Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Целью написания контрольной работы является изучение проекта мероприятий по разработке и внедрению стратегического плана развития предприятия. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть разработку комбинированной стратегии предприятия;
- исследовать методику разработки концепции системы управления предприятием, восприимчивой к современному состоянию рынка;
- определить совершенствование механизма разработки стратегии предприятия;

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Теоретические аспекты исследования роли и процесса стратегического планирования на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1 Разработка комбинированной стратегии предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Разработка концепции системы управления предприятием, восприимчивой к современному состоянию рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3 Совершенствование механизма разработки стратегии предприятия. . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Файлы: 1 файл

Контрольн. менеджмент.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Теоретические аспекты исследования роли и процесса стратегического планирования на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.1 Разработка комбинированной стратегии предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.2 Разработка концепции системы управления предприятием, восприимчивой к современному состоянию рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

1.3 Совершенствование механизма разработки стратегии предприятия.  . . . 16

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время руководители российских предприятий  вынуждены принимать хозяйственные  решения в условиях неопределенности, к тому же при недостатке экономических знаний и практического опыта работы в новых условиях. Это рождает необходимость развития стратегического планирования, которое даёт описание положения предприятия в будущем. На современном этапе развития возрастающее значение приобретает совершенствование экономических методов управления. В связи с этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии фирмы, основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определенные рынки, то есть стратегическому планированию.

Разработка  экономической политики фирмы предполагает определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближайшую и дальнейшую перспективу, исходя из потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. (6; с. 45) Стратегия - это модель размещения ресурсов, которая позволяет организации улучшить результаты ее хозяйственной деятельности. (17; с. 12) Эффективная стратегия - это стратегия, которая нейтрализует угрозы, использует рыночные возможности, опираясь на свои сильные стороны и укрепляя свои слабые стороны. стратегический планирование технический обслуживание

Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения. (29; с. 117) Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Поэтому, большинство предприятий и организаций ориентированы на выработку стратегических планов развития. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий и организаций, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными субъектами хозяйственной деятельности.

Стратегическое  планирование – это выработка  стратегии с помощью формализованной  процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также  программы перехода к этой модели. (35; с. 202)

На сегодняшний день это последнее достижение в стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий элемент в менеджменте вообще. Достаточно сказать, что в крупных компаниях в нем задействованы специалисты подразделения численностью от 20-30 до 50-100 человек.

Учитывая всевозрастающую  ограниченность ресурсов, очень важно  добиваться их максимально эффективного использования. План должен быть разработан настолько умело, чтобы использование  ограниченных ресурсов было оптимальным. Важную роль в деятельности предприятия играют капитальные вложения. Они должны давать прибыль как можно раньше. Это обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость разработки плана и его строгого выполнения.

Вследствие возрастающих издержек, усложнения производственно-хозяйственных связей, роста цен и динамичного изменения факторов внешней среды растет элемент риска в деятельности предприятия. Кроме обоснования технической реализуемости плана для нормального функционирования предприятия необходимы также аргументированные графики и расчетные оценки в качестве доказательств его способности и возможности эффективно достигать поставленных целей. Поэтому в план деятельности предприятия должны быть включены разделы, относящиеся к его организационно-техническому развитию, основной деятельности, ее обеспечению и обслуживанию, планы по себестоимости, прибыли и рентабельности, а также финансовый план.

В понятие "планирование" входит определение целей и путей  их достижения. (5; с. 16) На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, все частные планы взаимоувязаны между собой. В основу разработки стратегического плана ложится анализ перспектив развития организации при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой она функционирует. Важнейшим элементом этого анализа является определение позиций организации в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции. На основе такого анализа формируются цели развития организации, формируются стратегические хозяйственные единицы и выбираются стратегии их достижения.

Планирование  опирается на ряд принципов:

- участие в  планировании как можно большего  числа работников фирмы. Руководство  определяет цель, концепцию, которые служат ориентиром для руководителей подразделений, которые в свою очередь, разрабатывают пути движения этих целей;

- непрерывность,  данный принцип выражается в  преемственности планов, один из  которых переходит в другой, а  также корректирование планов в соответствии с внутренними или внешними условиями;

- координация  и интеграция, этот принцип обеспечивает  комплексное планирование, координирует  планы одного уровня, так как  процессы протекающие в них связаны между собой. Интегрируется процесс управления на различных уровнях. В результате перечисленных действий достигается единство и взаимосвязанность планирования;

- обеспечение  достижимости поставленных целей  и точное выполнение взятых на себя обязательств. Для этого реальные события регулярно сверяются с ожидаемыми и осуществляется необходимая корректировка планов с учетом продвижения к цели;

- предшествование  планирования другим управленческим  функциям, а именно, организации,  мотивации и контролю;

- экономичность,  суть этого принципа - достижение поставленных целей наиболее рациональным способом, с учетом всех расходов, возможных потерь, непредвиденных ситуаций, последствий от неправильно принятых решений. (13; с. 89)

Основное условие  планирования это гибкость, так как  план в рыночной экономике должен своевременно пересматриваться и корректироваться.

Целью написания контрольной работы является изучение проекта мероприятий по разработке и внедрению стратегического плана развития предприятия. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть разработку комбинированной стратегии предприятия;

- исследовать  методику разработки концепции системы управления предприятием, восприимчивой к современному состоянию рынка;

- определить совершенствование механизма разработки стратегии предприятия;

 

 

1. теоретические аспекты исследования роли и процесса стратегического планирования на предприятии

1.1 Разработка комбинированной стратегии предприятия

Многие хозяйственные  зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, так как нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. При составлении стратегического плана учитываются всевозможные факторы внешней среды.

А. Чандлер, автор одной  из пионерских работ в области  стратегического планирования, считает, что стратегия - “это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.” (8; с. 29). Определение стратегии Чандлера дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий: “Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска”. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

А. Ансофф выделяет несколько  отличительных особенностей стратегии:

  • Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
  • Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
  • Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
  • В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
  • При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии. (3; с. 209)

Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:

а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;

б) процесс стратегического  управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств. (8; с. 29)

Стратегическое  планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. (27; с. 5)

Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

Сущность стратегии. Слово “стратегия” произошло от греческого «strategos» -«искусство генерала».

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. (36; с. 210) Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.

 

Функции стратегического  планирования:

  • Стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
  • Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.
  • Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
  • Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.
  • Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.
  • Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.
  • Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности. (41; с. 52)

Формирование стратегического  плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

а) Выбор миссии – формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).

б) Разработка обеспечивающих планов – политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты.

 

 

 

1.2 Разработка концепции системы управления предприятием, восприимчивой к современному состоянию рынка

Методология стратегического  планирования опирается на четыре уровня знаний:

1. Общефилософский  уровень - совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира (философия, культурология, математика; теория систем; теория организации; политология);

2. Общенаучный  уровень - который дает понимание  общих подходов, принципов, форм организации, систем (кибернетика; теория организации, теория систем и др.);

3. Конкретная  методология наук - образует совокупные  знания об управлении в социально-экономических системах (макроэкономика; право; социология; статистика, менеджмент и др.);

4. Методология,  методика и технология стратегического  планирования - наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать достижения других наук. (28; с. 352)

Методологической  базой стратегического планирования является системный и ситуационный подходы. Согласно системному подходу любую организацию следует рассматривать как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность, и элементов более крупной системы, функционирование и развитие которой определяется экономическими законами и закономерностями, характерными для данного типа систем.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии