Стратегическое управление и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 01:39, контрольная работа

Описание работы

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли.

Файлы: 1 файл

ИДЗ 1 (1 вопрос).docx

— 21.00 Кб (Скачать файл)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Дальневосточный федеральный университет

(ДВФУ)

Школа экономики и менеджмента

 

 

 

Индивидуальное домашнее задание на тему

«Стратегическое управление и его роль в рыночной экономике»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

гр.С1402 (ВЭД)

Биккерт В.В.

Доцент:

Степанов В.Г.

 

 

 

 

Владивосток

2012

 

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней  среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического  управления. Практика показывает, что  те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно  и получают прибыль значительно  выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого  успеха из-за того, что распыляют  свои силы, стремясь охватить как можно  больше рынков, произвести как можно  больше разнообразных продуктов  и удовлетворить потребности  различных групп клиентов. Для  успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

Стратегия организации - это  генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы  и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Возникновение и практическое использование методологии стратегического  управления вызваны объективными причинами, вытекающими из характера изменений, в первую очередь во внешней среде  организации. Суть стратегического  управления заключается в том, что, с одной стороны, существует четко  организованное комплексное стратегическое планирование, с другой - структура  управления организацией отвечает «формальному»  стратегическому планированию и  построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии  для достижения ее целей и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему  планов.

Стратегическое  управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь (ее целями), и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

 
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и  функциональные зоны организации. 
Предметом стратегического управления являются:

  1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
  2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
  3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

В зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают:

  • корпоративную стратегию - стратегию организации в целом;
  • бизнес-стратегию - стратегию отдельного стратегического подразделения организации;
  • функциональную стратегию - стратегию функциональной зоны хозяйствования.

 

Принципы новой управленческой парадигмы, должны составлять основу совершенствования  управления организациями. В условиях оперативного управления эти принципы позволяют понять характер организационно-управленческих механизмов подчинения производства потреблению, удовлетворению рыночного спроса. Особенно важны они для понимания концепции  стратегического управления, которое  строится на системном и ситуационном подходах. Это позволяет понять структуру  процесса планирования стратегии, роль и методологию стратегической сегментации  рынка; разобраться в новом методическом инструментарии, используемом при анализе  стратегических альтернатив и выборе стратегии; наметить и спроектировать систему управления реализацией  стратегии и организационные  структуры управления, позволяющие  достичь стоящие перед ней  цели в условиях стратегических изменений. 
 
 Принципы системности предполагают рассмотрение современной организации, в первую очередь, как социально-экономической системы, обладающей рядом специфических, присущих только ей особенностей: 
целостностью, когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед организацией в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);

    • сложностью, которая проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;
    • большой инерционностью, что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организации в будущем;
    • высокой степенью надежности функционирования, которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;
    • параллельным рассмотрением натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы. Это позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности организации, системы управления и реализации ее стратегии. 

Через ситуационный подход реализуется принцип адаптивности, являющийся основополагающим принципом стратегического управления. Его суть состоит в том, что все внутриорганизационные построения (культура организации, оргструктура, система планирования и т. д.) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде.

Различная реакция организаций  на происходящие изменения предопределяет и различные стили их поведения  на рынке. Коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют большое  разнообразие поведенческих стилей. Они являются производными от двух типичных стилей - приростного и  предпринимательского.

  1. Приростный стиль поведения организации, как показывает само название, характеризуется постановкой целей «от достигнутого», направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. При приростном поведении действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно и принимается первое удовлетворительное решение.
  2. Предпринимательский стиль поведения характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, когда разрабатываются многочисленные альтернативы и из них выбирается оптимальная. Предпринимательская организация стремится к непрерывной цепи изменении, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех.

Заключение:

Стратегическое управление часто называют рыночным стратегическим управлением. Включение в определение  слова «рынок» означает, что стратегические решения должны в большей степени  учитывать развитие рынка и внешнего окружения, чем внутренние факторы. Фирма, реализующая стратегическое управление, должна иметь внешнюю ориентацию (на потребителей, конкурентов, рынок и др.). Это так называемый маркетинговый, или рыночный, подход к организации управления в отличие от производственного подхода, ориентированного на внутренние возможности производства.

Стратегическое управление означает также, что процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным. При упреждающей стратегии менеджеры  пытаются воздействовать на события  во внешнем окружении, а не просто реагировать на них.

 

Список литературы

  1. Виханский О.С.; «Стратегическое управление»: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998.
  2. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: 
    ИНФРА-М, 1999

Информация о работе Стратегическое управление и его роль в рыночной экономике