Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:06, курс лекций
В последнее время все чаще можно услышать, что современное российское общество не имеет четко очерченной стратегии, которая давала бы ориентиры деятельности и для государственных структур, и для предприятий и организаций различных форм собственности, и для частных предпринимателей. Широкое применение технологии стратегического управления на всех уровнях и в целях развития всех субъектов экономики и управления становится все более насущной необходимостью.
ТЕМА 1.
Лекция 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
В последнее время все чаще можно услышать, что современное российское общество не имеет четко очерченной стратегии, которая давала бы ориентиры деятельности и для государственных структур, и для предприятий и организаций различных форм собственности, и для частных предпринимателей. Широкое применение технологии стратегического управления на всех уровнях и в целях развития всех субъектов экономики и управления становится все более насущной необходимостью.
Стратегия необходима
каждой организации, каждой территориальной
системе. Никакая организация, никакое
местное сообщество, никакая страна
не могут развиваться без
Рыночные преобразования, связанные со сменой форм собственности, существенно изменили внешнее окружение предприятий, внутрифирменные оргструктуры управления, потребовали другой культуры производства и структуры власти, иного кругозора руководителей, новых принципов и методов управления в зависимости от масштабов производства и видов деятельности, целей и задач.
Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.
В современных рыночных условиях руководители хозяйствующих субъектов вынуждены приспосабливать свою экономическую деятельность к требованиям покупателей не только за счет качественных изменений структуры и методов управления, но и за счет постановки и достижения оперативных и стратегических целей, направленных на обеспечение будущего экономического потенциала и социальных гарантий персоналу. Главное внимание в решении производственных проблем стало уделяться политике экономического роста, издержкам производства и ценам, выбору эффективных стратегий будущего развития предприятий и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
То есть, рынок потребовал новых подходов к решению | производственно-хозяйственных и инвестиционных проблем и заставил руководителей:
По мнению отечественных специалистов, в хозяйственной практике современной России механизм стратегического управления все еще находится в стадии становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу. В командной экономике при разработке своих планов предприятие получало сверху информацию о номенклатуре производимой продукции, поставщиках и потребителях, ценах на свою продукцию, много других показателей и нормативов, которые автоматически закладывались в основу разработки планов. Сама плановая работа сводилась к поиску эффективных путей выполнения заданий в условиях достаточно прогнозируемой внешней среды. Такая задача остается и в настоящее время, но в условиях рынка это только часть плановой работы.
Теперь предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического плана.
Сиюминутные управленческие решения, которые принесли некоторым компаниям успех в начале 90-х годов 20 века, теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому как руководители новых компаний, так и директора многих действующих предприятий начинают понимать необходимость разработки и реализации стратегии развития. Этому способствует идентификация предприятия как целостной обособленной системы, формирование новых целевых установок и интересов предприятия и его работников.
Быстрые изменения внешней среды отечественных предприятий также стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим управлением. Однако в настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления, хотя часто и недопонимают это.
Давно стало притчей во языцех суждение о том, что нельзя противопоставлять рынок и план. Более того, чем «больше» рынка, тем «больше» должно быть плана. Какой план подразумевается в этой афористичной фразе? Безусловно, в первую очередь, стратегический. Стратегия необходима и коммерческой фирме, и государственному предприятию, и университету, и муниципальному образованию, и городу, и субъекту РФ, и стране в целом.
В России долгосрочное и стратегическое планирование достаточно широко используются в практике управления многих крупных организаций, и территориальных образований. Хотя следует отметить, что стратегическое планирование внедрялось медленно и с большим трудом в течение последних 20 лет.
В конце 60-х – начале 70-х годов в нашей стране появился целый ряд интересных публикаций и многие хозяйствующие субъекты приступили к разработке долгосрочных планов развития производства. При этом на практике субъектом планирования являлось министерство, ведомство. Это обстоятельство объясняет причину недостаточной эффективности этой работы в прошлом. Министерство не имело достаточных возможностей, стратегической информации и времени на эту работу из-за чрезмерной перегруженности оперативными вопросами. План формировался как "жесткая конструкция", при которой игнорировался основополагающий принцип стратегического планирования – адаптивность планов. Это важное, но не основное отличие долгосрочного планирования от пришедшего ему на смену планирования стратегического.
Основное различие между
долгосрочным и стратегическим планированием
заключается в трактовке
В системе стратегического планирования не предполагается, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и его можно изучать методами экстраполяции. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе, что позволяет разработать альтернативные сценарии развития.
Известно, что термин "долгосрочное планирование" употребляют для обозначения работ по планированию мероприятий, которые будут сказываться на деятельности организации в долгосрочном аспекте. При этом в зависимости от сферы деятельности эта перспектива может охватывать 5, 10 лет или несколько десятилетий. Содержание определения "долгосрочное планирование" во многом зависит от условий, в которых оно осуществляется. То, что является долгосрочным для одной организации, может быть краткосрочным для другой. Следовательно, плановый горизонт для разных организаций может быть различным. В этом смысле использование термина "стратегическое планирование" представляется более предпочтительным, поскольку оно не вводит в заблуждение относительно горизонта планирования и указывает на важность и сущность этой работы.
Стратегическое управление появилось путем эволюционного развития из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. Оно вызывает все больший интерес у фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий.
В общем смысле процесс стратегического управления может быть описан как логический, систематический подход для принятия важнейших управленческих решений в организации, сочетающих как запланированные, так и незапланированные действия. Это обусловлено высокой степенью изменчивости современного мира, и, как следствие, необходимостью принимать решения в ситуациях большой неопределенности и риска. При этом важную роль играет интуиция, которую высоко ценил Альберт Эйнштейн: «Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение более важно, чем знание, потому что знание ограничено, а воображение охватывает целый мир». Таким образом, можно сказать о том, что искусство стратегического менеджмента состоит в том, чтобы результаты мыслительной работы воплотились в конкретные действия, которые на этапе реализации замыслов позволили бы добиться высокой эффективности функционирования предприятий в условиях нестабильной среды.
Что же представляет собой стратегическое управление в современных условиях экономики России? Какова его технология? Чтобы ответить на поставленные вопросы, и изучается курс «Стратегический менеджмент (спецглавы)».
Информация о работе Стратегические проблемы развития производства