Становление и развитие теории и практики управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:51, доклад

Описание работы

Возникновение управление связанно с необходимостью достичь целей, которые невозможно достичь в одиночку. Это были, прежде всего, хозяйственные оборонные и другие цели, которые требовали совместных действий людей, разделения функций между ними и координации коллектива.

В доисторическую эпоху возникли охотничьи племена, скотоводческие кочевые племена, земледельческие общины. Эти три способа предлагали разделение людей на две группы: на тех, кто занят трудовой деятельностью и на тех, кто управляет ими. Между этими двумя группами стали складываться определенные отношения – отношения управления. Следующим этапом развития управления стало образование аппарата государства

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 27.00 Кб (Скачать файл)

2.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ  И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Возникновение управление связанно с необходимостью достичь целей, которые невозможно достичь в одиночку. Это были, прежде всего, хозяйственные оборонные  и другие цели, которые требовали  совместных действий людей, разделения функций между ними и координации коллектива.

 

В доисторическую эпоху возникли охотничьи племена, скотоводческие кочевые племена, земледельческие  общины. Эти три способа предлагали разделение людей на две группы: на тех, кто занят трудовой деятельностью и на тех, кто управляет ими. Между этими двумя группами стали складываться определенные отношения – отношения управления. Следующим этапом развития управления стало образование аппарата государства. Один из крупнейших исследователей истории управления Л. Маморорд охарактеризовал данный этап в своей работе "Миф машины". Для данного этапа характерно создание аппарата управление в государственном масштабе с четкими разделением труда, командной иерархией, стандартизацией, проектированием и планированием.[6]

 

Создание  государства существенно раздвинуло границы человеческих возможностей. Создание государства обусловило и  возникновение городов. Черпая ресурсы  из большого разнообразия человеческих способностей, город создал эффективное  средство организации управления, основанные на богатейшем ансамбле квалификаций, способностей и интересов.

 

Однако  при своем многообразии форм городского самоуправления города не могли заменить собой государство, ибо задачи управление города и государства не идентичны, и города-государства оказались весьма хрупкими организациями.

 

Следующим этапом является развития управления, связанный с возникновением и  распространением христианства. Новыми социальными инструментами уже  в настоящем становятся бенедиктинские монастыри, которые представляли собой небольшие группы людей, принимавших труд по завету святого Бенедикта Нурсийского не как проклятие раба, но как моральный и религиозный долг свободного человека. В этих монастырях сохранялась и власть, и дисциплина, и субординация. Но принадлежность к монастырю была добровольной, контакты были личными, физические и интеллектуальные занятия были тщательно продуманы и организованы по чинам Бенедиктовцы понимали, что даже самый благородный труд притупляет мысли и чувства. Поэтому уже к XI столетию создали и широко использовали сберегающий труд энергетические машины.

 

Бенедиктовская  система показала, как эффективно может быть выполнена любая работа, когда она упорядочена, когда  принуждения заменяют сотрудничеством, когда используются все способности  человека.

 

Аналогичные выводы можно сделать и рассматривая опыт управления экологической деятельностью монастырей в России, где монастыри как хозяйство отличались высокой культурой, четкой организацией и духом сотрудничества.

 

В России сложилась  новая форма трудовой деятельности - артель. Каковы же отличительные особенности русской артели как формы управления.

 

Во-первых, артель была добровольным товариществом  совершенно равноправных работников, которые на основе взаимопонимания  и взаимовыручки могли решать практически любые хозяйственные  и производственные задачи.

 

Во-вторых, члены артели были связаны между  собой круговой порукой. Эта ответственность  друг за друга важнейший отличительный  признак.

 

В третьих, в артели, как в любой организации, один из членов выполнял распорядительные функции, но если он пытался эксплуатировать других членов артели, то такие попытки жестоко пресекались. В руководителях артели ценилась твердая воля, выражающая интересы артели, но не подавляющая самостоятельность ее рядовых членов.

 

Артель  можно рассматривать как самоуправляемый трудовой коллектив.


Информация о работе Становление и развитие теории и практики управления