Стратегическое планирование воспроизводства рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:08, доклад

Описание работы

Население как производительная сила общества изучается и является объектом государственного регулирования в вопросе: регулирования и стратегическго планирования процессов формирования рабочей силы. Под рабочей силой обычно понимают способность человека к труду, совокупность его физических и духовных сил, благодаря которым он становится в состоянии производить различные потребительные стоимости.

Файлы: 1 файл

стратегическое планирование воспроизводства рабочей силы.docx

— 128.41 Кб (Скачать файл)

Стратегическое планирование воспроизводства рабочей силы.

 

Население как производительная сила общества изучается и является объектом государственного регулирования  в вопросе: регулирования и стратегическго планирования процессов формирования рабочей силы.

Под рабочей силой обычно понимают способность человека к труду, совокупность его физических и духовных сил, благодаря которым он становится в состоянии производить различные потребительные стоимости.

 

Воспроизводство рабочей  силы включает следующие моменты:

1)производство рабочей силы и повышение уровня ее квалификации,

2)распределение и потребление рабочей силы между отраслями и предприятиями,

3)использование рабочей силы.

Производство рабочей  силы включает:

1. естественный прирост населения, восполняющий убыль работников, воспитание детей.

2. восстановление затраченной  в процессе производства энергии,  удовлетворение потребностей в  питании, одежде, жилье и т.п.

3. удовлетворение социальных  и культурных потребностей, что  связано с включением в производство  рабочей силы исторического и  морального элементов;

4. подготовка рабочей  силы и повышение уровня ее  квалификации.

В нашей стране применяются  следующие формы распределения  рабочей силы:

1) набор рабочей силы  предприятиями,

2) государственный набор  рабочей силы,

3) добровольное перенаселение,

4) перевод работников  через биржи труда (бюро трудоустройства,  службы занятости) на другие  предприятия, в другие отрасли,  районы, регионы страны,

5) распределение выпускников  профессионально-технических училищ, техникумов, высших учебных заведений,

6) трудоустройство выпускников  средних школ.

7) призывы поехать трудиться  в отдаленные регионы страны.

Умелое сочетание всех этих форм позволяет регулировать распределение  рабочей силы в нашей стране.

Россия характеризуется  весьма протяженной территорией  с разными природно-климатическими условиями, отраслевой спецификой и  со своими особенностями инфраструктуры. Такой макрорегион можно рассматривать как сложную систему с определенным характером воспроизводства рабочей силы, меняющейся структурой рынка рабочей силы и факторами демографической ситуации. Диспропорции между структурой спроса и предложения труда вызывают нарушения процессов воспроизводства рабочей силы в регионах. Необходимость создания эффективного механизма экономического развития России и оптимального регулирования социально-экономических противоречий рынка труда вызвали необходимость рассмотрения разных вариантов взаимодействия факторов демографической ситуации на национальном и региональном уровнях, а также адекватных инструментов государственного регулирования сферы занятости.

Основные тенденции развития региональных рынков рабочей силы в  России проявляются в увеличении среднего возраста рабочей силы за счет сокращения доли молодежи в общей  численности населения, формировании дефицита высококвалифицированной  рабочей силы, незаполняемости непрестижных и низкооплачиваемых рабочих  мест, сохранении высоких барьеров входа на рынок рабочей силы для  отдельных социально-демографических  групп, отсутствии законодательных  инноваций и эффективной инфраструктуры для приема иностранной высококвалифицированной  рабочей силы.

Формирующийся в условиях депопуляционных процессов и  современного экономического кризиса  дефицит высококвалифицированных  специалистов высшего управленческого  звена вынуждает органы государственной  власти всех уровней разрабатывать  программы и механизмы по снижению дефицита профессионально-квалификационных групп. Изменение структуры спроса на рабочую силу диктует необходимость повышения управленческой культуры, совершенствования системы мотивации и найма работников. Наблюдается общая тенденция перемещения лучших профессиональных специалистов в наиболее рентабельные сектора экономики вслед за финансовыми потоками и капиталом. С другой стороны, развитые страны, участвуя в конкурентной борьбе за качественные трудовые ресурсы, каждый год увеличивают для российских специалистов квоты на их въезд, снижая тем самым численность высококвалифицированных специалистов отдельных профессий на российском рынке рабочей силы.

В национальной политике регулирования  занятости предлагается комплексный  подход по изменению уровня, структуры  спроса и предложения рабочей  силы на разных уровнях экономической  системы. Повышение производительности труда и замещение труда капиталом при капиталоемком техническом прогрессе сопровождается снижением спроса на рабочую силу при условии существенного роста заработной платы, стимулирующего замещение живого труда овеществленным.

С усилением депопуляционных  процессов в стране особо актуальными  становятся меры по увеличению численности  высококвалифицированных работников и внедрения достижений научно —  технического прогресса. Интенсификация и диверсификация экономики страны требует значительных свободных капиталов, направленных в развитие производства на базе новых технологий. Формирование «социального пакета» в области поддержки института семьи, женщин, детей и молодежи обеспечивает повышение уровня рождаемости в стране. Увеличение бюджетных расходов на контроль за социально управляемыми факторами преждевременной смертности позволяет снизить высокий уровень сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, уровень младенческой и материнской смертности, уменьшить численность людей с ограниченными возможностями, увеличить среднюю продолжительность жизни населения в стране.

На национальном уровне снижению влияния депопуляционных процессов  на рынок рабочей силы способствует развитие таких институтов, как нормативно-правовая база, направленная на расширение границ трудоспособного возраста населения, повышение эффективности системы  нормирования, контроля и охраны труда, сокращение и ликвидация производств  с вредными и опасными условиями  труда, повышение производительности труда.

Введение почасовой оплаты труда, развитие системы контрактов способствуют расширению гибких форм занятости, повышению уровня предложения  рабочей силы за счет привлечения  на рынок работников из категории  экономически неактивного населения.

 Изменение миграционной политики в сторону привлечения высококвалифицированной рабочей силы расширяет предложение и улучшает квалификационную структуру рабочей силы.

 Критериями социально-экономической политики развития рынка рабочей силы в условиях депопуляционных процессов являются реализация механизмов по снижению среднего возраста экономически активного населения, поддержки образовательного уровня работников, расширения занятости разных социально-демографических групп населения, обеспечения гарантий получения высококачественных, доступных социальных и образовательных услуг для поддержки экономической активности населения.


Информация о работе Стратегическое планирование воспроизводства рабочей силы