Стиль руководства и его роль в деятельности предприятия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:05, курсовая работа
Описание работы
Руководитель - это ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива.
1. Стиль руководства
и его роль в деятельности
предприятия
1.1. Роль руководителя
в деятельности предприятия
Руководитель - это ключевое
звено в кадровой системе. Опираясь на
аппарат, руководитель направляет деятельность
всего коллектива организации. Он одновременно
и представитель высшего звена управления
(или собственника) в управленческом коллективе,
и лидер коллектива.
По занимаемому в управленческой
иерархии уровню руководители составляют
три звена: первичное, среднее и высшее.
К первичному звену принято относить руководителей
на уровне цехов, участков, производств
(как линейных так и функциональных). Среднее
звено - руководитель крупных структурных
подразделений организаций. Высшее звено
- это те руководители, которые, как правило,
подчинены уже не другим руководителям,
а собственникам - хозяева организации.
[4, стр. 148]
Виляние, которое оказывает
руководитель, принято называть авторитетом.
Авторитет бывает формальный, определенный
должностью, и реальный, который определен
отношением подчиненных к руководителю,
и его взаимоотношениями с вышестоящими
руководителями, руководителями равного
уровня управления. Главной и определяющей
должна быть формальная власть руководителя
- власть должности, а неформальная власть
может только дополнять реальный авторитет,
усиливать его или ослаблять.
Основными способностями руководителя
являются: решительность, смелость, способность
руководить, знания, способность понимать
и принимать решения, способность убеждать
и улаживать конфликты, бодрость, оптимизм.
При отсутствии любого из этих качеств
руководителя, постоянно будут возникать
ситуации, с которыми он не сможет справиться,
и с каждой такой оплошностью его авторитет
будет падать.
Главная составная часть трудовой
деятельности руководителя - это организаторская
работа. И важнейшая ее особенность состоит
в том, что руководитель организует работу
людей; взаимосвязывает работу человека
и техники; организует людей на совместный,
коллективный труд. Поскольку руководитель
организует труд подчиненных, то и планирует
работу коллектива. Важнейшими его обязанностями
являются налаживание совместной деятельности,
передача и распространение передового
опыта, создание благоприятных условий
для развития и реализации способностей
каждого работника, формирование ответственного
и рачительного отношения к ресурсам,
обеспечение благоприятного морально-психологического
климата в трудовом коллективе. Методы
управления руководителя должны быть
ориентированы на такие мотивы поведения,
как осознанная необходимость дисциплины
труда, чувство долга, стремление человека
трудиться в определенной организации
и т.п.
Среди средств, которыми пользуется
руководитель, добиваясь высокой эффективности
работы коллектива, важное место принадлежит
контролю. Осуществляется он в форме взаимодействия
подчиненного и руководителя. При этом
необходимо соблюдать тактичность, культуру
общения, сочетать требовательность к
подчиненному с готовностью оказать ему
помощь в выполнении работы. Подчиненными
контроль воспринимается как оценка их
труда, личного вклада в коллективный
результат. Оценка работы членов коллектива
зависит от профессиональной подготовленности
руководителя: чтобы объективно оценить
работу другого, надо быть самому квалифицированным
специалистом. Справедливость оценки
предполагает четкое разграничение недостатков,
которые коренятся в профессиональной
подготовке работника, и тех, что связаны
с объективными условиями организации
труда, качеством инструмента, сырья и
т.п.
Большую роль во взаимоотношениях
между руководителем и подчиненным имеет
справедливость карьерного роста всех
членов коллектива. Так, отбор на выдвижение
и замещение вакантных должностей должен
зависит от знаний и навыков работников,
их вклада в деятельность предприятия
и прочих характеристик. Более того, работники
должны знать о своих перспективах в данном
коллективе, так как в противном случае
это говорит о плохой постановке работы
с персоналом. [6, стр. 211]
Несмотря на то, что руководителям
на предприятиях отводятся схожие роли,
каждый из них играет эту роль по-своему,
исходя из выбранного им стиля управления.
1.2. «Многомерные»
стили руководства
В современных условиях успех
дела предопределяется не только характером
отношений между руководителем и подчиненным
и степенью их свободы, которая им предоставляется,
но и рядом других обстоятельств. Выражением
этого являются «многомерные» стили управления,
которые представляют комплекс взаимодополняющих,
переплетающихся подходов, каждый из которых
независим от других.
Первоначально сложилась идея
«двумерного» стиля управления, который
основывается на двух подходах. Один из
них ориентируется на создание в коллективе
благоприятного морально-психологического
климата, налаживание человеческих отношений,
а другой - на создание надлежащих организационных
и технических условий, при которых человек
полностью сможет раскрыть свои способности.
«Управленческая
решетка» Р. Блейка и М. Мутона
Данный подход является наиболее
простым представлением «двумерного»
стиля управления. «Управленческая решетка»
Блейка и Муттона представляет собой таблицу,
состоящую их 9 строк и 9 столбцов, пересечение
которых образует 81 поле. Если такую таблицу
наложить на правый верхний квадрант,
образованный осями абсцисс и ординат,
то на них можно отразить величину экспертных
оценок подходов, которых придерживается
конкретный руководитель, и определить
занимаемое им поле на «решетке», характеризующее
применяемый им на практике стиль управления.
1. (1;1.) Примитивное руководство
или «отдых на работе» (объединенное
управление)
Эта позиция характеризует
такой тип руководителя, который холодно
относится как к своим подчиненным, так
и к самому процессу производства. Считает,
что управленец всегда может прибегнуть
к помощи независимого эксперта. Такое
ведение дел поможет избежать конфликтов,
создаст благоприятные условия для работы
самого руководителя и расширит границы
новых идей воплощаемых в производство.
Такой управляющий не является лидером.
Он является просто «хранителем своего
портфеля и кресла». Но очень скоро серьезные
трудности заставят пересмотреть стиль
руководства, либо сменить руководителя.
2. (1;9.) Социальное руководство
(управление в духе загородного
клуба)
Эта позиция характеризует
руководителей, которые уделяют особое
внимание нуждам и потребностям своих
подчиненных, но на процесс производства
остается в стороне. Менеджеры такого
типа полагают, что основа успеха заключена
в поддержании атмосферы доверия и взаимопонимания
в коллективе. Такой руководитель любим
подчиненными, они готовы всегда оказать
помощь своему лидеру. Текучка кадров
очень низка, а уровень удовлетворенности
трудом очень высок. Но излишняя доверчивость
к подчиненным приводит к принятию непродуманных
решений, из-за этого страдает производство.
Подчиненные могут злоупотреблять доверием
к себе.
3. (9;1) Авторитарное руководство
(власть - подчинение)
Эта позиция характерна для
менеджеров, которые заботятся только
о производстве и не осуществляют никакой
социальной деятельности. Они считают,
что такая деятельность является проявлением
мягкого характера и ведет к понижению
результативности работы. Качество управленческих
решений, по их мнению, не зависит от степени
участия подчиненных в его принятии. Положительными
чертами менеджеров такого типа являются
высокий уровень ответственности, трудоспособности,
организаторский талант, интеллект. Но
между таким руководителем и его подчиненными
постоянно сохраняется дистанция, отсутствует
взаимопонимание и сохраняется удовлетворительный
уровень групповой дисциплины.
4. (5;5) Производственно - социальное
управление (организационное управление)
Эта позиция характеризует
тот тип руководителя, который умеет сочетать
заботу о людях с заботой, о производстве.
Такой менеджер идет на компромисс во
всех случаях. Решения должны приниматься
руководителем, но обязательно обсуждаются
и корректируются с подчиненными. Положительными
чертами руководителей такого типа являются,
постоянство, заинтересованность в успехе
начинаний, нестандартность мышления,
прогрессивные взгляды. Однако прогрессивность
взглядов мало распространяется на стиль
управления, что не способствует развитию
и движению вперед всего производства.
5. (9;9) Командное руководство
или руководство «лицом к лицу»
(групповое управление)
Эта позиция характеризует
такой тип руководителя, который одинаково
относится как к людям, так и к возглавляемому
им производству. Данный тип управленца
стремится приложить максимум усилий,
как в сфере социальной политики, так и
в самом производстве. Наилучшим способом
увеличения производительности, повышения
качества выпускаемой продукции и услуг
они считают, является активное вовлечение
подчиненных в процесс принятия решения.
Это позволяет повысить удовлетворенность
трудом всех работающих, учесть изменения,
влияющие на эффективность производства.
Пользуясь «управленческой
решеткой», можно заранее определить комбинацию
оценок, соответствующих требованиям
к той или иной должности, предусмотренной
штатным расписанием организации. Сравнив
с ними экспертные оценки качеств претендентов,
можно определить их пригодность к ее
замещению. Матрицы стилей руководства
является наиболее популярным подходом
к изучению стилей руководства. Он является
не только удачной комбинацией других
исследований, но также дает руководителям
возможность оценить свою позицию и попытаться
усовершенствовать свой стиль управления.
[5, стр. 72]
Модель Р. Танненбаума
и У. Шмидта
Роберт Танненбаум и Уоррен
Шмидт в результате исследований пришли
к выводу, что менеджеры с трудом решают
проблемы в рамках различных стилей управления.
Прежде чем решить какими должны быть
действия - демократичными или автократичными
- в разных ситуациях, руководителю необходимо
рассмотреть три серии вопросов.
1. Вопросы личного характера.
Руководитель должен оценивать
свои собственные взгляды, наклонности,
уровень доверия к себе со стороны подчиненных,
степень своей решительности.
2. Вопросы, касающиеся подчиненных.
Руководитель должен оценить
склонность членов своего коллектива
к независимости, ответственности, интересы
подчиненных, уровень знаний, стремление
быть вовлеченным в процесс принятия решений.
3. Вопросы, касающиеся особенностей
конкретной ситуации.
Наиболее важной особенностью,
которую необходимо учитывать при выборе
стиля поведения, является причина возникшей
проблемы. Необходимо обратить внимание
на компетенцию группы по данному вопросу,
временные рамки, отведенные на принятие
решения, тип и историю развития организации.
Исследователи скомбинировали
эти вопросы и создали континуум стилей
руководства. Он помогает менеджеру рассмотреть
все возможные варианты выбора поведения
от абсолютно авторитарного до полностью
демократического.
Авторитарный режим - это когда,
менеджер: имеет полную власть и никаких
преград для ее использования; сохраняет
за собой право на любые чрезвычайные
полномочия; имеет определенный набор
уникальных знаний и навыков; руководит
формально, не является действительным
лидером, не имеет поддержку и понимание.
Подчиненные: зависимы от своего руководителя;
не имеют возможности высказывать свое
мнение; имеют невысокую квалификацию;
могут подвергнуться применению чрезвычайных
полномочий; не обладают независимостью;
становятся последователями авторитарного
режима.
Ситуация на рабочих местах:
царит строгая дисциплина, посредством
строгого контроля. Уровень прибыли не
высок. Осуществляется жесткий контроль
объема затрат на производство. Существует
постоянная опасность травматизма. Работа
не требует высоких профессиональных
навыков, часто производится переоборудование,
смена производственного процесса. Возможные
последствия использования данного стиля:
беднеет общение, снижается адаптация
рабочих к резким преобразованиям; деятельность
носит рутинный характер; творческий рост
исключен.
Демократический режим - это
когда, менеджер: имеет ограниченную власть,
может сам устанавливать рамки ее применения
либо принимает условия; группа может
снять его с должности и заменить членами
коллектива; является зависимым от временных
рамок в своей деятельности; может применять
ограниченное число санкций по отношению
к подчиненным.
Подчиненные: осуществляют
контроль над методами управления; чаще
всего имеют такие профессии, как ученые,
инженеры, менеджеры и т.д.; имеют высокие
профессиональные навыки; любят строгий
порядок, но не авторитарный; имеют высокие
социальные потребности.
Ситуация на рабочих местах:
цели деятельности доступны и понятны
всем. Ответственность и контроль разделены
между руководителями разных уровней.
Всегда существуют временные границы
для выполнения задания. Преобразования
носят поступательный, прогрессивный
характер. Реальный риск здоровья низок.
Используется коллективный труд. Возможные
последствия использования данного стиля:
человек приспосабливается к зависимости
от коллектива, теряет способность самостоятельно
мыслить. В экстремальных ситуациях возможны
проблемы при принятии решений.
Режим слабого, безынициативного
руководства - это когда менеджер: не обладает
реальной властью; не ограничен временными
рамками; не сменяем на должности, так
как всех такое положение устраивает;
не может применять никаких санкций; не
обладает знаниями по специфике производства.
Подчиненные: имеют больше власти, чем
руководитель; не принимают порядок; легко
поднимают мятеж, забастовку; слабо организованы;
это обычно ученые или другие рабочие
с редкими знаниями, осознающими сою необходимость.
[7, стр. 38]
Ситуация на рабочих местах:
нет четко определенных целей организации.
Нет структуры в организации. Существует
только система самоконтроля. Не ограничено
время на выполнение заданий. Преобразований
и изменений в системе труда практически
не происходит. Атмосфера на рабочих местах
мягкая, благоприятная. Для выполнения
профессиональных функций требуются высокие
навыки и особые знания. Возможные последствия
от использования данного стиля: дробление
коллектива, изоляция личности, непонимание,
хаос. Отсутствие взаимопонимания, взаимопомощи,
единого руководства. Это может привести
к тому, что усилия в профессиональной
деятельности будут направлены на бесполезную
борьбу и отстаивание своих интересов
и взглядов.
Модель эффективности
руководства Ф. Фидлера
Фрэд Фидлер известен как один
из первых экспертов по управлению, который
считал, что эффективность стиля управления
может быть оценена, если выбранный стиль
соответствует данной ситуации. Он также
считал, что успех или эффективность того
или иного стиля управления зависит от
трех факторов: отношений руководителя
с подчиненными, структуры производственных
заданий и уровня власти руководителя
.