Сравнительный менеджмент и его характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:48, реферат

Описание работы

Главная цель существования и развития сравнительного менеджмента как дисциплины – повышение эффективности управления бизнесом за счет учета грамотного использования менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров и тех же особенностей собственно стран, в которых осуществляется их бизнес. Вместе с тем, помимо экономических целей, сравнительный менеджмент, безусловно, преследуют, важные социально-политические цели: его грамотное использование способствует укреплению доверия и взаимных симпатий людей разных культур.

Файлы: 1 файл

сравнительный менеджмент.docx

— 35.12 Кб (Скачать файл)

 

      К трудностям также относят изменения  в окружающей среде и климате  нашей планеты. Это становится серьезной  экономической проблемой для  компаний и стран, вынужденных тратить большие средства на реализацию экологических проблем.      

Важнейшей составляющей процесса глобализации мировой  экономики является функционирование международной экономики организаций, объединений, союзов и ассоциаций (ООН, Европейский Союз (ЕС), ВТО, МВФ и т.д.).        

 

  1. Методы  исследования, используемые в сравнительном  менеджменте

 

      

Выстраивание  межличностных отношений в многонациональном  коллективе или тем более организациями, расположенными в различных частях мира, - это всегда столкновение различных  национальных культур в целом и национальных деловых культур в частности. Именно поэтому в деловых отношениях между представителями  различных стран столь часто возникают недопонимание и разногласия.     

Применительно к сравнительному менеджменту  культура   - это устоявшаяся совокупность ценностных ориентиров, поведенческих норм, традиций и стереотипов, принятая в данной стране или группе стран и усвоенная личностью.      

Определение Г. Хофстеде культура – это программное  обеспечение ума. Источники программирования ума каждого человека, - пишет Хофстеде – создаются социальной средой, в которой он воспитывается и приобретает жизненный опыт. Это программирование начинается в семье, продолжается на улице, в школе, в компании сверстников, на работе и по месту жительства.       

Управление отношениями, возникающими на стыке национальной и организационной культур, изучение причин межкультурных конфликтов  их нейтрализация, выяснение и использование при управлении организацией и организационном проектировании поведенческих закономерностей, присущих национальной деловой культуре, образуют предмет сравнительного менеджмента.      

Каждый  человек хотя бы раз в жизни  занимался исследованием незнакомой культуры, даже если не осознает происходящего. Это случается тогда, когда оказывается  в незнакомой ему среде во время путешествий по миру, по стране или при переходе на работу в другую организацию.     

Первые  исследования по сравнительному менеджменту  по преимуществу имели в своей  основе индивидуальные наблюдения и  опыт консультантов в области  управления или ученых, занятых вопросами социальной и организационной антропологии. Они носили, как правило, фрагментарный характер и описывали отдельные явления.      

Лишь  со второй половины 70-х гг. научные  исследования приобретают более  регулярный и системный характер. Осуществляется сбор и систематизация солидных объемов социологической информации. Производится их математическая обработка. При этом используются два основных метода исследования:

      • сбор фактов посредством наблюдения с последующим их обобщением;
      • анкетирование сотрудников и менеджеров многонациональных корпораций, проводимое в национальных филиалах, с последующим сравнением результатов.

 

      Американские  ученые Дж. Оллпорт, П. Вернон, К. Линдзи одними из первых предложили метод оценки ценностей. В проводимых ими исследованиях они использовали классификацию человеческой деятельности и базовых идей на теоретические, экономические, эстетические, социальные, политические и религиозные. Данное исследование оказалось весьма значимым для сравнительного менеджмент, поскольку доказывало взаимозависимость и взаимообусловленность ценностей и поведения.      

Позднее С. Моррис также предпринял попытку соизмерить ценности с помощью специфической ценностной шкалы «образ жизни». Он опросил респондентов-студентов в США, Индии, Японии, Китае, Италии, Норвегии, Канаде и Англии оценить по семибальной шкале от начального значения «Я это очень люблю» до конечного «Я это очень не люблю» каждую из предложенных 13 категорий и отранжировать последние по степени предпочтения.       

Еще одно исследование было предпринято американцем Дж Рокичем, который сравнивал представителей различных социальных и этнических групп в США, а также студентов из различных стран, используя классификацию ценностей по двум категориям «базовые» и «инструментальные».      

С точки зрения сравнительного менеджмента значимость этих исследований   состояла в том, что они практически обнаружили наличие существенных расхождений в системах ценностей представителей различных национальных культур и обусловленность их поведения данными ценностными ориентациями.      

Используя зависимость деловой культуры от превалирующего типа религиозных верований, американский ученый японского происхождения  С. Иошимури осуществил сравнительный анализ японского (буддийского) и западноевропейского (христианского) менталитетов по следующим параметрам:

      • мировоззрение (восприятие универсума);
      • формы поведения на основе этих установок;
      • характер социальных отношений.

 

         В 1970 г. Г. Хофстеде   в то время создатель и руководитель департамента исследований по вопросам персонала в IBM Europe, выполнил грандиозный межкультурный проект. По составленной им анкете было протестировано более 116 тыс. респондентов в 72 странах мира, занимающих 38 различных должностей, говорящих на 20 языках. Г. Хофстеде смог обработать и проанализировать массив данных после того, как ушел из IBM Europe и стал вести научно-педагогическую деятельность в школе бизнеса IDM (Лозанна, Швейцария). Итогом анализа стала изданная в 1980 г. знаменитая книга «Влияние культуры: международные различия в отношении к труду», в которой были обоснованы 4 параметра для измерения и сопоставления национальных культур, к которым позднее был добавлен 5 параметр.       

Исследования  Ч Хемпден-Тернера и Ф. Тромпенаарса были также выполнены на основе большого эмпирического материала, полученного в 1986-1993 гг. в ходе опросов почти 15 тыс. менеджеров из многих стран мира. Опросы проводились во время семинаров в Центре обучения международного бизнеса и его филиалах в различных странах мира.   Ч Хемпден-Тернер и Ф. Тромпенаарс предложили семь параметров для сравнительного анализа и интерпретации национальных деловых культур. Кроме того, они исследовали проблемы взаимодействия и взаимного влияния национальной и внутрифирменной культуры управления в условиях глобализации экономики. Их вывод заключается в том, что доминирование национальной деловой культуры при ее взаимодействии с организационной культурой компании обусловливает существование различных моднлей последней.       

Французский исследователь А. Лоран   в 1970-1980 гг. провел исследование национальных особенностей менеджмента. Эмпирической базой послужили результаты опроса 817 менеджеров высшего звена управления из США и Западной Европы, проходивших профессиональную перtподготовку в знаменитой школе INSEAND (Фонтенбло, Франция). Один из наиболее принципиальных результатов проведенного исследования гласил, что, хотя нормы корпоративной культуры и правил поведения менеджеров, но на уровне культурных установок они в большей степени опираются на национальные традиции и собственные представления и предпочтения.           

На  основе собранной и систематизированной  информации в начале 80-х гг. предпринимаются  первые попытки классификации типов  деловых и организационных культур, выделяются классификационные параметры  или характеристики.      

С известной степенью условности эти параметры можно объединить в 4 большие группы:

    1. Отношение к времени.
    2. Отношение к природе.
    3. Межличностные отношения.
    4. Типы корпоративных культур.    

Информация о работе Сравнительный менеджмент и его характеристика