Стили управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является:
- Дать понятие управления;
- Изучить стили управления;
- рассмотреть Американский опыт управления;
- Обозначить роль в повышении эффективности менеджмента.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Личное поведение  руководителя. Руководитель обязан относиться | определенным интересом и уважением ко всем без исключения подчиненным. Хороший руководитель не может позволить себе выражений личных симпатий и антипатий.

Это не значит, конечно, что  руководитель обязан быть другом каждого  подчиненного. В конце концов, его  отношение к подчиненному в определенной степени зависит и от отношения подчиненного к нему.

Не быть чрезмерно  мрачным и серьезным. Руководитель должен понимать, что юмор помогает смягчить самые напряженные ситуации.

Индивидуальный стиль  руководства, принятый начальником, оказывает сильнейшее влияние на групповую систему ценностей, принятую в коллективе, на те неписаные нормы и правила поведения, которые приняты большинством членов данного коллектива и которые оказывают громадное влияние на их совместную трудовую деятельность. Индивидуальный стиль руководителя определяет характер правил поведения для всего производственного коллектива.

В существенной степени  воздействуют на стиль руководства  интересы, склонности, убеждения, идеалы, мировоззрение руководителя; такие черты характера, как общительность, критичность, откровенность, отзывчивость, контактность, целеустремленность, аккуратность, инициативность, любознательность, также оказывают немаловажное влияние на формирование индивидуального стиля руководителя, как и его темперамент, его способности и привычки.

Таким образом, формирование индивидуального стиля руководителя – это достаточно сложный психологический  процесс, влекущий за собой, в конечном итоге, стойкие изменения в поведении  и действиях руководителя, поэтому высокую общественную оценку должен получать тот индивидуальный стиль, который не только повышает эффективность производства, но и способствует совершенствованию личности как самого руководителя, так и каждого из его подчиненных.

Авторитет руководителя. Индивидуальный стиль руководства, соответствующий общей производственной обстановке и особенностям руководимого коллектива, активно способствует формированию высокого авторитета руководителя.

Истинный авторитет  руководителя представляет собой заслуженное  уважение к нему и основывается на таких составляющих, как знания, опыт, ум руководителя, его доверие к подчиненным и его требовательность к ним, забота о них, высокие личные качества.

Известно, что указания и поручения авторитетного руководителя подчиненные исполняют с большей охотой, быстрее и тщательнее.

Неумело сформированный индивидуальный стиль руководства  способствует возникновению у руководителя ложного авторитета, который снижает  эффективность руководства; подчиненные  нередко льстят руководителю, в действительности не уважая его.

Различают несколько  форм ложного авторитета, каждая из которых обусловлена каким-то дефектом стиля руководства:

- ложный авторитет угроз вызван привычкой руководителя постоянно запугивать подчиненных, грозить им взысканиями. Вначале такого руководителя побаиваются, но потом, видя, что свои угрозы он выполнить не может, посмеиваются за его спиной;

- ложный авторитет обещаний обусловлен частыми и обычно невыполняемыми обещаниями благ, которых руководитель якобы собирается добиться или даже уже добивается для своих подчиненных;

- ложный авторитет должности связан с представлением руководителя о том, что его высокий пост делает его значительнее и лучше всех его подчиненных;

- ложный авторитет панибратства возникает на основе неправильных взаимоотношений руководителя с подчиненными: обращение на «ты», похлопывания по плечу и т.п.;

- ложный авторитет расстояния возникает, когда руководитель скрывает от подчиненных самую обычную информацию и подчеркивает свою значимость, предпочитая необычный цвет своего телефона, сложную конструкцию своего стола и т.п.

Чтобы избежать ложного  авторитета, надо внимательно контролировать свое поведение.

Высокий авторитет менеджера  в подчиненной группе или в  организации – основа его высокой  репутации, которая является более широким понятием, чем авторитет руководителя. Положительная репутация менеджера вызывает доверие и уважение персонала, повышает его собственную самооценку.

Если авторитет менеджера  определяется его оценкой со стороны  членов группы или организации, то репутация формируется из общения и взаимодействия во всех сферах его взаимодействия с обществом – в организации, семье, политике, регионе, быту.

В общем, виде составляющими  формирования положительной репутации  менеджера могут быть его профессиональная компетентность, лидерские качества и личный авторитет в организации, стиль руководства, имидж, работоспособность и здоровый образ жизни, его оценка со стороны общества в разных сферах и ситуациях. Поэтому постоянный личный самоконтроль должен быть присущ менеджеру во всех жизненных ситуациях.

Итак, успех работы менеджера  зависит не только от профессиональной, но и от его психологической подготовленности к руководству или организации  в целом.

Прежде всего, он никогда  не должен забывать, что сам он не только руководитель, но и вместе с  тем и подчиненный, поэтому должен уметь подчиняться, исполнять поручения  своего руководства, быть дисциплинированным.

Психологическая подготовленность руководителя – это, прежде всего культура управления, воспитанность, умение управлять своими чувствами и эмоциями, чувство ответственности, коллективизм.

Руководитель должен контролировать свои эмоции – в  противном случае человек теряет контроль над своим поведением и может принять необдуманное решение.

Большое значение для  руководителя имеет его умение говорить просто, доступно, выразительно, эмоционально, четко и кратко.

Негромкий и спокойный  тон руководителя придает его  словам весомость и деловой характер.

Руководитель не должен проявлять фамильярность: нужно помнить, что при обращении на «ты» и собеседник получает право обращаться на «ты». Такое обращение в иной ситуации может выражать психологическую близость, сердечность отношений, но и некоторых ситуациях (например, обращение молодого начальника к пожилому подчиненному) оно оскорбительно.

Необходимо быть предельно  внимательным и терпеливым: если подчиненный  пришел с невыполнимой просьбой, руководитель не должен прямо говорить ему, что  его желание абсурдно (покойное объяснение нереальности просьбы – лучший способ общения с таким подчиненным).

Руководитель должен уметь не только говорить, но и, что  не менее важно, слушать, а также  вызвать подчиненного на разговор, чтобы понять его.

Психологическое воздействие  на подчиненного оказывают и внешний вид руководителя, и его умение вести себя в обществе.

Руководитель должен быть авторитетом для подчиненного, ведь ничто так не ранит и не вдохновляет, как слово авторитетного  человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами. В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. На практике успешное руководство — это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения.

Сегодня в одной и  той же фирме попеременно могут использоваться различные стили руководства, что получило в западном менеджменте название “метод двух шляп”.

Исторически первым и  до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный  стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче  подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации.

Демократический стиль руководства апеллирует к высшим уровням потребностей. Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений.

Суть либерального стиля управления состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.

По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить.

По  мнению Т. Митчела и Р. Хауса., исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.

В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Блан-шара сформулированы четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать.

Американские исследователи  П. Ханзейкер и Э. Алессандра разработали типологию поведения работников и предложили соответствующие стили руководства ими, положив в основу такие черты характера людей, как контактность и стремление к самоутверждению, которые могут быть низкими и высокими.

От выбора стиля руководства  зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.

Современный специалист, даже если он не руководитель, может  всесторонне проявлять себя на работе, но, активно взаимодействуя с коллективом и руководством, и он должен обладать необходимой культурой общения.

Руководство персоналом – универсальная наука. Она охватывает проблематику 3 сфер деловой активности:

  • Государственных служб
  • Коммерческих организаций
  • Некоммерческих организаций.

Сближение организационно-управленческих основ 3-х секторов деловой активности требует знаний в области руководства сотрудниками коммерческих и некоммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Менеджмент: учебник/ О.С. Виханский, А. И. Наумов – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Экономистъ, 2005

2. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1998

3. Гордиенко Ю.Ф., Обухов  Д.В., Зайналабидов М.С.: Менеджмент. Серия «Среднее профессиональное  образованин». Ростов-на-Дону: Феникс,2004

4. Барков С.А. Управление  персоналом. М., 1996

5. Дизель Пол М., Мак Кинли  Уильям Р. Поведение человека  в организации. М. 2000

6. Друкер П. Эффективный управляющий.  М., 2001

7. Управление организацией./Под  ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина – М.: ИНФРА – М, 1999

8. Веснин В.Р. Менеджмент для  всех – М.: Знание, 2004

9. http://www.elitarium.ru/2006/08/21/stili_upravlenija_i_rukovodstva.html

10. http://infomanagement.ru/lekciya/Stili_upravleniya

 


Информация о работе Стили управления