлекаются иностранные специалисты.

В Японии число малых предприятий  составляет около 99% от общего числа  предприятий. Занято на них 54 млн. человек, или 79% всей рабочей силы страны. Доля малых инновационных предприятий  в ВВП - 52% (около 3 трлн. долл.), в капитальных вложениях - около 40%, а в экспорте всей японской продукции - 15% (сразу после войны эта цифра была существенно выше).

Японская система предпринимательства  поддерживается государством на двух основных направлениях. Во-первых, это  специализированные государственные  учреждения - совещательные комиссии по малым инновационным предприятиям, главное управление их поддержки, региональные службы, малые префектурные органы, государственная корпорация развития, Академия малых инновационных предприятий, Всеяпонский региональный центральный комитет малых инновационных предприятий, японские и региональные торгово-промышленные палаты. Во-вторых, это финансовые гарантии и финансовая помощь. Ее реализует государственная финансовая корпорация, имеющая 59 филиалов, национальные финансовые корпорации, центральный банк торговой и промышленной кооперации, корпорации страхования кредитов малых инновационных предприятий, префектурные общества страхования кредитов. Основу финансовой поддержки малых инновационных предприятий составляют "мягкие займы". Если обычный займ можно получить под 4-8%, то "мягкий займ" означает половину этой процентной ставки за использование кредита. Стимулирование кооперативной деятельности малых инновационных предприятий производится путем их объединения в кооперативы. Это сугубо японский подход, означающий, что можно получить землю, льготные кредиты под развитие новых технологий, под транспорт, общую автостоянку для машин и прочее5.

Представляет интерес и политика Германии в области технологии. Начиная  с 60-х годов, она ориентировалась на опыт США и направлялась в основном на развитие крупных программ. Для их осуществления были созданы исследовательские центры, которые кооперировались с производством. Спустя 10 лет перед немецкими учеными была поставлена задача, создать предпосылки для экспорта новейшей технологической продукции. При общественной поддержке научно-технические проекты концентрировались на разработке ключевых технологий, таких, например, как микроэлектроника или комплексная транспортная система. Кроме того, большое значение придавалось общественно-социальным сферам экологии, здравоохранению и т.д.

В Германии локальная политика инноваций  и технологий все чаще дополняет  другие стратегии и инструменты - политику стимулирования исследовательской  и инновационной деятельности, традиционные рычаги поддержки коммунальной экономики. Целью ее является стимулирование инноваций  и развитие субъектов хозяйствования на местах посредством разработки новых  перспективных продуктов, способов производства, услуг, организационных  форм и моделей занятости. Это  достигается путем активизации  имеющегося в регионе или в  городе научно-технического потенциала и создания благоприятных условий. Упомянутая политика проводится центрами услуг и технологий, трансферными учреждениями. Они поддерживают новые субъекты хозяйствования, новые формы финансирования и кооперации6.

Более 10 лет в Германии существуют инновационные, инкубационные и  технологические центры, которые  оправдали себя как инструменты  инновационной экономики и технологической  политики. Концепция таких центров  направлена в первую очередь на стимулирование создания инновационных предприятий. Она показала свою эффективность, прежде всего в рамках регионального  развития экономики, обогатив известные  инструменты осуществляемой в стране структурной, промышленной и исследовательской политики.

Внедрение научных разработок в  промышленность - сложная проблема, решению которой правительства  многих стран мира уделяют исключительно  большое внимание. Научные разработки - это всегда новый товар, его освоение - процесс достаточно длительный, а  главное, рискованный: деньги вкладываются надолго, а стопроцентной гарантии их возврата нет.

Все индустриально развитые страны пытаются определить приоритеты своей  научно-технической политики, что  фактически является важнейшим компонентом  стратегии развития общества.

Важным элементом государственной  политики во всех развитых странах  являются налоговые льготы для инновационно - активных предприятий и организаций. Они носят комплексный характер и сопровождают инновационную продукцию от стадии разработки и становления серийного производства до стадии доставки потребителю, в том числе и зарубежному.

По своему объему рынок наукоемкой продукции в ближайшее время  превысит на порядок все остальные  рынки. Чтобы наука стала источником новых технологий, ей необходима серьезная  государственная поддержка, выстраивание системы "образование - наука - производство - рынок".

 

 

 

 

1 Управление инновационными процессами: учебное пособие/В.В. Жариков, И.А. Жариков, В.Г. Однолько, А.И. Евсейчев. – Тамбов: Изд – во Тамб. Гос. Техн. Унив., 2009. – 180 с.

2 Управление инновационными процессами: учебное пособие/И.Б. Городова; Кемеровский технологический институт. – Кемерово, 2005. – 76 с.

3 Управление инновационными проектами: учебное пособие/В.Л. Попов. – М.: Инфра – М, 2009. – 336 с.

4 Управление инновациями: Управление развитием организации/В.Н. Гунин. – М.:ИНФРА.– М, 2008, 365 с.

5 Япония фокусирует процесс информатизации. Японский опыт для российских реформ/Ю.Д. Денисов. – М., 2009, 273 с.

6 Теория и практика инноватики: учебное пособие/Н.И. Лапин. – Изд-во Логос, 2008, 328 с.

 


Информация о работе Специфика управления инновационными процессами за рубежом