Стратегия фирмы
Что такое стратегия?
- Это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей (А. Чандлер)
3 вопроса стратегии
- Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать?
- Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах?
- Какова возможная отдача по выбранным направлениям?
Особенности стратегии
- Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием.
- Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска.
- Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
- В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий.
- При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии.
Процесс реализации стратегии
- Процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;
- Процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулированные стратегии в свете новых обстоятельств.
- Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.
- Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.
Этапы составления стратегического
плана
- Анализ окружающей среды:
- а) внешняя среда,
- б) внутренние возможности.
- Определение политики предприятия (целеполагание).
- Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
- а) стратегия маркетинга,
- б) финансовая стратегия,
- в) стратегия НИОКР
- г) стратегия производства,
- д) социальная стратегия,
- е) стратегия организационных изменений,
- ж) экологическая стратегия
Разделы стратегического плана
предприятия
- Цели и задачи предприятия
- Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.
- Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).
- Функциональные стратегия.
- Наиболее значимые проекты.
- Описание внешних операций.
- Капиталовложения и ресурсное распределение.
- Планирование неожиданностей.
- Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:
- а) Объём годовых продаж по группам продуктов,
- б) Годовая прибыль и убытки по подразделениям,
- в) Годовой экспорт и его отношение к объёму продаж по
- подразделениям.
- г) Изменения в наборе продуктов и доля рынка.
- д) Программа ежегодных капитальных затрат.
- е) Годовые денежные потоки.
- ж) Баланс на конец последнего года плана.
- з) Политика поглощений и приобретений
Виды стратегий
- СТРАТЕГИЯ РОСТА.
- НАЧАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
- СТРАТЕГИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ.
- СТРАТЕГИЯ УСКОРЕННОГО РОСТА.
- СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.
- СТРАТЕГИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ И ВЫЖИВАНИЯ.
- СТРАТЕГИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ.
- СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ.
Стратегия роста
- Стадия планирования.
- Начальная стадия. В течение этого этапа возникают и ликвидируется узкие места в процессах и структуре реализации конкретных проектов, которые не были предусмотрены в плане. Также растёт объём продаж, хотя дохода фирма практически не получает.
- Стадии проникновения.
- Ускоренный рост.
- Переходная стадия.
Начальная стратегия
- Целью начальной стратегии является умеренный рост для того, чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность. Руководство занимает бдительную позицию по отношению к ускорению темпов развития, стараясь обеспечить выявление узких мест и их ликвидацию, чтобы в дальнейшем занять настойчивую наступательную позицию на рынке. Одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии.
Стратегия проникновения
- Данная стратегия направляет усилия предприятия на более глубокое проникновение на рынок и дополнительные усилия по увеличению темпов роста объёма продаж
Стратегия ускоренного роста
- Целью этой стратегии является полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен производиться как можно дольше, так как именно на нём происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной.
Стратегия переходного периода
- Целью этой стратегии является обеспечение после периода ускоренного роста период перегруппировки и перестройки деятельности предприятия для вхождения в новый цикл роста как можно быстрее, то есть не допуская длительной стагнации.
- Сама по себе стратегия роста может применяться в различных ситуациях:
- начало предпринимательской деятельности;
- молодая компания, борющаяся за своё выживание;
- одно продуктовое специализированное предприятие;
- диверсифицированное предприятие, где стратегия роста организации в целом может поддерживаться стратегией роста по отдельному виду продукта.
Стратегия стабилизации и выживания
- В условиях расстроенной экономики в соответствии с циклами деловой активности и циклами развития предприятия последние могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объёмы продаж и прибыли. Возникает необходимость разработки специальных процедур анализа, позволяющих уловить период перехода предприятия от стадии роста к стадии падения, то есть переориентации из наступательной в наступательно-оборонительную стратегию - стратегию стабилизации.
Стратегия стабилизации
- Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравнивания объёма продаж и прибылей с последующим их повышением, то есть с переходом на следующий этап роста. В зависимости от скорости падения предприятие может использовать один из трёх наиболее вероятных подходов:
- экономия с чётким намерением быстрого оживления;
- сдвиги в продолжительном спаде с меньшими надеждами на быстрое оживление;
- стабилизация, когда необходимы долговременные программы для достижения сбалансированного состояния предприятия на рынке.
Стратегия выживания
- чисто оборонительная стратегия и применяется в случаях полного расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству. Целью стратегии является стабилизация обстановки, то есть переход к стратегии стабилизации и, в дальнейшем, к стратегии роста. Понятно, что данная стратегия не может быть долгосрочной. Она требует, с одной стороны, быстрых, решительных, полностью скоординированных действий, с другой - осмотрительности и реалистичности в принятии решений. Именно поэтому в условиях реализации стратегии выживания происходит жесткая централизация управления, создаётся “антикризисный комитет”, который наряду с принятием быстрых по реакции ответных мер на возмущения внешней среды разрабатывает и жестко проводит в жизнь следующие программы :
- перестройка управления
- финансовая перестройка
- перестройка маркетинга
3