Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:17, реферат
Основами прогнозов являются: специальные обследования, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов,
мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай
непредвиденных обстоятельств.
Объектом любого прогноза в менеджменте могут выступать экономические, социальные, технические, организационные и иные процессы, происходящие как в самой организации, так и в её окружении.
1. Понятие и сущность прогнозирования………………………………… 2
2. Методы прогнозирования………………………………………………..5
3. Основные этапы прогнозирования и типы прогнозов………………….9
4. Роль прогнозирования при принятии решений………………………..10
Тема «Способы
прогнозирования и
ПЛАН
Понятие и сущность прогнозирования.
Прогнозирование является одним из основных звеньев управленческого
процесса. Если мы не можем представить себе ожидаемый ход развития события, то есть не можем спрогнозировать это событие, мы не сможем эффективно принимать управленческие решения и оптимизировать работу предприятия.
Говоря
о технологическом
широкую область целенаправленного применения физических наук, наук о жизни и наук о поведении.
Прогнозирование невозможно без обладания широкой информацией об
организации в целом, помехах
на пути её функционирования и развития
и т.п., то есть о наиболее важных
моментах, оказывающих влияние на
поведение организации и
Основами
прогнозов являются: специальные
обследования, другие прогнозы, вероятностный
математический анализ и
мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай
непредвиденных обстоятельств.
Объектом
любого прогноза в менеджменте
могут выступать экономические,
Таким образом,
под прогнозированием в
научный способ выявления состояния и вероятных путей развития организации.
Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в элементарных случаях в виде утверждений о возможности или невозможности возникновения какого либо события. Эти характеристики должны включать в себя количественные, точечные или интервальные показатели и степень вероятности их достижения.
Прогноз не может быть точным на все 100%, он должен дополняться определенными допущениями. Иногда, когда материала недостаточно для сколько-нибудь определенных выводов, допущения используются в качестве
самостоятельного инструмента разработки стратегии.
Особое внимание следует обратить описанию проблемной ситуации, найти те факторы, которые необходимо тщательно проанализировать и рассмотреть при решении. В первую очередь надо установить, являются ли они внутренними или внешними по отношению к данной организации, так как возможности воздействия на эти две группы факторов различные.
Внутренние факторы больше зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру
производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ и т.д. Они формируют предприятие как единую систему, взаимосвязь и взаимодействие элементов которой приводит к достижению стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов может привести к нарушению свойств всей системы. Следовательно, меры управленческого воздействия должны быть направлены на сохранение целостности этой системы.
Внешние
факторы. Так как внешние
Существует также вторая группа внешних факторов, которая еще более
неуправляема со стороны менеджеров организации. Она (эта группа) оказывает косвенное влияние на деятельность организации. В неё включают:
состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития, социально-культурную и политическую обстановку, существенные для данной организации события в других странах и другие факторы.
Этап формирования решений начинается со сбора и обработки информации, необходимой для выработки курса действий. Обычно при решении сложных проблем не удается ограничиться только той информацией, которую предоставляют действующие системы отчетности; поэтому требуется время и ресурсы для информационного обеспечения решения проблемы.
При прогнозировании
управленческих решений, как
вопрос: «Какой путь решения выбрать из допустимых вариантов?». Выбран будет тот, который наиболее полезен или предпочтителен для решения целей
организации. От того, насколько обосновано они выбраны, зависит качество
управленческих решений, а оно в свою очередь предопределяет конкурентоспособность организации, быстроту её адаптации к изменениям
хозяйственной ситуации и в конечном счете—эффективность и прибыльность.
Методы прогнозирования.
Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования.
К наиболее распространенным
методам прогнозирования
Методы социально-
- разработка, изучение и применение
современных математико-
- развитие теории и практики
экспертных методов
-методов прогнозирования в
- комбинированных методов
Теоретической основой методов прогнозирования являются математические дисциплины, а также экономическая теория, экономическая статистика, менеджмент, социология, политология и другие социально-экономические науки.
Сущность эконометрического
Проблемы внедрения и
Статистические методы прогнозирования. Простейшие методы восстановления используемых для прогнозирования зависимостей исходят из заданного временного ряда, т.е. функции, определенной в конечном числе точек на оси времени. Временной ряд при этом часто рассматривается в рамках вероятностной модели, вводятся иные факторы (независимые переменные), помимо времени. Временной ряд может быть многомерным, т.е. число откликов (зависимых переменных) может быть больше одного. Основные решаемые задачи - интерполяция и экстраполяция.
Оценивание точности прогноза - необходимая
часть процедуры
К современным статистическим методам
прогнозирования относятся
Для установления возможности применения
асимптотических результатов
Прогнозирование на основе данных, имеющих нечисловую природу, в частности, прогнозирование качественных признаков основано на результатах статистики нечисловых данных. Весьма перспективными для прогнозирования представляются регрессионный анализ на основе интервальных данных, включающий, в частности, определение и расчет нотны и рационального объема выборки, а также регрессионный анализ нечетких данных, разработанный в монографии. Общая постановка регрессионного анализа в рамках статистики нечисловых данных и ее частные случаи - дисперсионный анализ и дискриминантный анализ, давая единый подход к формально различным методам, полезна при программной реализации современных статистических методов прогнозирования.
Экспертные методы прогнозирования. Необходимость и общее представление о применении экспертных методов прогнозирования при принятии решений на различных уровнях управления - на уровне страны, отрасли, региона, предприятия - вытекают из рассмотрений следующей главы. Отметим большое практическое значение экспертиз при сравнении и выборе инвестиционных и инновационных проектов, при управлении проектами, экологических экспертиз. В качестве примеров конкретных экспертных процедур, широко используемых при прогнозировании, укажем метод Дельфи и метод сценариев. На их основе формируются конкретные процедуры подготовки и принятия решений с использованием методов экспертных оценок.
Экспертные оценки могут быть получены в различных математических формах. Наиболее часто используются количественные или качественные (порядковые, номинальные) признаки, бинарные отношения (ранжировки, разбиения, толерантности), интервалы, нечеткие множества, результаты парных сравнений, тексты и др. Основные понятия (репрезентативной) теории измерений: основные типы шкал, допустимые преобразования, адекватные выводы и др. - важны применительно к экспертному оцениванию. Необходимо использовать средние величины, соответствующие основным шкалам измерения. Применительно к различным видам рейтингов репрезентативная теория измерений позволяет выяснить степень их адекватности прогностической ситуации, предложить наиболее полезные для целей прогнозирования.
Основными процедурами обработки прогностических экспертных оценок являются проверка согласованности, кластер-анализ и нахождение группового мнения.
Проверка согласованности
При отсутствии согласованности разбиение мнений экспертов на группы сходных между собой проводят методом ближайшего соседа или другими методами кластерного анализа.
Используют различные методы построения
итогового мнения комиссии экспертов.
Своей простотой выделяется метод
средних рангов. Компьютерное моделирование
позволило установить ряд свойств
медианы Кемени, часто рекомендуемой
для использования в качестве
итогового мнения комиссии экспертов.
Интерпретация закона больших чисел
для нечисловых данных в терминах
теории экспертного опроса такова:
итоговое мнение устойчиво, т.е. мало меняется
при изменении состава
Основные этапы
Можно выделить следующие основные этапы прогнозирования.
Информация о работе Способы прогнозирования и использования его результатов при выборе решений