Стандарты серии ИСО-14000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в мировой практике охраны окружающей среды активно внедряется и используется «экологически-управленческая» форма регулирования или, как ее принято сейчас называть, «Система экологического менеджмента» (СЭМ). «СЭМ является комплексом целей, методов и средств работы, с помощью которых предприятие пытается улучшить учет экологических обстоятельств в своей деятельности». Информация о том, какими могут быть СЭМ, представлена в британском стандарте по организации экологического менеджмента BS 7750, в директиве Европейского Союза по экологическому менеджменту в «Eco-Management and Audit Scheme» (EMAS) и в международной программе для химической промышленности «Responsible Care».

Содержание работы

Теоретические основы………………..…………………………………………………..….3
Необходимость внедрения системы менеджмента качества……………………..…3
Стандарты серии ИСО-14000………………………………………………………..……..6
Обзор стандартов серии ISO 14000……………………………………..…………..…6
Принятые стандарты………………………………………….………………...6
Ожидаемые новые стандарты………………………………..…………………7
Экологические и экономические преимущества………………………………8
Принципы и требования «устойчивого» строительства…………..………….12
Список используемой литературы и источников……………………………………….……15

Файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Теоретические основы………………..…………………………………………………..….3
    1. Необходимость внедрения системы менеджмента качества……………………..…3
  2. Стандарты серии ИСО-14000………………………………………………………..……..6
    1. Обзор стандартов серии ISO 14000……………………………………..…………..…6
      1. Принятые стандарты………………………………………….………………...6
      2. Ожидаемые новые стандарты………………………………..…………………7
      3. Экологические и экономические преимущества………………………………8
      4. Принципы и требования «устойчивого» строительства…………..………….12

Список  используемой литературы и источников……………………………………….……15

 

1. Теоретические основы

 

1.1 Необходимость  внедрения системы менеджмента  качества

В последние годы в мировой практике охраны окружающей среды активно  внедряется и используется «экологически-управленческая»  форма регулирования или, как  ее принято сейчас называть, «Система экологического менеджмента» (СЭМ). «СЭМ является комплексом целей, методов  и средств работы, с помощью  которых предприятие пытается улучшить учет экологических обстоятельств  в своей деятельности». Информация о том, какими могут быть СЭМ, представлена в британском стандарте по организации  экологического менеджмента BS 7750, в  директиве Европейского Союза по экологическому менеджменту в «Eco-Management and Audit Scheme» (EMAS) и в международной  программе для химической промышленности «Responsible Care». В 1990 году опубликован стандарт ISO-14000, на основе которого должны создаваться  системы экологического менеджмента. Для действия СЭМ сегодня необходимы две категории конкретных показателей  качества среды: первая категория должна характеризовать опасные влияния  экологических факторов на здоровье человека, вторая - оценивать и учитывать  суммарные нагрузки на природную  среду, возможности экосистемы выдерживать  эти нагрузки, сохраняя при этом экологическую устойчивость. В этом случае возможно говорить о качестве окружающей среды как интегральном свойстве, которое определяется наличием качественных ресурсов (чистого воздуха, чистой питьевой воды, экологически чистых продуктов питания, экологически безопасных для человека строительных материалов, принципиально исключающих содержание в них опасных загрязнителей) для жизнедеятельности человечества и сегодня, и в необозримом  будущем.

ISO разработала  стандарты, которые помогают организациям  придерживаться активного подхода  к решению экологических вопросов: серия стандартов ISO 14000 по экологическому  менеджменту, которые могут быть  внедрены в организации любого  типа, в государственном или частном  секторе - от компаний, до административных  и коммунальных организаций. ISO помогает  решить проблему изменения климата,  устанавливая нормы выбросов  газов, влияющих на парниковый  эффект, контроля и торговли квотами  на выбросы, а также измерения  углеродного следа продукции. ISO разрабатывает нормативные документы,  облегчающие согласование деловых  и экологических интересов, поощряя  включение экологических характеристик  при проектировании (разработке) изделий. ISO предлагает весомый перечень  стандартов по отбору проб  и методам исследований для  решения конкретных экологических  вопросов. Этой организацией разработано  около 570 международных стандартов для мониторинга ситуации в сфере качества воздуха, воды и почвы, а также шума, радиации, контроля над перевозкой опасных грузов. Они также служат в ряде стран в качестве технической основы для экологического законодательства.

Основное внимание в строительстве должно быть уделено регулированию природоохранной деятельности с учетом комплекса экологических проблем и требований. Прежде всего строители должны стремиться организовать свою деятельность по принципам устойчивого развития экосистем за счет поддержания компонентного экологического равновесия и соблюдения территориальных норм размещения техногенных объектов для сохранения территориального равновесия. Существующая сегодня городская служба экологического мониторинга и созданная служба географической информационной системы (ГИС) позволяют строителям легко ориентироваться, оценивая состояние природной системы города и техногенные нагрузки на застраиваемых территориях.

Успех внедрения появившейся и  у нас в последние годы системы  экологического менеджмента зависит  от знания и понимания методологии  СЭМ, касающейся сферы «устойчивого развития экосистем», представленной в международных стандартах серии  ИСО-14000.

Решение этих задач осуществляется путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых  механизмов экологической политики (включая нормативную правовую базу, экономическую и финансовую системы, государственный экологический  мониторинг и контроль, экологическую  экспертизу), а также проведения научных исследований в целях  более глубокого понимания экологических  проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания.

«Государственная стратегия устойчивого  развития Российской Федерации» определила долговременные приоритеты развития экономики  и природопользования как единого  целого. Стратегия устойчивого развития рассматривает государственную  политику по важнейшим направлениям и на длительную перспективу как  стабильное социально-экономическое  развитие, не разрушающее своей природной  основы и обеспечивающее непрерывный  прогресс общества.

Цель устойчивого развития в  долгосрочной перспективе — гармонизация взаимоотношений общества и природы  в глобальном масштабе за счет развития хозяйственной деятельности в пределах хозяйственной емкости биосферы.

Основные принципы, критерии, показатели и этапы достижения устойчивого  развития базируются на усилении взаимосвязи  экономики и экологии, формировании единой экологизированной экономической  системы.

Стала очевидной необходимость  перехода от принятого ранее нормирования загрязнения среды к овладению  приемами расчета «экобаланса» и  экологического менеджмента — управления качеством окружающей среды для  обеспечения «устойчивого развития»  и «устойчивого строительства». Планирование и организация строительной деятельности в рамках концепции «устойчивого развития» должны обязательно осуществляться в соответствии с экологическими требованиями. При этом необходим  учет экологической ситуации на территории строительства, для чего уже на предпроектной  стадии предусмотрено осуществление  не только инженерных (СНиП 11-02-96), но и  экологических изысканий по СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания  для строительства» (приняты и  введены в действие Госстроем  России 15.08.97 года). Они выполняются  для экологического обоснования  строительства и иной хозяйственной  деятельности с целью предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных  экологических и связанных с  ними социальных, экономических и  других последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения.

Выдвинутое требование — повышение  экологической устойчивости, безопасности в системе охраны окружающей среды  — дало стимул к применению процедур экологического аудирования и экологической  сертификации не только строительных материалов, но «продукции» в широком смысле этого понятия — то есть всех объектов, связанных с воздействием на окружающую среду.

Работы по экологическому аудированию  предусмотрены Постановлениями  Правительства Российской Федерации  от 24 декабря 1994 года № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 26 февраля 1996 года № 168 «Об утверждении  Положения о лицензировании отдельных  видов деятельности в области  охраны окружающей среды» и от 26 мая 1997 года № 643 «Об утверждении Положения  о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды».

Система обязательной сертификации по экологическим требованиям зарегистрирована в Государственном реестре Постановлением Госстандарта России от 1 октября 1996 года № 66-А.

Эта система вводится с целью  соблюдения природоохранного законодательства. Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиям являются:

• предприятия, производства (в том  числе опытно-экспериментальные);

• продукция, использование которой  может причинить вред окружающей среде;

• отходы производства и потребления, обращение с ними;

• системы управления охраной окружающей среды.

Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации (НПДООС - одобрен правительством РФ 12.11.98 года) был разработан для определения  эффективных путей улучшения  экологической обстановки в России, снижения неблагоприятного влияния  на здоровье населения, сохранения жизнеобеспечивающих  функций биосферы, эффективного участия  России в международной природоохранной  деятельности.

Документ базируется на Конституции  Российской Федерации, Законе РСФСР  «Об охране окружающей природной  среды», других законодательных актах, указах Президента Российской Федерации  и постановлениях Правительства  Российской Федерации, а также учитывает  положения, изложенные в Программе  действий по охране окружающей среды  для Центральной и Восточной  Европы, «Повестке дня на XXI век» и других документах Конференции  ООН по окружающей среде и развитию, Министерской Декларации по материалам Конференций министров «Окружающая  среда для Европы».

Наибольший вклад в загрязнение  окружающей среды вносят:

• автотранспорт, энергетика, цветная  и черная металлургия — по валовым  выбросам, а также по выбросам жидких и газообразных веществ в целом;

• энергетика, цветная металлургия, автотранспорт — по сернистому ангидриду;

• черная металлургия, автотранспорт  — по оксиду углерода;

• энергетика, автотранспорт —  по оксидам азота;

• нефтедобывающая промышленность, автотранспорт — по углеводородам, включая летучие органические соединения;

• энергетика, автотранспорт, цветная  металлургия, химическая и нефтехимическая  промышленность — по твердым веществам  и целому ряду особо опасных веществ;

• автотранспорт, цветная металлургия  — по свинцу;

• цветная металлургия — по никелю, меди, кобальту;

• атомная промышленность и энергетика — по радиоактивным веществам  и ряду других опасных веществ.

Данный перечень представляет собой  упрощенное ранжирование экологических  проблем в отраслевом аспекте.

В Европейском сообществе идеология  экологической сертификации получила подтверждение в постановлении  Совета ЕЭС №1836/93 от 29 июня 1993 года, касающемся допуска к добровольному  участию компаний промышленного  сектора в  Схеме Сообщества по управлению и проверке экологии (EMAS).  В 1995 году Европейским Союзом был принят пакет документов по экологическому менеджменту и экологическому аудированию (стандарты серии ISO-14000). EMAS, в отличие от стандартов ISO (ИСО) серии 14000, является обязательным документом для внедрения на предприятиях, присоединившихся к EMAS — системе управления охраной окружающей среды и проведения экологического аудита. Европейский комитет по стандартизации (СЕН) и ИСО предпринимают сегодня совместные действия. В настоящее время многие стандарты серий ИСО-9000 и ИСО-14000 приняты и введены в действие Госстандартом РФ в качестве стандартов Российской Федерации и должны внедряться в практику строительства и реставрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стандарты серии ИСО-14000

 

2.1. Обзор стандартов серии ISO 14000

 

2.1.1. Принятые стандарты

 

Для правового  регулирования деятельности в рамках «устойчивого развития» разработаны  и разрабатываются Международные  стандарты серии ISO (ИСО)-14000 по следующим  направлениям:

 

ISO 14001 - признанная в мире основа  для построения системы экологического  менеджмента (СЭМ) – внедренная  от Аргентины до Зимбабве. Внедрение  этого стандарта помогает организациям  одновременно наилучшим образом  управлять их воздействием на  окружающую среду и демонстрировать  рациональное природопользование.

Стандарт ISO 14001 был принят в качестве национального  стандарта более чем в половине стран из 160-ти национальных членов ISO и его использование поощряется правительствами во всем мире. Хотя сертификация соответствия стандарту  не является обязательным требованием  стандарта ISO 14001, в конце 2007 года, по крайней мере, 154 572 сертификатов было выдано в 148 странах.

Другие  инструменты экологического управления, разработанные ISO / ТК 207: ISO 14004, который  дополняет ISO 14001 путем предоставления дополнительных руководств и полезных разъяснений.

Экологические аудиты являются важными инструментами  для оценки того, насколько правильно  внедрена и поддерживается СЭМ. Стандарт по аудиту ISO 19011 одинаково полезен  для проведения аудитов системы  менеджмента качества и системы  экологического менеджмента. Он регламентирует принципы аудита, управление программами  аудита, проведение аудита и требования к компетентности аудиторов.

Информация о работе Стандарты серии ИСО-14000