Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 08:32, реферат
Самоменеджмент, а более правильно самоуправление – самостоятельность и личное управление самим собой. Эффективное самоуправление связано как с человеческой природой, так и организацией, социальным управлением.
Самоменеджмент руководителя предполагает последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в личной повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.
Самоменеджмент, а более правильно самоуправление – самостоятельность и личное управление самим собой. Эффективное самоуправление связано как с человеческой природой, так и организацией, социальным управлением.
Самоменеджмент руководителя предполагает последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в личной повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.
Руководитель должен иметь:
– широкое общее представление о положении
дел за пределами своего подразделения,
осознание изменений во внешней среде
и возможностях их использования;
– чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы;
– творческий подход и умение мотивировать
себя и персонал;
– желание и способность сотрудничать;
– понимание результатов, умение планировать
и выполнять планы;
– способность идти на риск;
– способность принимать решения;
– готовность дать оценку полученным результатам
и определить программу развития фирмы
и ее персонала.
В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т. д.
Стиль управления – типичная манера и способ поведения менеджера. Стили могут классифицироваться по разным критериям.
1. Критерий участия исполнителей
в управлении:
– авторитарный (единолично менеджер решает
и приказывает – сотрудники исполняют);
– сопричастный (сотрудники участвуют
в той или иной мере в принятии решений);
– автономный (менеджер играет сдерживающую
роль – сотрудники решают сами, обычно
большинством).
2. Классификация стилей управления
по преимущественному критерию функций
управления:
– управление через инновацию (разработка
инновации – как руководящее задание);
– управление с помощью задания цели (на
каждом иерархическом уровне задают цели,
имеется свобода в методе ее достижения,
ограниченная сметой и контролем).
3. Критерий преимущественной
ориентации:
– слабое управление – нет давления на
сотрудников, нет заботы о них, также слаба
забота о решении задач менеджмента. Полезная
отдача мала;
– управление по задачам – с сотрудниками
обращаются, как с исполнительными механизмами,
можно добиться высокой эффективности,
но страдают человеческие отношения;
– клубное управление – господствует
дружеская атмосфера, но пренебрегают
решением задач;
– управление по среднему пути – достигается
компромисс между требованиями по работе
и интересами сотрудников, средняя производительность
труда;
– сильное управление – идеальный стиль.
Успех стиля управления можно
оценивать по воздействию на прибыль и
издержки. При оценке надо также использовать
критерии, относящиеся к задачам:
– по разработке продукции;
– организации;
– управлению персоналом (продолжительность
отсутствия, удовлетворенность работой,
готовность к перемене работы, чувство
собственного достоинства, творческие
качества, инициативность, готовность
к учебе).
Эффективность стилей управления
нельзя оценивать вне конкретных ситуаций.
При этом следует учитывать:
– личные качества (представления о ценностях,
самосознание, основная позиция, отношение
к риску, роль личных мотивов, авторитет,
производственный и творческий потенциал,
уровень образования);
– зависимость от предстоящих задач (содержат
ли они творческие или новаторские элементы,
степень сформулированности, наличие
опыта их решения, решаются ли они планово
или как внезапно возникающие, должны
ли выполняться индивидуально или в группе,
давление сроков);
– организационные условия (степень жесткости
оргструктуры, централизованное и децентрализованное
решение задач, количество инстанций принятия
решения, четкость путей информации и
связи, степень контроля);
– условия окружающей среды (степень стабильности,
условия материального обеспечения, социальная
безопасность, господствующие общественные
ценности и структуры).
Поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).
Стиль руководства
можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Самое общее определение стиля
делает акцент на способе взаимодействия личности с миром — как предметным, так и социальным. Можно связать стиль с конкретными формами жизнедеятельности, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. Общим для существующих представлений о стиле является акцент на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды. Руководство и управление — это особые формы профессиональной деятельности, которые требуют адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей в профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и интегральных систем личностно-детерминированных способов управления и руководства.
Стиль руководства в управлении — это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Три типа стилей.
Авторитарный (диктаторский)
, для которого характерны деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя — вне группы или выше ее. Дела в коллективе (группе) планируются руководителем заранее, решения принимаются единолично, голос — решающий, при этом подчиненные знают лишь непосредственные, ближние цели, дальние — неизвестны.
Демократический.
Руководитель доводит до подчиненных инструкции в форме предложений, поэтому для него типичны товарищеский тон, уважительное и внимательное отношение к коллегам, при этом позиция руководителя — внутри группы и коллектива. Распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание — с советами. Мероприятия планируются не заранее, а в группе, решения принимаются на основе коллегиального обсуждения, за реализацию которых отвечают руководитель и подчиненные.
Попустительский.
Руководитель с доминированием этого стиля не проявляет склонности к похвале и порицаниям, для него типичны полная устраненность от дел коллектива и отсутствие сотрудничества. Члены группы работают самостоятельно, при этом сам руководитель в ее составе. Дела в группе идут сами по себе, т.к. руководитель не дает никаких указаний, фронты работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп.
Наряду с понятием «стиль руководства» существует представление о стиле управления, соотношения между которыми достаточно неопределенны и сложны, т.к. не удается полностью и непротиворечивым образом развести эти два вида профессиональной деятельности. Как же соотносятся между собой стиль руководства и стиль управления? Понятие стиля руководства является более широким, т.к. охватывает сферу межличностных отношений, носящих и официальный, и неофициальный характер, в то время как стиль управления связан непосредственно с решением конкретных управленческих задач. В литературе по теории и практике управления коллективом представлен широкий спектр стилей управления, которые совпадают, по существу, со стилями руководства.
Авторитарный стиль
Для него характерно единоначалие менеджера в решении как больших, так и малых задач, стоящих перед коллективом. В организации, где доминирует авторитарный стиль управления, все ждут, что решит их менеджер. Такой стиль предполагает, что инициатива и последнее слово, как правило, остаются за главой коллектива, как и все наиболее значимые указания и распоряжения. Однако у авторитарного стиля имеются, как и у любого другого, не только минусы, но и плюсы. Способность менеджера взять на себя персональную ответственность, особенно в критической ситуации, — это, несомненно, его достоинство, но авторитарный стиль подавляет инициативу и творческие начинания, которые идут снизу, в чем заключается его главный недостаток.