Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:37, курсовая работа
Актуальность темы моей курсовой работы заключается в том, что в современном бизнесе от качества менеджмента предприятия, а так же стиля управления руководителя зависит его конкурентоспособность. Достижение и поддержание конкурентных преимуществ требует создания устойчивой и конкурентоспособной системы управления, ориентированной на максимальное удовлетворение интересов всех заинтересованных групп: потребителей, работников, партнеров, общества в целом.
Объектом исследования курсовой работы является ЗАО «ВинАгроПром».
Предметом исследования курсовой работы стили управления и эффективность менеджмента на предприятии.
Цель курсовой работы: выявить выбранный стиль управления у руководителя провести анализ качества и эффективности менеджмента на примере ЗАО «ВинАгроПром».
Введение
Глава 1. Теоретические основы стилей управления
1.1. Понятие и сущность стилей управления
1.2. Виды стилей управления
1.3. Критерии оценки эффективности менеджмента
Глава 2. Анализ стилей управления и эффективности менеджмента на примере ЗАО «ВинАгроПром»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ существующих на предприятии стилей управления
2.3. Анализ эффективности управления на предприятии
Глава 3. Выводы и предложения по совершенствованию стилей управления и повышению эффективности менеджмента на предприятии.
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
На тему:
«Стиль управления и эффективность менеджмента»
Прохорова Я. В.
Нижний Новгород, 2012 г.
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы стилей управления
1.1.
Понятие и сущность стилей управления
1.2. Виды стилей управления
1.3. Критерии оценки эффективности менеджмента
Глава 2. Анализ стилей управления и эффективности менеджмента на примере ЗАО «ВинАгроПром»
2.1.
Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ существующих на предприятии
стилей управления
2.3. Анализ эффективности управления
на предприятии
Глава 3. Выводы и предложения по совершенствованию стилей управления и повышению эффективности менеджмента на предприятии.
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Стиль управления – способ обращения руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.
«Правильный» стиль управления не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться адекватно изменениям управляемой среды.
Как мы уже знаем, деятельность менеджера заключается в руководстве людьми (то есть в управлении), направленном на достижение поставленных целей. Если управленческая деятельность решает поставленные задачи, обеспечивает реализацию целей, причем на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. Иными словами, эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, и в этом смысле проблема эффективности управления является составной частью экономики управления, частью эффективности производства. В связи с этим оценка эффективности менеджмента будет являться основополагающей при стратегическом и оперативном планировании организации.
Эффективность менеджмента – сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления характеризуется не только количественными показателями (экономический эффект), но и качественными (социальная эффективность), характеризующимися только результирующими составляющими основных показателей: завоевание общественного доверия, управляемость системы, удовлетворенность трудом и др.
Однако в современных условиях бизнеса на российских предприятиях недостаточное внимание уделяется проблемам оценки труда и его эффективности, и в частности оценки эффективности деятельности менеджера и персонала. Оценка менеджера производится множеством форм по двум основным направлениям: оценка эффективности труда и оценка качества, которые определяют вклад менеджера в эффективность управления. Для установления соответствия результатов деятельности личности требованиям организации осуществляется оценка трудовой деятельности персонала.
Важнейшим условием эффективности управления сегодня является использование новейших информационных технологий.
Актуальность темы моей курсовой работы заключается в том, что в современном бизнесе от качества менеджмента предприятия, а так же стиля управления руководителя зависит его конкурентоспособность. Достижение и поддержание конкурентных преимуществ требует создания устойчивой и конкурентоспособной системы управления, ориентированной на максимальное удовлетворение интересов всех заинтересованных групп: потребителей, работников, партнеров, общества в целом.
Объектом исследования курсовой работы является ЗАО «ВинАгроПром».
Предметом исследования курсовой работы стили управления и эффективность менеджмента на предприятии.
Цель курсовой работы: выявить выбранный стиль управления у руководителя провести анализ качества и эффективности менеджмента на примере ЗАО «ВинАгроПром».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
Слово «стиль»
греческого происхождения, первоначально
оно означало стержень для писем на восковой
доске, а позднее употреблялось в значении
«почерк».
В толковом словаре
по управлению дается следующее определение:
«Стиль управления – совокупность наиболее
характерных и устойчивых методов решения
задач и проблем, используемых руководителями
организаций и предприятий в своей практической
деятельности».
По Мескону1, стиль управления – это привычная манера
поведения руководителя по отношению
к подчинённым, чтобы оказать на них влияние
и побудить к достижению целей организации.
Давайте представим
себе, что все в жизни линейного руководителя
понятно, прозрачно, предсказуемо и ожидаемо:
подчиненные - одинаковы, внешняя среда
- если и меняется, то крайне медленно и
в полном соответствии с прогнозами - никаких
сюрпризов и неожиданностей.
Возможно, кому-то такая жизнь показалась
бы сплошным раем, однако можно предположить,
что тогда и в руководителе как таковом
не было бы необходимости: достаточно
было бы бизнес-плана, должностных инструкций,
приказов и прочих формальных документов,
которые определяли бы, кому, что и как
делать.
Но ведь никакой документ никогда не учитывает того, что выполнять определенную задачу будет не абстрактный исполнитель, а вполне конкретный живой человек, со своими знаниями, умениями, навыками, представлениями, амбициями, желаниями, настроениями, "хотениями-нехотениями" и пр. Поэтому о гибкости руководителя можно говорить как об одном из его важнейших профессиональных качеств:
1. Зачастую руководитель, эффективно взаимодействуя с подчиненными одного типа, совершенно не знает, как вести себя с другими: какие-то личные особенности мешают им адекватно понимать друг друга, отсюда - конфликтные ситуации, оппозиционные настроения, борьба за власть и прочие деструктивные моменты. Освоение разных стилей поможет подобрать ключик к каждому сотруднику.
2. Верно выбранный стиль
3. Владение разными стилями позволяет руководителю малыми средствами добиваться высокого уровня мотивации и производительности персонала, верно определяя, кому из сотрудников достаточно задать направление деятельности и больше не беспокоиться, кого - подробно и детально проинструктировать, а кому необходима постоянная моральная поддержка.
Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. В этом как раз и проявляется стиль руководства.
Стиль работы руководителя во многих отношениях складывается подсознательно и постепенно, пока не сформируется определенная совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них. Характер таких приемов соответствует личности руководителя и позволяет находить успешное решение задач управления коллективом.
Автократический стиль управления.
Автократический стиль характеризуется высокой степенью централизации власти руководителя. Это директивный стиль, означающий большую свободу руководителя в выборе средств воздействия при слабом контроле.
Автократ самовластно решает большинство не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, навязывает свою волю исполнителям и не делегирует им никаких полномочий. При этом он намеренно апеллирует к более низкому уровню потребностей своих подчиненных.
В отношениях со своими подчиненными действия автократа могут исходить из следующих предпосылок:
1) люди изначально не любят
трудиться и при любой
2) у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
3) больше всего люди хотят защищенности;
4) чтобы заставить людей
На основе таких предпосылок автократ обычно централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений.
Руководитель - автократ плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказать психологическое давление, угрожать. Структурируя задание и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, автократ жестко регламентирует поведение сотрудника.
Руководитель - автократ догматичен, непременно жаждет подчинения своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к чужому мнению. Он часто вмешивается в работу подчиненных и жестко контролирует их действия, требуя пунктуального следования его указаниям "делать, что велено ". Если и проводятся совещания, то лишь для соблюдения формальности, ибо все решения у руководителя готовы еще до совещания.
Автократ никому не позволяет "сесть себе на шею". Он много работает, заставляет работать и других, в том числе и во внеурочное время. Может идти на риск, но расчетливо.
Критику не выносит и не признает своих ошибок. Однако сам любит критиковать. Придерживается того мнения, что административные взыскания - лучший способ воздействия на подчиненных в целях достижения высоких трудовых показателей.
В общении с людьми подчас не выдержан, а то и груб, но не обязательно. Он может быть и благожелательным, корректным автократом. Внимательно выслушивать и напоказ взвешивать идеи подчиненных. Но пренебрегать их мнением при принятии окончательного решения, так что и в этом случае стиль по сути своей остается директивным и автократичным.
В целом для руководителя-автократа характерен недостаток уважения к окружающим.
На практике автократический стиль в столь рельефной форме обнаруживается довольно редко. Причем временами присущие автократу методы и приемы работы могут вызвать симпатию и уважение благодаря оперативному решению задач.
Появление руководителя-автократа нередко связано со свойствами его личности, с особенностями его характера. В большинстве случаев это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о своих возможностях. Люди с непомерно развитым стремлением к престижности и с избыточным влечением к внешним атрибутам власти.
Подчас автократом предстает и руководитель, вполне резонно действующий по четкому плану и реализующий его вопреки любым препятствиям. В этом случае он может быть жестким, но не жестоким, бескомпромиссным, но справедливым, властным, но не подавляющим, решительным, но не самоуверенным.
Естественно, такой руководитель способен делать многое для решения проблем благодаря умелой организации, смелым решениям и настойчивому их выполнению. Однако большей частью у руководителей-автократов столь привлекательные личные качества развиты недостаточно. Но зато превалирует стремление командовать и добиваться беспрекословного подчинения. И тогда наиболее способные и инициативные, знающие себе цену работники стремятся уйти от такого руководства.
Живучесть автократа обусловлена объективными причинами. Автократический стиль возникает прежде всего в условиях, когда наиболее важным признается результат функционирования системы, а средствам его достижения не придается существенного значения.
Такое понимание само нашло выражение в формуле "план любой ценой". Это предполагает широкое использование давления, волевого принуждения, сопряжено с пренебрежением мнений подчиненных.
Нередко автократический стиль служит маскировкой некомпетентности руководителя или отсутствия у него организаторских способностей. Поэтому быть автократом признак скорее слабости, нежели силы.
Информация о работе Стиль управления и эффективность менеджмента