Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа
В последние годы заметно увеличилось количество фирм, их качественный рост тоже заметно увеличился. В связи с этим возникла необходимость в эффективном управлении человеческими ресурсами. Современный руководитель должен уметь осуществить финансово - хозяйственную деятельность, организовать действия персонала и направить их в необходимое русло. Он обладает различными характеристиками. Какие это характеристики? Как представляется современный менеджер? Что за методы и стили руководства он использует? На эти вопросы ответим в данной работе. Ведь правильно управлять людьми, достигая целей организации – актуальная тема сегодняшнего дня.
Введение 3
1.Типы руководителей 4
2.Стили руководства 12
2.1.Понятие стиля руководства 12
2.2.Формирование стиля руководства 13
3.Стили руководства в практике 16
3.1.Одномерные стили 17
3.2.Многомерные стили 21
3.3.Дополнительные стили 22
Заключение 23
Список используемых источников 25
Это основные типы руководителей. Но существует еще три дополнительных: «патерналист», «оппортунист» и «фасадист».
ПАТЕРНАЛИСТ. Руководитель благоприятно сочетает в себе черты первого основного и второго основного типов. Это – снисходительный диктатор, поступающий, как хочет он, который подавляет энтузиазм, требует окружающих быть себе подобными. В работе используются самые различные методы. Цель одна – добиться от подчиненных понимания требований, научить их подчиняться и поддерживать точку зрения руководителя. За понимание подчиненные получают вознаграждение. Любимые занятия руководителей: читать мораль, наставлять, продвигать любимчиков, внедрять свои убеждения. Он может делегировать полномочия, но решение примет все – равно единолично, отвергая критику.
ОППОРТУНИСТ. Самовлюбленный руководитель, который стремится к первенству, так как, получив его, он сможет делать все что угодно. Его действия не предсказуемы, а стремление выделиться направлено на угождение высшему руководству. Нижестоящие должны ему подчиняться, а вот к равным себе относится с осторожностью. Только точно все продумав может проявить инициативу. Если вы захотите спросить у него совет, то он вам его даст, но с выгодой для себя. Карьера при таком типе руководства успешна лишь на коротком этапе. Эгоизм не позволяет задерживаться долго на одном месте.
ФАСАДИСТ. Замкнут, свои мысли не озвучивает, хотя на вид – это открытый человек. На самом деле - это манипулятор, «серый кардинал». Он поддерживает руководство, но в душе очень стремится к власти, желает сам быть первым лицом. Ложь, интриги, утаивание информации, травля коллег, конфликты - постоянные спутники руководителя данного типа. Даже наказывает за ошибки чужими руками. Проблемы не упускает из вида, но окончательно их не решает, оставляет лазейки для своей выгоды.
Д. Кэйрси предложил классификацию на основе психологических качеств. Типы руководителей получили названия от имен греческих героев.
1. «ЭТИМЕТЕЙ» (брат Прометея, человек недалекого ума). Руководителю важны подробности и детали, бережлив к обычаям и ресурсам, ценит и соблюдает правила, избегает риска, склонен к бюрократизму и формализму. Чтобы работа была успешной, рядом с ним должен быть гибкий заместитель, либо в штате желательно присутствие консультанта-психолога.
2. «ДИОНИС». Конструктивный, гибкий, мгновенно реагирует на смену ситуации, умеет действовать в опасных и рискованных условиях. Однако в рутинной работе не пунктуален, игнорирует регламенты, упускает из вида детали, не умеет разрабатывать и реализовывать планы. Успеха достигает благодаря точной деятельности заместителей, которые умеют планировать работу и контактировать с людьми.
3. «ПРОМЕТЕЙ». Любит разрабатывать
глобальные стратегические
4. «АПОЛЛОН». Для него важны отношения, особенности людей. Стремится решать рабочие и личные проблемы, хотя не всегда достигает результата. Дружелюбный, гибкий, но не умеет дифференцировать ответственность.
Есть классификация типов руководителей по отношению к власти. Выделяют менеджера – унитариста. Он стремится концентрировать власть только в своих руках, чтобы избежать группировок в коллективе, единолично принимать решения. Создает команду преданных сотрудников, на которых опирается в процессе работы.
Менеджер-плюралист – противоположность. Прислушивается к чужому мнению, пытается соединить интересы работников с интересами организации. Это является основой его управления. В конфликтах предпочитает участвовать, но как посредник, чтобы не дать расшатать свою власть. Считает, что конфликт сочетает негативные и позитивные последствия, которые способны обогатить организацию, укрепить власть.
По характеру действий руководителей разделили на пассивных и активных.
*Пассивные - руководители исполнительского типа. Стремятся к сохранению своих позиций любой ценой. Это узкие специалисты, которые работают по шаблонам, нерешительны, боятся риска. Свои интересы они ставят на первое место, потребности организации им безразличны, они ориентированы только на себя.
*Активные - руководители инициативного типа. Стараются расширить сферу своего влияния, чтобы завладеть большей властью, преумножить блага, усовершенствовать организацию. Рискованные, активные, способны к изменениям, делегируют полномочия, реагируют на окружение.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
ПОНЯТИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
Слово «стиль» имеет греческое происхождение. Изначально - это стержень для писем на восковой доске. Позднее стало означать «почерк». Честерфилд говорил: "Стиль - одежда мысли". Бюффон утверждал: "Стиль - это сам человек".
В современной
психологии управления
Начиная с 30-х
годов и до настоящего времени
изучением феномена стилей
Любой аппарат
управления имеет стиль
В изучении стилей руководства выделяют два теории:
1. Поведенческая. Рассматривает
проблему с точки зрения
2. Ситуационная. Исследуют
стиль руководства во
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
Сформировать
стиль руководства очень
1.РЕШАЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ ЗАДАЧИ. Если поставленные задачи стереотипны, рутинны и повторяются много раз, то допускается авторитарное управление. Тогда общение руководителя с подчиненными или подчиненных между собой допускается только поверхностное. За рубежом авторитарный стиль менеджмента называют еще пионерским, когда все вопросы может решить один руководитель. Если поставленные задачи имеют творческий характер, не повторяются, то лучше применить демократический стиль управления.
2.УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ И РУКОВОДИТЕЛЯ. Уровень квалификации руководителя должен быть на высшем уровне. Высокая квалификация работников только приветствуется. А вот при интегрально-демократическом стиле сотрудники обязаны быть с высшим образованием, так как часто им делегируют полномочия по решению важных задач.
3.ХАРАКТЕР МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ. Когда на предприятии преобладает авторитарный стиль управления, работают менее квалифицированные работники, то добиться успеха можно лишь распределяя материальные блага.
Многие проведенные
исследования доказали, что чистых
стилей руководства не бывает.
В поведении руководителя можно
проследить общие, характерные почти
для всех руководителей черты.
Но в реальных ситуациях
При формировании
стиля влияние могут оказать
объективные и субъективные
- Объективные факторы
определяют основу стиля. Она
опирается на параметры
- Субъективные факторы
характеризуются трудовым
В стилях управления можно
проследить объективно-
§ регламентированные общественные требования;
§ средства управленческого труда;
§ доступность и состояние социальной, экономической и технической информации;
§ общие характеристики объектов управления (исторические, географические, национальные).
Среди особенных факторов выделяют:
§ распределение полномочий,
§ установление ответственности,
§ характер процесса принятия решений,
§ используемые методы руководства,
§ организация труда,
§ заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных.
Особенности
коллектива и их потребности
влияют на стиль руководителя,
а от стиля, культуры руководителя
зависит стиль работы
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ
Стили руководства – система приемов воздействия на подчиненных, заставляющая их делать необходимые в данный момент действия, чтобы достичь поставленных целей. Многие подчиненные обращают внимание на тон приказа, поведение руководителя. В этом и есть проявление стиля руководства. Управлять коллективом можно благодаря разным стилям управления. Причем каждый из них может быть эффективен в зависимости от ситуации, поведения сотрудников, специфики организации, характера начальника.
Стили управления классифицируются на несколько видов:
I. Одномерные. Обусловлены одним из факторов. К ним относятся три стиля:
1. Авторитарный.
2. Демократичный.
3. Либеральный.
1. Авторитарный стиль. Данный стиль подходит руководителям обладающим:
* пробивным характером,
*высокой сознательностью,
*высоким самоконтролем,
*дальновидностью,
*хорошей способностью принимать решения.
Руководитель
такого стиля никому никогда
не доверяет, свои намерения не
разглашает, его распоряжения кратки,
часто сопровождаются угрозами.
Руководители такого типа могут привести организацию к большому успеху. Но единоначалие руководителя, так же легко может ее разрушить. А подавление инициативы часто приводит к текучке кадров. В частном бизнесе такой стиль управления используется редко. Но в государственных организациях уверенно держит позиции.
Хотя применять
его рекомендуют лишь при
- при аварии, чрезвычайной ситуации, в боевых действиях;