Стресс и управление им в деятельности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в выявлении стрессоустойчивости у руководителя. Задачи для выполнения цели являются определение таких понятий как стресс и управление им в деятельности руководителя; стресс как психологическое состояние организма; профессиональный стресс; специфика регуляции состояний в управленческой деятельности; стрессовые состояния, специфики, факторы, закономерности.

Файлы: 1 файл

Курсовая СПУ.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Под социальной поддержкой понимается удовлетворение специфических  социальных потребностей: в близости, защите, информации, практической помощи, разрядке, успокоении и т. д. (Виел Х.О., 1993). Это понятие описывает главный функциональный социальных отношений и сетей отношений. дальнейшая дифференциация понятия привела к выделению ряда компонентов его понимания и регистрации:

Конструктивные компоненты: воспринимаемая поддержка, то есть понимание того, что тебя поддерживают; полученная или реальная поддержка и взаимная поддержка; сеть поддержки, или ресурсы поддержки, дающие возможность обратиться к тем, кто поддержит и поможет.

Отношение к ситуации: повседневные стрессоры в противопоставлении макрострессорам (критическим жизненным событиям). Источники поддержки: носители ролей (партнеры, родственники и т. д.).

Выделяют два главных типа поддержки (психологическая и инструментальная), которые в свою очередь, подразделяются на различные подкатегории. Психологическая поддержка: эмоциональная, когнитивная, ориентированная на самооценку. Инструментальная поддержка: советы, информация, работа, деньги и т. д.

Выводы, стресс — это такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований. Согласно дифференциации, предложенной Д. Р. Нитше, стресс — это многозначное понятие, включающее четыре основных значения: стресс как событие; стресс как реакция; как промежуточная переменная; стресс как трансактный процесс.

Стрессы могут вызывать расстройства физической, психической социальной составляющих целостности человека. Главной причиной возникновения стресса являются стрессоры. Люди неодинаково реагируют на идентичные стрессоры. Главный опосредующий фактор со стороны индивида — это процесс оценки, представляющий собой суждение о событиях с различных точек зрения (контролируемость, каузальные атрибуции, ресурсы и т. д.)

 

 

1.2 Профессиональный стресс

Профессиональный стресс — понятие очень сложное. Стресс, связанный с работой, отражается на человеке в целом. И здесь также подстерегает проблема, поскольку любой работник приходит на работу с предрасположенностью к стрессу.

Вид взаимодействия со стрессорами  на работе является личностной характеристикой. Стрессоры скорее привносятся в  работу, а не появляются в результате, и в любом случае они неотъемлемая часть профессионального стресса. К таким характеристикам относятся: уровень тревожности, уровень нейротизма, толерантность к ситуациям неопределенности.

Сюда же можно включить стресс, возникающий за пределами рабочего места. Эти внеорганизационные стрессоры  появляются из семейных проблем, жизненных кризисов, финансовых трудностей и факторов окружающей среды. Все вместе создаёт трудности со здоровьем, что может спровоцировать развитие серьезного заболевания.

Профессиональный стресс трудно определить и измерить, так как в процессе деятельности на людей воздействуют стрессоры, не имеющие отношения  к работе, но испытывают влияние  и профессионального стресса. Люди могут управлять профессиональным стрессом, используя стрессовую модель. Можно сменить работу (воздействие на жизненную ситуацию), начать воспринимать стрессоры как вызов, нежели как бремя (изменение восприятия), регулярно заниматься релаксацией (влияние на эмоциональное состояние) и регулярно заниматься физическими упражнениями, чтобы использовать побочный продукт стресса (регуляция физиологического состояния).

Стресс на работе можно определять как вредная физическая и эмоциональная  ответная реакция, возникающая в  том случае, если требования, предъявляемые на работе, не совпадают с возможностями, способностями и потребностями работников. Такие стрессы наносят значительный вред здоровью. Вот перечень достоверных, ранних признаков стресса на работе: головная боль, нарушения сна и внимания, эмоциональная неустойчивость, расстройство желудка, неудовлетворенность работой, подавленное настроение. Работа и стресс — вещи несовместимые и неразделимые одновременно. Многие исследования доказали, что психологически напряженные виды работ, по контролю процесса производства, повышают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Работы, связанные со стрессами, увеличивают риск развития заболеваний мышечно-костной системы, в частности патологии поясничных отделов позвоночника и верхних конечностей.

Результаты нескольких исследований продемонстрировали, что частота развития нарушений психического здоровья (таких как депрессия или чрезмерное возбуждение) у представителей различных профессий обусловлена разным стрессовым уровнем на работе. Также частоту обусловливают экономические различия и разница в образе жизни.

Стрессовые условия работы несовместимы с безопасностью на рабочем месте, а потому являются основой для  производственного травматизма. Исследования в этом направления все еще  необходимы и активно ведутся.

Есть люди, которые лучше всего работают в состоянии постоянного напряжения. Например, некоторые могут работать только тогда, когда поставлены в жесткие временные рамки. Однако для большинства людей ситуация жесткого временного пресинга является стрессовой. Такая ситуация может быть связана с плохой организацией труда, недостатком персонала (когда один человек вынужден совмещать обязанности нескольких сотрудников), а также с самим характером деятельности, в которой периодически случаются авралы (например, у бизнесменов, руководителей, полицейских, медиков, вынужденных бороться с внезапными кризисными ситуациями). Причинами перегрузок могут быть также нереалистично высокие личные притязания или требования начальства. Исследование показало, что именно завышенные притязания являются основной причиной профессионального стресса учителей. Они всегда ждут от себя слишком многого, заставляют себя трудиться в ущерб отдыху и здоровью, но в результате остаются недовольны достигнутыми результатами. Еще одной особенностью этой профессиональной группы является то, что учителя не только сами постоянно пребывают в состоянии стресса, но и считают своим долгом поддерживать это состояние в своих учениках.

Когда ситуация слишком стабильна, это тоже может вызвать стресс. Человек время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческий потенциал, У служащих, выполняющих административные обязанности, часто возникает ощущение монотонности. По утрам они испытывают почти паническое состояние при мысли о том, что все события предстоящего дня можно предсказать до минуты. Сами по себе эти события вовсе не являются неприятными или стрессовыми, однако их предсказуемость достигает такой степени, что вызывает ощущение вязкого кошмара, который никак не кончится. Чтобы избавиться от подобной проблемы, можно обсудить чувство скуки или отсутствия интереса к работе со своим руководителем. Только необходимо учесть, что при этом не следует становиться в положение жалующегося. Нужно объяснить, что вы сторонник работы, требующей отдачи сил, и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

Так же тяжело бывает смириться с  положением низкооплачиваемого работника, быть начальником иногда гораздо  труднее. Руководители, которым по роду своей деятельности приходится принимать ответственные решения, от которых зависит судьба многих людей, по-своему приспосабливаются к постоянному стрессу, вырабатывая в себе профессиональную «толстокожесть» - нечувствительность к последствиям собственных решений для других людей: подчиненных, клиентов, партнеров. Такой профессиональный цинизм бывает, свойствен врачам, которым приходится ежедневно принимать решения, определяющие жизнь и смерть их пациентов, а также юристам, политикам, бизнесменам и финансистам. Те профессионалы, которым не удается выработать в себе защитный цинизм, часто переживают синдром сгорания — критическую стадию в работе, когда человек больше не может принимать решения, затрагивающие жизнь других людей. Это довольно часто случается с руководителями, которым сообщили, что уволенный ими бухгалтер выбросился из окна. В ситуации сгорания человек либо становится очень осторожным, предпочитая бездействие как наименьшее из зол, либо принимает любое случайное решение, боясь, что его обвинят в бездействии. И то и другое может стоить очень дорого.

Таким образом, ответственность  – это контроль над своей или чужой деятельностью, причем с учетом и соблюдением выполнения принятых в данном коллективе норм и правил. Ответственность часто становится для работника непосильной ношей и превращается в сильнейший стрессор.

Долгий и затяжной стресс может  привести к синдрому профессионального  выгорания. Этому понятию в психологической  науке в настоящее время стало  уделяться намного больше внимания, чем раньше. Видимо, в последнее  время явление выгорания на работе стало более распространенным. Некоторые люди говорят, что они боятся подниматься утром и идти на работу потому, что чувствуют там себя несчастными и разбитыми. Подобная жалоба является достаточно известной. Время от времени это чувство испытывает каждый человек. Но когда такое состояние повторяется изо дня в день и не проходит, тогда с полной уверенностью можно утверждать, что процесс выгорания уже функционирует. Профессиональное выгорание ведет к истощению энергии у медицинских работников, работников сферы социальных услуг, диспетчеров авиалиний и железнодорожных путей, водителей автотранспорта, электричек и поездов, работников сферы образования (педагогов, воспитателей) и т.п. Они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, часто несут большую ответственность за их жизнь или здоровье или занимаются выполнением очень важных заданий. Когда сотрудник выгорает по какой-либо причине, он становится неэффективным в своих целях и действиях. У него происходит эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением.

Из всего этого можно сделать  вывод, что стресс на работе можно определять как вредная физическая и эмоциональная ответная реакция, возникающая в том случае, если требования, предъявляемые на работе, не совпадают с возможностями, способностями и потребностями работников. Такие стрессы наносят значительный вред здоровью.

Профессиональный стресс трудно измерить, так как в процессе деятельности на людей воздействуют стрессоры, не имеющие отношения к работе, но испытывают влияние и профессионального стресса.

Руководители, которым по роду своей  деятельности приходится принимать  ответственные решения, от которых  зависит судьба многих людей, по-своему приспосабливаются к постоянному  стрессу, вырабатывая в себе профессиональную «толстокожесть» — нечувствительность к последствиям собственных решений для других людей: подчиненных, клиентов, партнеров.

Ответственность — это контроль над своей или чужой деятельностью, причем с учетом и соблюдением выполнения принятых в данном коллективе норм и правил. Ответственность часто становится для работника непосильной ношей и превращается в сильнейший стрессор. Долгий и затяжной стресс может привести к синдрому профессионального выгорания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

 

2.1 Стрессовые состояния, специфики, факторы, закономерности

Со стрессовыми состояниями  тесно взаимосвязаны, а часто  являются их причинами состояния иного типа — фрустрационные. Они возникают в случае блокады невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Их развитие протекает по следующей схеме: наличие интенсивной потребности (значимой цели, сильного желания); блокировка их удовлетворения (внешние преграды или ограниченность собственных возможностей); возникновение отрицательных эмоций и их фиксация в стабильном негативном состоянии — фрустрации.

Фрустрации наиболее специфичны именно для управленческой деятельности. Она  сочетает в себе множество значимых целей и потребностей, планов и устремлений (с одной стороны) и еще большее количество разного рода «барьеров» (фрустраторов) — невозможных преград и ограничений на пути их реализации.

Фрустрация тем сильнее, чем  интенсивнее была исходная потребность  и чем ближе казалась возможность ее удовлетворения, оказавшаяся, однако, нереализованной. Возможны две основные формы реагирования личности на фрустрацию, обозначаемые понятиями интрапунитивной и экстрапунитивной реакций. В первом случае возникающие при фрустрации негативные эмоции обращаются как бы на самого человека — он винит себя в произошедшем. В этом случае развивается депрессия сопровождающаяся подавленностью, чувством обиды, безнадежности и беспомощности, личной ущемленности. При хронически повторяющихся интрапунитивных реакциях на фрустрацию может развиваться состояние «выученной беспомощности». Оно характеризуется формированием устойчивого мнения, согласно которому «все зависит от обстоятельств»; они (обстоятельства) «сильнее меня». Такая установка снижает активность и конструктивность деятельности, хотя и является очень распространённой. При экстрапунитивном реагировании негативные эмоции трансформируются в агрессию. Личность ищет и находит «виновников» вовне и обрушивает на них свой гнев. Исследования показывают, что она гораздо более типична для лиц, занятых на руководящих должностях, а вероятность ее проявления в целом возрастает при повышении управленческого статуса и увеличении стажа.

Устойчивость к фрустрациям, равно  как и стрессустойчивость в целом, следует рассматривать как одно из профессионально важных качеств руководителя. Их повышению содействуют две группы средств. Во-первых, это формирование деятельностных способов преодоления фрустраций. Главное место среди них принадлежит накоплению и осмыслению так называемого фрустрационного опыта. Он содержит ответы на вопросы, какие ситуации уже были ранее, почему они возникли, что помешало в них достижению целей, почему способы действий в них оказались неудачными, как не повторять ошибок, как в будущем уйти от подобных ситуаций? Отвечая на эти вопросы, руководитель формирует личностный «банк данных», содержащий репертуар адекватных способов преодоления ситуаций фрустрации. Еще более значимо то, что он научается формулировать все более реалистичные цели и задачи, не допуская тем самым самого возникновения ситуаций фрустрации.

Вторая группа — это средства психологической защиты личности в состояниях фрустрации. Все они объединяются общим смыслом: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». Способы такой рационализации отношения к ситуациям могут быть очень разными, а некоторые из них состоят в следующем.

Фрустрационная устойчивость руководителя и его стрессустойчивость тесно  взаимосвязаны и представлены в  деятельности в их интегративном  проявлении. В результате такого синтеза формируется качество руководителя, которое обозначается в «обыденной психологии» как «умение держать удар». В структуре этого качества необходимо, однако, различать и еще два компонента. С одной стороны, оно обусловлено способностью к адекватному ответу - реакции на фрустрационные состояния. Но, с другой стороны, оно зависит также от способности к прогнозированию этих ситуаций; от постоянной готовности к их возникновению, т.е. от сформированности активно-предупредительной установки на них.

Необходимо обратиться к еще одному понятию, важному с точки зрения общих закономерностей эмоционально-волевой регуляции состояний в деятельности руководителя. Это понятие готовности к экстремальным действиям (ГЭД). Такая готовность, во-первых, предполагает «выход за наличную ситуацию» активного прогнозирования ближайших перспектив ее развития и возникновения новых ситуаций; заблаговременное формирование установки на свое поведение в них. Во-вторых, она означает способность быстрого и действенного реагирования на экстренно возникающие ситуации; способность быстрого «включения» в новые обстоятельства. Характерно, что лица с высокой ГЭД интерпретируют возникновение новых, в том числе и непредвиденных ситуаций, не как стрессовый фактор, а как нормальное развитие событий. Тем самым фактор новизны во многом утрачивает свою стрессогенность а возникающая эмоциональная активация сразу же направляется на поиск конструктивных способов выхода из ситуации.

Информация о работе Стресс и управление им в деятельности руководителя