Стратегическое управление: сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:28, лекция

Описание работы

Достоинства и ограничения применения стратегического управления. Взгляды различных специалистов на сущность и природу стратегического управления. Особенности стратегического управления в государственной службе, отличающие его от стратегического управления в коммерческих организациях.
Эволюция стратегического управления. Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга.

Файлы: 1 файл

Seminar_3_Strategicheskoe_upravlenie_sushchnos.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Стратегическое управление: сущность и функции 

Цель занятия – формирование у студентов ясного представления о сущности стратегического менеджмента как самостоятельной области знаний и управленческой практики, его функциях и видах.

Основные понятия: стратегическое управление, стратегическое управленческое решение, стратегический план, стратегическая неопределенность, функции управления.

Вопросы для самостоятельной  работы

  1. Достоинства и ограничения применения стратегического управления.
  2. Взгляды различных специалистов на сущность и природу стратегического управления.
  3. Особенности стратегического управления в государственной службе, отличающие его от стратегического управления в коммерческих организациях.
  4. Эволюция стратегического управления.
  5. Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга.

 

Вопросы для обсуждения

  1. В чем сущность стратегического менеджмента? В чем состоит отличие стратегического менеджмента от оперативного управления?
  2. Какие признаки отличают стратегические решения от других типов решений. Рассмотреть стратегические решения из практики функционирования организаций.
  3. Особенности управленческих задач высшего руководства предприятия.
  4. Какие проблемы организаций в современных условиях относятся к сфере стратегического управления.
  5. Что является продуктом стратегического управления организацией?

Упражнение 1. Стратегическое мышление. Одно из классических образных представлений о стратегическом мышлении – в отличие от других видов мышления – сделано К. Охмае. Это представление отражено на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Три вида процесса мышления

Источник: Ohmae К. The Mind of the Strategist: The Art of Japanese Business. McGraw-Hill, 1982.

 

1. Необходимо внимательно ознакомиться  с рисунком 26, представленные на  нем образы запомнить и попытаться до конца осознать.

2. По мере изучения материала  дисциплины время от времени  возвращаться к данной схеме  и оценить содержание и многогранность  предложенного образа.

Упражнение 2. Сравните два подхода к организации управления: производственный и маркетинговый (рыночный). Сделайте соответствующие выводы. Сравнение проведите по следующим параметрам:

    • Какие специалисты, как правило, стоят во главе предприятия?
    • Какие цели преобладают (внутренние или внешние)?
    • Каков горизонт планирования?
    • Как осуществляется обновление продукции?
    • Дайте характеристику ассортимента выпускаемой продукции.
    • Охарактеризуйте производственный процесс.
    • Какой преобладающий тип структуры управления?
    • Оцените другие возможные параметры.

Упражнение 3. Какие из перечисленных управленческих решений носят стратегический характер и почему?

    • реконструкция предприятия;
    • внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
    • организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
    • выход на новые рынки сбыта;
    • приобретение, слияние предприятий;
    • повышение квалификации работников;
    • внедрение процесса бюджетирования на предприятии;
    • внедрение системы контроля за прибылью от реализации отдельных видов продукции.

Конкретная ситуация

Несмотря на большой потенциал  российского рынка, иностранные  предприниматели очень осторожны  в том, что касается развития бизнеса  в нашей стране, в особенности организации совместного производства. Среди многих недостатков, характерных для российского рынка, отмечается либо полное отсутствие либо невысокая квалификация российских менеджеров, отсутствие у них навыков современного управления. Пребывание же западных менеджеров (профессионалов организации и управления) обходится иностранным компаниям, дорого. Кроме того, присутствие иностранных специалистов в совместных предприятиях часто ведет к конфликтным ситуациям между ними и российским персоналом.

Вопросы к ситуации

  1. Согласны ли вы с такой оценкой российского менеджмента?
  2. Как динамично, по вашему мнению, меняются объективные условия для работы российских менеджеров?
  3. Кто в настоящее время предпочтительнее на должности руководителя российского промышленного предприятия или крупной торговой фирмы: иностранный или российский менеджер? Почему?
  4. Каким образом возможно реализовать в указанных предприятиях стратегический подход к управлению? Какие ключевые компетенции для этого необходимы?

Рекомендуемая литература

  1. Ансофф И. Стратегическое управление / Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.
  2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента/ Пер. с англ. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 175 с.
  3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по спец. и направлению «Менеджмент» / О.С. Виханский. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 296 с.
  4. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 415 с.
  5. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.

Информация о работе Стратегическое управление: сущность и функции