Стили лидерства и руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:50, контрольная работа

Описание работы

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид “руководитель” или группа “руководящий состав”, либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.
Цель контрольной работы – рассмотрение и изучение понятий «стиль лидерства» и «модель руководства». Задачи:
- понять сущность лидерства и руководства;
- понять в чем состоит отличие лидера от менеджера.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность лидерства…………………………………………………………… 5
2 Стили руководства ……………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников………………………………………….. 16

Файлы: 1 файл

стиль лидерства.docx

— 100.11 Кб (Скачать файл)

 

 


 

Факультет инноватики и управления

 

Кафедра управления

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»

на тему:

«Стили лидерства и руководства»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка группы МО-02

Скворцова Дарья Александровна

 

 

Работу проверила:.

Лучицкая Людмила Богдановна

 

 

 

 

Королев

2013

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Сущность лидерства…………………………………………………………… 5

2 Стили руководства ……………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованных источников………………………………………….. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. В современном русском  языке под руководством, с точки  зрения собственника, подразумевается  либо индивид “руководитель” или  группа “руководящий состав”, либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными  особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Природа лидерства может  быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и  быть лидером в организации - это  не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения “начальник - подчиненный”, свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями “лидер - последователь”. В моей курсовой работе я изложил основные концепции лидерства и показал уникальность и значимость работы менеджера, сделал попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

Цель контрольной работы – рассмотрение и изучение понятий  «стиль лидерства» и «модель руководства».

Задачи:

- понять сущность лидерства и руководства;

- понять в чем состоит отличие лидера от менеджера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность лидерства

 

Слово “лидер” многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

Считается, что идеальным  для лидерства является сочетание  двух основ власти: личностной и  организационной.

Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

  1. проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
  2. достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
  3. уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

  1. видение ситуации в целом;
  2. способность к коммуникациям;
  3. доверие сотрудников;
  4. гибкость при принятии решений.

Таким образом, следует сделать  вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

Лидерство в противоположность  менеджменту, делает акцент на таких  ценностях, как творчество, интеллект, рассудительность и т.д. Иными словами  в практике лидерства представлены философские ценности. Они становятся важными для существования современных  организаций и составляют сущность взаимоотношений, в которые мы вовлечены  на производстве.

Поскольку лидерство имеет  личностную природу, постольку мы сталкиваемся с двумя важными проблемами в  попытках рассмотреть его в современном  организационном контексте. Во-первых, определить черты или характеристики лидера очень трудно. Внешние же его характеристики, такие как  харизма, особенности личного правления  и другие, тоже до конца не исследованы  современной наукой, их трудно интегрировать  в комплексную организацию. Во-вторых, лидерство как явление трудно контролировать, прогнозировать и предписывать. Современные же большие, хорошо структурированные  организации нуждаются именно в  контроле за индивидуальным и групповым  поведением, необходимым для достижения желаемого результата и для обеспечения  нормального функционирования организации. Деятельность по контролю, учету и  управлению в рамках определенных правил должна быть объективной, бесстрастной, внеличностной.

Менеджмент как новое  явление появился и развивался с  целью помочь лидерству в обеспечении  этого необходимого контроля. Современные  социальные институты одобряют и  принимают контрольный механизм, делающий возможным определение  и предписание поведения работающей системы, ресурсов и людей. Вот почему они развивают различные формы  управления (менеджмента) внутригрупповыми процессами и избегают лидерства.

Многие исследователи  в нашем столетии рассматривали  лидерство как составную часть  менеджмента. В лучшем случае они  определяли его как «хороший менеджмент». В худшем, как высший уровень, на котором менеджер демонстрирует  свою компетентность. Проводя параллель  между лидерством и менеджментом, можно легко и просто свести их к следующему утверждению, что хороший менеджмент и лидерство - это синонимы или две стороны одной монеты. Отсюда логично предположить, что успех в менеджменте одновременно означает и успех в лидерстве. Многие учебные пособия подчеркивают тесные взаимоотношения между лидерством и менеджментом. Они рассматривают лидерство как процесс влияния, который ведет членов группы к согласию с желательными для организации целями и методами. Лидерство, согласно этой концепции, становится еще одним (наряду с менеджментом) работающим инструментом в общем процессе управления обществом, его социальными институтами и организациями.

В последнее десятилетие  некоторые авторы работают над изменением этой концепции. Все меньше теоретиков и практиков сегодня доказывают, что лидерство и менеджмент - это  одно и тоже. Основные аргументы направлены на доказательство того, что лидерство и менеджмент имеют различные цели, задачи, теоретические основания и находятся на разных уровнях организационного процесса. Эти авторы считают лидерство более личностным, чем менеджмент в его ориентациях относительно членов группы или организации. Лидеры являются сосредоточением группового контекста, ценностей и ожиданий членов группы. Они структурируют группу и объединяют последователей с целью их активизации, минуя авторитарные механизмы. Классические менеджеры отвечают за результаты работы организации и осуществляют контроль за ее исполнением с помощью авторитарных механизмов. Что особенно важно, эти авторы подчеркивают, что лидеры являются носителями других нежели менеджеры ценностей.

Следует заметить, что современные  исследования возникли не на пустом месте, они основываются на более ранних, тоже утверждавших, что лидерские задачи отличаются от менеджерских. Еще в 50-х годах Ф.Селзник разделил задачи тех, кто управляет организацией в целом, то есть лидеров-администраторов от задач обычных менеджеров, работающих в разных подразделениях внутри данной организации.

Он определил лидерскую  роль как ценностно-формирующую  и институционно-изменчивую. Эта  роль принимается им как зрелая. Согласно Селзнику, в зрелом организационном процессе переход от менеджмента к лидерству состоит в переходе от управленческого контроля к определению и усилению институциональных ценностей, которые проясняют и устанавливают тождество между организацией и обществом, частью которого она является.

А. Залежник отмечал, что менеджмент и лидерство различаются по своим функциям, мотивам, характеристикам действующих лиц и по своей логике. Менеджеры имеют склонность к неличностным подходам и пассивности.

Они предпочитают быть защищенными, идут только на хорошо просчитанный риск; строят свои отношения с людьми в  зависимости от роли, которую те выполняют и сосредотачивают  усилия на контроле, расчете и предсказуемости. Лидеры же демонстрируют противоположные  характеристики.

В использовании власти они  пристрастны, не боятся идти на риск, предпочитают созидательную роль, изменяют устаревшие структуры и активно вовлекают в свою деятельность других людей. Работа Залежника помогла уяснить основные различия между лидерством и классическим менеджментом. Многие современные исследования опираются на его анализ.

Так У. Беннис, подтверждая идеи Залежника, дополняет характеристики, свидетельствующие о различиях лидерства и менеджмента. Он называет лидеров институциональными или структурными революционерами, поскольку те (в отличие от менеджеров) обладают талантом или способностью ясно видеть перспективу развития своей организации и стимулировать деятельность по ее достижению.

Значение работы У. Бенниса состоит в том, что он одним из первых обратил внимание на факт, что современные сложные организации нуждаются в людях, представляющих два разных, уровня организационной деятельности, то есть и в лидерах, и в классических менеджерах.

Г. Фейрхольм, проанализировав основные работы, написанные разными авторами в 80-е годы ХХ века, вывел следующие характеристики лидеров, отличающие его от менеджеров:

лидеры делают правильные вещи, а не просто правильно их делают;

лидеры обладают масштабным мышлением;

лидеры используют интуицию и индивидуальный подход в работе с другими людьми;

лидеры поощряют, а не надзирают, вселяют энтузиазм, а  не судят или ограничивают;

лидеры смотрят выше и  видят дальше каждого из всех членов организации;

лидеры оказывают влияние  на всех, работающих в организации  и добиваются лояльности с их стороны;

лидеры достигают влияния  на последователей вне зависимости  от их прямой юрисдикции;

лидеры уделяют особое внимание непостижимым для других перспективам, ценностям и мотивам;

лидеры обладают политическим мастерством справляться с конфликтами  разных потребностей своих последователей;

лидеры мыслят в терминах обновления.

Итак, лидерство - не есть менеджмент. Классический менеджмент имеет дело с такими явлениями как производительность, системность, контроль, нормативность. Главная задача процесса классического  менеджмента - сделать любую систему, деятельность, программу или политику просчитанной, нормированной, предписываемой и контролируемой. Лидерство же устанавливает  другие ценности.

Мы отходим от определения  лидерства как деятельности по координации  и подходим к его определению  как структурно-ограниченного типа взаимоотношений, имеющего свою собственную  систему.

Короче, лидерство - это вид  социального действия и психологического сотрудничества между лидером и  последователями, основой которого является добровольность.

Современные большие, хорошо структурированные организации  нуждаются в двух видах управляющих. Им нужны как компетентные, преданные делу менеджеры для обеспечения процесса жизнедеятельности организации, поддержания оптимальной производительности труда, для контроля и распределения материальных ресурсов, необходимых для производства, обслуживания и снабжения, так и люди, которые объединяют других вокруг общих ценностей, определяют лицо и характер организации, обеспечивают ее существование в более широком социальном контексте и определяют перспективы развития, а значит и долгое ее существование.

Информация о работе Стили лидерства и руководства