Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 01:11, курсовая работа
В наше время происходит постоянное изменение рыночной экономики. Она постоянно видоизменяется под воздействием тех или иных факторов.
Процесс производства материальных благ и услуг предполагает функционирование совокупности различных факторов. Среди них, согласно современной экономической теории, обычно выделяются четыре основные группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, которые непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Данные факторы, без которых невозможно производство, можно объединить как факторы предложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. Теория исследования рынков факторов производства……..………4
1.1.Сущность факторов производства……………………………………...…4
1.2. Формирование спроса на факторы производства………………………..8
1.3.Специфика механизма функционирования рынков факторов
Производства…………………………………………………………………..12
РАЗДЕЛ 2. Анализ исследования рынков производства………………………...19
2.1.Характеристика рынка труда………………………………………………19
2.2.Особенности рынка капитала……………………………………………...27
2.3.Исследование рынка земли………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
Действие закона спроса и предложения для ресурсов, как и для других товаров, зависит прежде всего от условий рынка. В основе предложения ресурсов лежат предельные издержки, а спроса на ресурсы - предельный денежный продукт. [5,с. 207]
В условиях совершенной конкуренции фирмы не влияют на цены ресурсов и цены продуктов; это - работа рынка. Спрос на ресурсы зависит от того, насколько эффективно они используются, какой приносят денежный доход, каков их предельный денежный продукт. Фирмы увеличивают использование до тех пор, пока получаемый благодаря их применению предельный денежный продукт не сравняется с предельными издержками ресурсов. Если каждая последующая единица ресурсов добавляет к общему доходу фирм больше, чем к их общим издержкам, то стимулируется дальнейшее привлечение дополнительных ресурсов. В этом случае фирмы присваивают дополнительную прибыль. При превышении предельных издержек ресурсов над предельным денежным продуктом фирмы-производители несут убытки и вынуждены сокращать применение ресурсов.
В условиях несовершенной конкуренции увеличение спроса на ресурсы происходит вместе с уменьшением цены на них, а увеличение предложения - при ее возрастании. Фирмы стремятся ограничить спрос на ресурсы и обеспечить превышение предельного денежного продукта над предельными денежными издержками продукта. В результате извлекается добавочная прибыль. Поставляя на рынок меньше продукта, несовершенный конкурент предъявляет и меньший спрос на ресурсы.
Важнейшее следствие закона спроса и предложения на рынке ресурсов - высокий доход на дефицитные ресурсы, которые остро необходимы для производства предметов потребления; и, напротив, падение дохода на ресурсы, имеющиеся в изобилии, или на появляющиеся их заменители.
Действие закона спроса и предложения на рынке ресурсов может нарушаться не только условиями рынка, но и политикой и практикой государства. На рынок ресурсов воздействуют наряду со стихийно рыночными сознательно целенаправляемые регуляторы. Так, на рынке труда ценообразование на рабочую силу (заработная плата) регулируется профсоюзами и правительством с применением различных методов. [6,с. 238]
1.3.Специфика механизма
функционирования рынков фактор
Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют много общих черт с точки зрения принципов их самоорганизации и установления равновесия. Однако некоторые отличия все же имеются, и они накладывают определенную специфику на механизм их функционирования.
Расходы, которые несут фирмы при приобретении ресурсов, выступают в общем виде как доходы их владельцев (зарплата, рента, прибыль, процент), т.е. на рынке ресурсов фирмы выступают покупателями , а домашние хозяйства - продавцами . Если цены на готовую продукцию регулируют ее поступление покупателям, то цены на ресурсы способствуют распределению последних между отраслями и фирмами.
Чтобы получить максимум прибыли, фирмы должны производить наиболее выгодную продукцию при наиболее эффективном сочетании ресурсов. В конечном итоге именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала, предпринимательских способностей, которые будут использованы в производственном процессе. Различная "ценность" ресурсов прямо влияет на распределение национального дохода между социальными группами, обладающими разными ресурсами.
Следует отметить, что спрос на ресурсы носит производный характер . Он расширяется или сокращается в зависимости от того, растет или падает спрос на готовую продукцию, производимую с помощью данных ресурсов. Это значит, что фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью последующей продажи.
Еще одной особенностью спроса на факторы производства является то, что их потребление взаимосвязано . Они не используются по отдельности и не могут функционировать изолированно друг от друга. Количество произведенного товара определяется наличием всех факторов, необходимых для организации производственного процесса. Однако невозможно точно определить, насколько продукт обязан своим созданием тому или иному фактору производства. Ведь в процессе производства факторы непрерывно взаимодействуют между собой, дополняют, а иногда и заменяют друг друга. [7,с. 169]
Показать взаимосвязь факторов производства между собой можно с помощью производственной функции .
Производственная функция (Y) - это техническое соотношение, отражающее взаимосвязь между совокупными затратами факторов производства (а1 , а2 …an ) максимальным выпуском продукции. [3]
Значение производственной функции заключается в том, что она показывает на существование альтернативных возможностей, при которых различное сочетание факторов производства обеспечивает один и тот же объем выпуска продукции. Раз возможны различные комбинации факторов производства, значит, есть вариант, при котором можно достичь оптимального сочетания факторов. Производственная функция показывает на возможность факторов производства заменять друг друга. Взаимозаменяемость факторов производства является фундаментальной концепцией неоклассического анализа.
Исходя из того, что производственные факторы (ресурсы) взаимозаменяемы (в определенных границах), каждый ресурс по мере увеличения его использования приносит дополнительный продукт, причем во все уменьшающемся размере. Дополнительный продукт, полученный от использования дополнительной единицы ресурса, называется предельным продуктом (MP - marginalproduct). [8,с. 261]
Условием минимизации общих затрат фирмы при заданном объеме производства и неизменных ценах на ресурсы является равенство предельных производительностей всех используемых ресурсов, приходящихся на одну денежную единицу:
MPa / Pa = MP b / P b = ...= MPz / P z …………………………………………………………..(1)
где MPa … MPz - предельные продукты всех используемых ресурсов от а до z, Pa …Pz - цены на эти ресурсы.
Если же цена на какой-то ресурс изменится, например, снизится (то есть вырастет его удельная производительность), то фирма станет перераспределять свои затраты в пользу данного более эффективного ресурса (за счет сокращения использования других ресурсов) до тех пор, пока указанное равенство опять не будет выполняться.
Прирост дохода фирмы от реализации дополнительного продукта называется предельной доходностью (производительностью) ресурса (MRP - marginal revenue product). MRP еще называется предельным продуктом в денежном выражении.
В условиях совершенной конкуренции на рынках готовой продукции предельная доходность ресурса будет рассчитываться по формуле:
MPR = MP´MR…………………………………………………………………
где MP - предельный продукт фактора производства,
MR - предельный доход от
продажи дополнительной
В данном случае предельная выручка (то есть выручка от продажи дополнительной единицы продукта) будет равна рыночной цене единицы продукта, то есть MR = Pх . [9,с. 259]
Графически предельная доходность ресурса - это кривая спроса , с которой сталкивается фирма на рынке готовой продукции (кривая спроса на ее продукцию). Она показывает доход фирмы от реализации дополнительного количества готовой продукции. Эта кривая, как известно, имеет отрицательный наклон (рисунок 1.1), так как отражает убывающую доходность ресурса: чем больше единиц ресурса использует фирма, тем ниже предельная производительность каждой из них.
При несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) дополнительная выручка (MR) оказывается меньше рыночной цены единицы продукта (Pх ), и потому в этих условиях доход от реализации предельного продукта меньше его стоимости MPR* < MP´MR. Дополнительный доход от реализации дополнительного продукта будет меньше его стоимости, следовательно, линия MPR* пройдет ниже линии MPR (рисунок 1.2).
«Рисунок 1.1- Убывающая доходность ресурса [9,с 257]»
«Рисунок 1.2 - Дополнительный доход от реализации дополнительного продукта[9,257]»
Однако знания только доходности от продажи дополнительного объема продукции недостаточно, чтобы определить оптимальный объем использования ресурса.
Использование каждой дополнительной единицы ресурса увеличивает затраты фирмы МС или точнее MRC (marginalresourcecost) - предельные ресурсные затраты .
Пока доходность от продажи дополнительного продукта, произведенного с помощью дополнительной единицы какого-то ресурса MPR, будет превышать затраты на приобретение единицы ресурса MPC, до тех пор есть смысл увеличивать спрос на данный ресурс.
На величину предельных издержек ресурса влияют цены предложения. На совершенно конкурентном рынке факторов производства цена ресурса будет постоянной, так как фирмы-продавцы или домашние хозяйства не влияют на цены предложения, поскольку они формируются рынком. Все единицы ресурса фирма может закупать по одной цене. [9,с. 250]
Поэтому на графике (рисунок 1.3) линия MRC будет прямой, параллельной оси абсцисс.
Для фирмы - покупателя кривая предложения Ps - это кривая ее предельных расходов MRC. Она будет совпадать с кривой средних расходов АС.
Если же ресурсный рынок является рынком несовершенной конкуренции (монопсоническим, олигопсоническим), то есть если на таком рынке присутствует один или, в крайнем случае, всего лишь несколько покупателей, то каждую дополнительную единицу ресурсов фирма-покупатель сможет приобрести по более высокой цене (кривая предложения Ps , кривая средних затрат АС, линия предельных расходов будут иметь положительный наклон (рисунок 4.)).
«Рисунок 1.3. - Постоянная цена ресурса на совершенно-конкурентном рынке факторов производства[10,с.272]»
«Рисунок 1.4 - Изменение линии предельных расходов[10,с.272]»
Выбор фирмой количества используемого ресурса основывается на равенстве MRP = MRC.
«Рисунок 1.5 - Равенство MRP и MRC [10,с.272]»
На рисунке 1.5. видно, что равенство MRP и MRC достигается в точке Е, чему соответствует объем ресурса QE .
Если MRP > MRC, т.е. кривая MRP находится выше кривой MRC, фирма может еще увеличивать закупку факторов производства, так как доход от дополнительной единицы ресурса MRP превышает издержки от его использования MRC.
Если MRP < MRС, то сокращение использования дополнительного фактора производства в большей мере сократит издержки, чем доход.
Следовательно, условием максимизации прибыли фирмой будет равенство предельной доходности ресурса и предельных издержек: MRP = MRC. Это равенство получило название золотого правила равновесия фирмы на рынке факторов производства. Оно справедливо для любого рынка факторов производства независимо от того, является ли рынок готовой продукции конкурентным или монопольным.
Равновесие на конкурентном рынке факторов производства характеризуется уравниванием спроса и предложения.
«Рисунок 1.6 - Равновесие на конкурентном рынке факторов производства [10,с.272]»
Если рынок готовой продукции также совершенно конкурентный, то кривая спроса D показывает предельную доходность ресурса MRP, которую потребители ресурса получат от его дополнительного использования. MRP, как отмечалось ранее, будет снижаться по мере увеличения количества единиц ресурса. Кривая же предложения ресурса отражает издержки фирмы, точнее, предельные расходы от использования дополнительной единицы ресурса MRC. Следовательно, в точке E предельная доходность ресурса MRP равна его предельным издержкам MRC.
РАЗДЕЛ 2. Анализ исследования рынков производства
2.1.Характеристика рынка труда
Труд как экономическая деятельность представляет собой баланс между полезностью (производительностью) и неполезностью (издержками). Труд это сознательная деятельность человека, посредством которой он борется против нехваток, редкости благ и стремится увеличить их количество. Полезность труда есть его продуктивность, т.е. способность трансформировать вещи так, чтобы можно было увеличить степень удовлетворения потребностей. [11,с. 361]
Когда полезность труда отождествляется с его производительностью, то в данном случае имеется в виду производительность труда в экономическом смысле. Вместе с тем труд не только созидательный процесс, но и тяжелая деятельность, что выражается в неполезности труда (отрицательной полезности). Поэтому тот, кто трудится, несет издержки, т.е. труд равнозначен отказу от альтернативного использования времени (отказ от досуга). Кроме того, труд - это напряжение, требующее усилий: физических, умственных, психологических, волевых.
Труд, безусловно, является главным фактором функционирования производства, а заработная плата - важнейший вид рыночных цен. В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени - часа, дня и т.д. [11,с. 296]
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата - эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и платные услуги.
Информация о работе Сравнительный анализ монополистичесой конкуренции и олигополии