Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 08:51, курсовая работа
В данной курсовой работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития
стратегии предприятия (фирмы), а также представлена практическая часть.
В первой главе работы, дано определение такому понятию, как стратегическое
планирование. Найдены ответы на вопрос, как следует формулировать стратегию.
Представлено содержание, структура и особенности стратегического управления,
а так же типы развития стратегий бизнеса. Отражены преимущества и недостатки
стратегического планирования.
Во второй главе уделено внимание вопросу стратегии организации: сущности и
видам стратегии.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.. 4
1.1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия 4
1.2. Сущность и функция стратегического планирования. 7
1.3. Структура стратегического планирования. 11
1.4. Преимущества и недостатки стратегического планирования. 16
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.. 18
2.1. Сущность и виды стратегии. 18
2.2. План-портфель. 22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по
формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь
цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор
на те или иные
аспекты и особенности
отличия от «обычного» управления. [9,157]
1.2.
Сущность и функция
стратегического
планирования
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом,
на котором строится вся система управленческих функций, или основой
функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование
является инструментом, с помощью которого формируется система целей
функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива
предприятия по ее достижению.
Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений,
с помощью которых
разрабатывается стратегия
достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова:
деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют
стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих
целей (рис. 1.1).
|
|
|
Рис. 1.1. Логика стратегического планирования
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью
которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной
деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные
изменения, необходимые
для жизнедеятельности
стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции
стратегического планирования) (рис. 1.2). К ним относятся: распределение
ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование,
организационные изменения. [8,221]
1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование
распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые,
информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится
не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на
эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства.
Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса,
поиск комбинаций
их рационального потребления
стратегического планирования.
Рис. 1.2. Функциональная структура стратегического планирования
2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в
широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным
условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования
всегда содержит
благоприятные и
угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм
предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в
конкурентной борьбе
и предотвратить различные
выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность
оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные
преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом
отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить
для предприятия
новые благоприятные
соответствующего
механизма адаптации
3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование
усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для
достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия
включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей
и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за
соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс
происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому
все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам,
структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта
увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также
наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения
или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и
регулирования являются внутренние производственные операции.
4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает
формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала
управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического
планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении
различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение
функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата
управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели
стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения
проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно
для ситуационного управления, а были результатом организационного
стратегического предвидения.
Стратегическое планирование как обособившийся вид управленческой деятельности
предъявляет к работникам аппарата управления ряд требований, предполагает
наличие пяти элементов:
• Первый элемент — умение смоделировать ситуацию. В основе этого процесса
лежит целостное представление ситуации, которое включает способность понять
закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса
покупателей, конкурентов с качеством их продукции и потребностей собственной
фирмы, т.е. ее способности
удовлетворять потребности
важнейшей частью стратегического планирования является анализ. Однако
сложность и противоречивость исходных данных порождают сложность и
изменчивость аналитической работы, выполняемой в рамках стратегического
планирования, затрудняют
возможность моделирования
роль аналитика трудно переоценить: чем больше его способность к абстракции,
тем яснее выявляются связи между компонентами, породившими ситуацию.
Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении
является важным условием компетентности в вопросах стратегии. Используя эту
способность при
выработке стратегического
и возможность изменений в фирме.
• Второй элемент
— способность выявить
Интенсивность изменений на предприятиях и в организациях в условиях рыночной
экономики гораздо выше, чем в плановой, что объясняется большим динамизмом
внешней рыночной среды. В условиях монополизма любые изменения направлены на
сохранение экспансии компании. Сейчас они представлены многообразием
переменных параметров, характеризующих компанию: от эффективности
производственных затрат до отношения компании к риску, включая номенклатуру,
качество продукции и послепродажный сервис. Определение необходимости
изменений требует двоякого рода способностей:
— Готовности работников аппарата управления реагировать на тенденции,
возникающие из действия известных факторов и данной отрасли;
— Научно-технического потенциала, интеллекта, интуиции, творческих
способностей управленцев, позволяющих на основе учета комбинации известных и
неизвестных факторов приводить компанию в готовность к действиям в
непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения ее
конкурентоспособности.
• Третий элемент
— способность разработать
рациональной стратегии — интеллектуальный, творческий процесс поиска
приемлемого варианта функционирования предприятия. В его основе лежит
способность руководителей и специалистов предвидеть различные ситуации, из
отдельных разрозненных факторов воссоздать “мозаичное полотно” будущих
событий. Разработчики стратегического плана должны уметь писать различные
сценарии, владеть
инструментарием
• Четвертый — способность использовать в ходе изменений надежные методы.
Арсенал средств и методы стратегического планирования достаточно велик. Он
включает: стратегические модели, основанные на методах исследования операций;
матрицу Бостонской консультативной группы (БКГ)
• Пятый элемент
— способность воплощать
как научно-обоснованным планом и практической деятельностью работников
предприятия существует двусторонняя связь. С одной стороны, любые действия,
не подкрепленные планом, обычно оказываются бесполезными. С другой стороны,
процесс мышления, не сопровождающийся практической деятельностью, также
бесплоден. Поэтому работники предприятия, занятые реализацией стратегии,
должны знать технологию.