Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:50, контрольная работа
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид “руководитель” или группа “руководящий состав”, либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.
Цель контрольной работы – рассмотрение и изучение понятий «стиль лидерства» и «модель руководства». Задачи:
- понять сущность лидерства и руководства;
- понять в чем состоит отличие лидера от менеджера.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность лидерства…………………………………………………………… 5
2 Стили руководства ……………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников………………………………………….. 16
Факультет инноватики и управления
Кафедра управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»
на тему:
«Стили лидерства и руководства»
Работу выполнила:
студентка группы МО-02
Скворцова Дарья Александровна
Работу проверила:.
Лучицкая Людмила Богдановна
Королев
2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Сущность лидерства………………………………
2 Стили руководства ………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….. 16
Введение
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид “руководитель” или группа “руководящий состав”, либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения “начальник - подчиненный”, свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями “лидер - последователь”. В моей курсовой работе я изложил основные концепции лидерства и показал уникальность и значимость работы менеджера, сделал попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.
Цель контрольной работы – рассмотрение и изучение понятий «стиль лидерства» и «модель руководства».
Задачи:
- понять сущность лидерства и руководства;
- понять в чем состоит отличие лидера от менеджера.
1 Сущность лидерства
Слово “лидер” многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.
Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.
Лидерство в противоположность
менеджменту, делает акцент на таких
ценностях, как творчество, интеллект,
рассудительность и т.д. Иными словами
в практике лидерства представлены
философские ценности. Они становятся
важными для существования
Поскольку лидерство имеет личностную природу, постольку мы сталкиваемся с двумя важными проблемами в попытках рассмотреть его в современном организационном контексте. Во-первых, определить черты или характеристики лидера очень трудно. Внешние же его характеристики, такие как харизма, особенности личного правления и другие, тоже до конца не исследованы современной наукой, их трудно интегрировать в комплексную организацию. Во-вторых, лидерство как явление трудно контролировать, прогнозировать и предписывать. Современные же большие, хорошо структурированные организации нуждаются именно в контроле за индивидуальным и групповым поведением, необходимым для достижения желаемого результата и для обеспечения нормального функционирования организации. Деятельность по контролю, учету и управлению в рамках определенных правил должна быть объективной, бесстрастной, внеличностной.
Менеджмент как новое
явление появился и развивался с
целью помочь лидерству в обеспечении
этого необходимого контроля. Современные
социальные институты одобряют и
принимают контрольный
Многие исследователи в нашем столетии рассматривали лидерство как составную часть менеджмента. В лучшем случае они определяли его как «хороший менеджмент». В худшем, как высший уровень, на котором менеджер демонстрирует свою компетентность. Проводя параллель между лидерством и менеджментом, можно легко и просто свести их к следующему утверждению, что хороший менеджмент и лидерство - это синонимы или две стороны одной монеты. Отсюда логично предположить, что успех в менеджменте одновременно означает и успех в лидерстве. Многие учебные пособия подчеркивают тесные взаимоотношения между лидерством и менеджментом. Они рассматривают лидерство как процесс влияния, который ведет членов группы к согласию с желательными для организации целями и методами. Лидерство, согласно этой концепции, становится еще одним (наряду с менеджментом) работающим инструментом в общем процессе управления обществом, его социальными институтами и организациями.
В последнее десятилетие
некоторые авторы работают над изменением
этой концепции. Все меньше теоретиков
и практиков сегодня
Следует заметить, что современные исследования возникли не на пустом месте, они основываются на более ранних, тоже утверждавших, что лидерские задачи отличаются от менеджерских. Еще в 50-х годах Ф.Селзник разделил задачи тех, кто управляет организацией в целом, то есть лидеров-администраторов от задач обычных менеджеров, работающих в разных подразделениях внутри данной организации.
Он определил лидерскую роль как ценностно-формирующую и институционно-изменчивую. Эта роль принимается им как зрелая. Согласно Селзнику, в зрелом организационном процессе переход от менеджмента к лидерству состоит в переходе от управленческого контроля к определению и усилению институциональных ценностей, которые проясняют и устанавливают тождество между организацией и обществом, частью которого она является.
А. Залежник отмечал, что менеджмент и лидерство различаются по своим функциям, мотивам, характеристикам действующих лиц и по своей логике. Менеджеры имеют склонность к неличностным подходам и пассивности.
Они предпочитают быть защищенными, идут только на хорошо просчитанный риск; строят свои отношения с людьми в зависимости от роли, которую те выполняют и сосредотачивают усилия на контроле, расчете и предсказуемости. Лидеры же демонстрируют противоположные характеристики.
В использовании власти они пристрастны, не боятся идти на риск, предпочитают созидательную роль, изменяют устаревшие структуры и активно вовлекают в свою деятельность других людей. Работа Залежника помогла уяснить основные различия между лидерством и классическим менеджментом. Многие современные исследования опираются на его анализ.
Так У. Беннис, подтверждая идеи Залежника, дополняет характеристики, свидетельствующие о различиях лидерства и менеджмента. Он называет лидеров институциональными или структурными революционерами, поскольку те (в отличие от менеджеров) обладают талантом или способностью ясно видеть перспективу развития своей организации и стимулировать деятельность по ее достижению.
Значение работы У. Бенниса состоит в том, что он одним из первых обратил внимание на факт, что современные сложные организации нуждаются в людях, представляющих два разных, уровня организационной деятельности, то есть и в лидерах, и в классических менеджерах.
Г. Фейрхольм, проанализировав основные работы, написанные разными авторами в 80-е годы ХХ века, вывел следующие характеристики лидеров, отличающие его от менеджеров:
лидеры делают правильные вещи, а не просто правильно их делают;
лидеры обладают масштабным мышлением;
лидеры используют интуицию и индивидуальный подход в работе с другими людьми;
лидеры поощряют, а не надзирают, вселяют энтузиазм, а не судят или ограничивают;
лидеры смотрят выше и видят дальше каждого из всех членов организации;
лидеры оказывают влияние на всех, работающих в организации и добиваются лояльности с их стороны;
лидеры достигают влияния на последователей вне зависимости от их прямой юрисдикции;
лидеры уделяют особое внимание непостижимым для других перспективам, ценностям и мотивам;
лидеры обладают политическим
мастерством справляться с
лидеры мыслят в терминах обновления.
Итак, лидерство - не есть менеджмент.
Классический менеджмент имеет дело
с такими явлениями как
Мы отходим от определения
лидерства как деятельности по координации
и подходим к его определению
как структурно-ограниченного
Короче, лидерство - это вид социального действия и психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которого является добровольность.
Современные большие, хорошо структурированные организации нуждаются в двух видах управляющих. Им нужны как компетентные, преданные делу менеджеры для обеспечения процесса жизнедеятельности организации, поддержания оптимальной производительности труда, для контроля и распределения материальных ресурсов, необходимых для производства, обслуживания и снабжения, так и люди, которые объединяют других вокруг общих ценностей, определяют лицо и характер организации, обеспечивают ее существование в более широком социальном контексте и определяют перспективы развития, а значит и долгое ее существование.