Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 21:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение становления менеджмента.
Для достижения цели необходимо решение задач:
- изучение развития управленческой мысли;
- рассмотрение школы человеческих отношений;
- описание становления школы поведенческих наук.
Введение 3
Глава 1. Развитие управленческой мысли 4
1.1 Понятие менеджмента 4
1.2 Концепция революции менеджеров 8
1.3 Классификация школ управления 11
Глава 2. Развитие школы человеческих отношений 18
2.1 Сторонники школы человеческих отношений 18
2.2 Теория Дугласа Мак-Грегора 23
2.3 Системы управления человеческими ресурсами Ренсиса Лайкерта 26
Глава 3. Становление школы поведенческих наук 28
3.1 Предпосылки развития школы поведенческих наук 28
3.2 Сторонники поведенческой школы 30
3.3 Теория Честера Барнарда 36
Заключение 38
Список литературы 40
В менеджеральной экономике кривая долгосрочного развития может вновь пойти вверх после спада, обусловленного умиранием капитализма. Соответственно менеджеральная экономика окажется в лучшем положении по сравнению с капиталистической экономикой в отношении новых изобретений и технических замыслов. Эти процессы не будут ограничены соображениями прибыльности, что в условиях капиталистического рынка зачастую препятствует внедрению новшеств.
Наконец, как уже отмечалось, благодаря преимуществам централизованного контроля над экономикой в целом, можно будет осуществлять планирование в масштабах всей экономики, что недоступно для капиталистической экономики с ее системой обособлений и некоординированного контроля.
Менеджеральная экономика создает условия для того, чтобы осуществлять планирование производственного процесса в целом. Это станет возможным благодаря централизации контроля над экономическими процессами: будет создан институционный механизм реализации тщательно разработанных планов на практике. Централизация такого рода и соответствующие механизмы отсутствуют при капитализме, где такое планирование является невозможным, разве что только в крайней ограниченной степени.
Даже в условиях менеджерального планирования будет масса путаницы и неразбирихи. Поведение менеджеров в обществе вряд ли будет соответствовать требованиям науки в большей мере, чем поведение любой другой правящей группировки.
Менеджеральное общество - это классовое общество, общество, где есть сильные и есть слабые, привилегированные и угнетенные, правители и управляемые.
Мысль об особой роли управляющих в корпорации и миссии менеджмента в обществе высказывает в 1946 г. и ведущий теоретик менеджмента П. Друкер в книге «Концепция корпорации» (1946 г.) – первое монографическое социологическое исследование корпорации «Дженерал Моторс».
Наибольшей степени интерес к управлению достиг в середине 50-х годов. Друкер говорит в связи с этим о настоящем менеджмент-буме, когда идея менеджерской революции (МР) охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. [10, с. 99]
1.3 Классификация школ управления
Чтобы понять настоящее и предсказать будущее, часто лучше всего начинать с обзора прошлого. Как сказал великий историк Уилл Дьюрант: «Настоящее - это прошлое, свернутое для действия, а прошлое - это настоящее, развернутое для понимания». Чтобы полностью понять теорию, процесс и практику менеджмента, необходимо знать, как развивалась теория менеджмента. Следовательно, все, кто изучает современный менеджмент, не могут игнорировать прошлое, история менеджмента дает знания, способные продвинуть нас к решению будущих проблем. [6, с. 122]
В книге Клода Ст. Джорджа «История управленческой мысли» дается развернутая периодизация основного вклада в развитие менеджмента.
Таблица 1 - Основной вклад в развитие менеджмента
Годы Индивидуум или этниче-ская группа Основной вклад в развитие менеджмента
До н.э. 5000 Шумеры Письменность, регистрация фактов
4000 Египтяне Признание необходимости планирования, орга-низации и контроля
2700 Египтяне Признание необходимости "честной игры". Дове-рительные беседы — "облегчи свою душу"
2600 Египтяне Децентрализация в организации управления
2000 Египтяне Признание необходимости письменных запросов. Использование рекомендаций "штаба"
1800 Хаммурапи Использование свидетелей и письменных доку-ментов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности
1600 Египтяне Централизация в организации управления
1491 Евреи Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения
1100 Китайцы Признание необходимости организации, плани-рования, руководства и контроля
600 Навуходоносор Контроль за производством и стимулирование через заработную плату
500 Менциус Признание необходимости систем и стандартов
Китайцы Признание принципа специализации
Сунь-Цзы Признание необходимости планирования, руководства и организации
400 Сократ Формулировка принципа универсальности менеджмента
400 Ксенофонт Признание менеджмента как особого вида искусства. Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследований моти-вации, составления планов и обработки мате-риалов
350 Греки Использование научных методов. Изучение ме-тодов труда и рабочего ритма.
Платон Формулировка принципа специализации
325 Александр Великий Создание штаба
175 Като Использование описаний работ
50 Варрон Использование рабочих спецификаций
Н.э. 20 Иисус Христос Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения
284 Диоклетиан Делегирование полномочий
900 Альфараби Требования к руководителю
1100 Газали Требования к менеджеру
1340 Л.Пачоли (Генуэзец) Двойная бухгалтерия
1395 Франциско Ди Марко Учет издержек производства
1410 Братья Сорансо Использование журнала доходов и гроссбухов
1418 Барбариго Формы предпринимательской организации; обра-ботка статистических отчетов
1436 Арсенал Венеции Веницианцы Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентари-зации; использование метода конвейера; исполь-зование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товар¬ных запасов; контроль себестоимости
1500 Сэр Томас Мор Призыв к усилению специализации; анализ не-достатков плохого менеджмента и руководства
1525 Никколо Макиавелли Осознание принципа массового согласия; при-знание необходимости, целеустремленности в организации; определение качества руководите¬ля
1767 Сэр Джеймс Стюарт Истоки теории власти; исследование влияния ав-томатизации
1776 Адам Смит Применение принципа специализации к промыш¬ленным рабочим; концепция контроля; расчет оплаты труда
1785 Томас Джефферсон Обратил внимание на концепцию взаимозаме-няемости частей
1799 Эли Уитни Научные методы; использование методов исчис-ления себестоимости; контроль качества; кон-цепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента
1800 Джеймс Уатт, Маттеус Бултон, Сохо, Англия Стандартные операции; спецификации; рабочие методы; планирование; стимулирование зара-ботной платой; стандартное время; стандартные данные; Рождественские праздники для служа-щих; Рождественские премии; страховое общест-во служащих; ревизии баланса и отчетности
1810 Роберт Оуэн, Нью-Ланарк, Шотландия Использование на практике личного опыта; от-ветственность за подготовку рабочих; строитель-ство домов с удобствами для рабочих
1820 Джеймс Милл Анализ и общение человеческой мотивации
1832 Чарльз Баббедж Упор на научный подход; признание особой важ-ности специализации; разделение труда; иссле-дование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность труда; исчисление себестоимости
1835 Маршалл, Логлин и др. Признание и обсуждение важности функций ме-неджмента
1855 Генри Пур Принципы организации связи и информации в применении к железным дорогам
1856 Даниэль К. Мак-Каллум Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Приме-нение систематического менеджмента на желез-нодорожном транспорте
1871 В.С.Джевонс Использовал на практике мотивационные иссле-дования; изучал воздействие различных инстру-ментов на рабочего; исследование усталости
1881 Джозеф Вартон Разработал для колледжа курс предпринима-тельского менеджмента
1886 Генри К. Меткалф Искусство менеджмента; наука управления
Генри Р.Таун Наука менеджмента
1891 Фредерик Халси План премиальных выплат заработной платы
Фрэнк Гилбрет Наука мотивационных исследований
1900 Фредерик У.Тэйлор Научный менеджмент; системный подход; кадро-вый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая зара-ботная плата; равноправие между трудом и ме-неджментом; функциональная организация; принцип исключительности в применении к це-хам; система оценки себестоимости; методиче-ские исследования; исследования рабочего вре-мени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и коопера-цию.
1901 Генри Л.Гантт Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; ответственность менед-жеров за подготовку рабочих
1910 Хьюго Манстерберг Использование психологии в менеджменте и ра-боте
Харрингтон Эмерсон Эффективный инжиниринг; принципы эффектив¬ности
1911 Харлоу С. Персон Организовал первую научную конференцию по менеджменту в Соединенных Штатах; научное признание менеджмента
Дж. К.Дункан Первый учебник менеджмента для колледжей
1915 Х.Б.Друри Критика научного менеджмента -утверждение первоначальных идей
Р.Ф.Хокси Критика научного менеджмента -утверждение первоначальных идей
Ф.В.Харрис Модель экономической партии товара
Томас А.Эдисон Разработка плана военных маневров в целях об-наружения и уничтожения подводных лодок
1916 Генри Файоль Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; призна-ние необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях
Александр Г.Черч Функциональная концепция менеджмента; пер-вый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в еди-ное целое
А.К.Эрланг Предвосхитил теорию очередностей
1917 У. Г.Леффингвелл Применил научный менеджмент в ведомствах
1918 К.К.Парсонс Признал необходимость использования научного менеджмента в ведомствах
Ордвэй Тид Применение психологии в промышленности
1919 Моррис Л.Кук Различные области использования научного ме-неджмента
1921 Вальтер Д. Скотт Привнес психологические знания в рекламное дело и работу с кадрами
1923 Оливер Шелдон Развил философию менеджмента; принципы ме-неджмента
1924 Г.Ф.Додж, Г.Г.Ромиг У.А.Шухарт Использование статистических выводов и теории вероятностей при проведении инспекций и кон-троле качества с использованием статистических средств
1925 Рональд А.Фишер Различные современные статистические методы, включая бейесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов
1927 Элтон Майо Социологическая концепция групповых устрем-лений
1928 Т.К.Фрай Статистические основы теории обслуживания
1930 Мэри П.Фоллет Философия менеджмента, основанная на инди-видуальной мотивации. Групповой подход к ре-шению проблем менеджмента
1931 Джеймс Д.Муни Признание универсальности принципов органи-зации
1938 Честер Барнард Теория организации; социологические аспекты менеджмента; необходимость коммуникации
П.М.С.Блэкетт и др. Операционные исследования
1943 Линдэлл Урвик Сведение воедино и корреляция принципов ме-неджмента
1947 Макс Вебер, Ренсис Ли-керт
Крис Арджирис Сделали упор на психологию, социальную психо¬логию и исследования человеческих отношений в теории организации; включение широкосистем¬ной теории организации
1949 Норберт Винер, Клод Шеннон Сделали упор на системный анализ и теорию информации в менеджменте
1951 Франк Абрамс, Бенджа-мин М.Селекман Ввели искусство управления в мышление менед-жеров
1955 Герберт Саймон, Га-рольд Дж. Левитт, Роберт Шляйфер Придали особое значение поведению . человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как идентичный, наблюдаемый и измеряе-мый процесс; повышенное внимание уделяли философии менеджмента
1960 Дуглас Мак Грегор Доказал, что отношение менеджера к своим под-чиненным существенно влияет на их поведение и. на рабочий климат в организации. В теории "X" — утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределе¬ния ответственности
1965 Ансофф Подверг сомнению прежние методы долгосрочно¬го планирования и предложил модель стратеги¬ческого планирования. Позднее сформулировал этот подход в книге " Стратегический менедж¬мент"
1967 Фред Фидлер Продолжил разработку теорий 'руководства, ка-сающихся ориентации соответственно на зада¬ния и отношения
1967 Джемс Томпсон Джей Гэлбрайт П. Доренс Дж. Лорше Отметили, что не существует единственного, наилучшего пути организации деятельности и провели дальнейшие исследования ситуацион-ных аспектов организационного строительства
1969 Карл Вейк Исследовал организацию как интерпретируемые системы
1975 Вильям Оучи, Оливер Вильямсон Развитие теории фирмы. Несовершенство рынка — причина существования фирм
1975 Генри Минцберг Рассмотрел организационные структуры от ма-шинной бюрократии до адхократии
1975 1980 Геральд Саланчик Джеффри Пфеффер Мишель Круазье Теории властных структур внутри и между орга-низациями
1976 Розмари Стюарт Альтернативы и ограничения действий менедже-ра в разнообразных ситуациях и различия между отдельными видами управленческих задач
1980 Майкл Портер Выдвинул новые идеи относительно конкурент-ной стратегии, конкурентоспособности, потреби-тельских качеств продукции и ресурсов, выра-женных через себестоимость
1982 Джон Коттер Джон Га-барро Исследование работы высших руководителей. Различные характеристики и их восприятие во времени
Теренс Дил Алан Кеннеди Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на "организа¬ционное поведение" и корпоративное развитие
1985 Том Петерс Отношение к потребителям как к людям, а к пер-соналу организации — как к важному ресурсу развития бизнеса
Д. М. Гвишиани подчеркивает, что из-за обилия подходов и концепций, развиваемых в литературе по менеджменту, трудно выделить этапы и школы менеджмента. Он выделяет пять школ американского менеджмента:
- классическую школу, родоначальником которой считается Ф. Тэйлор;