Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:48, контрольная работа
В качестве ступени управления выступает обособленная совокупность звеньев одного уровня (например, уровня СМУ), в качестве звена - структурная единица (СМУ, строительный участок и т.п.), которую можно рассматривать как обособленное объединение ресурсов и их распорядителя (органа управления),то есть как некоторый распорядительный центр. Распорядительные центры каждого уровня выступают в качестве управляющих по отношению к подсистемам нижележащего уровня и управляемых по отношению к органам управления вышележащего уровня.
Деление систем на физические и абстрактные позволяет различать реальные системы (объекты, явления, процессы) и системы, являющиеся определенными отображениями (моделями) реальных объектов.
Физические системы состоят из изделий, оборудования и машин и, вообще, из естественных или искусственных объектов.
В абстрактных системах свойства объектов, которые могут существовать только в уме исследователя, представляют символы. Это могут быть языки, системы исчислений и т.п. Идеи, планы, гипотезы и понятия, находящиеся в процессе исследования, могут также быть представлены как абстрактные системы.
Искусственные системы, как правило, отличаются от природных наличием определенных целей функционирования (назначением) и наличием управления.
Деление систем на простые и сложные (большие) подчеркивает, что в системном анализе рассматриваются не любые, а именно сложные системы большого масштаба. При этом выделяют структурную и функциональную (вычислительную) сложность.
Общепризнанной границы, разделяющей простые, большие и сложные системы, нет (большие сложные системы свыше 301 компонента, например, корпорация с численностью сотрудников 15 000 человек). Сложные системы характеризуются тремя основными признаками:
1. Робастность - это способность сохранять частичную работоспособность (эффективность) при отказе отдельных элементов или подсистем. Оно объясняется функциональной избыточностью сложной системы и проявляется в изменении степени деградации выполняемых функций, зависящей от глубины возмущающих воздействий. Простая система может находиться не более чем в двух состояниях: полной работоспособности (исправном) и полного отказа (неисправном).
2. Наличие неоднородных систем
Основными типами считаются следующие виды связей: структурные (в том числе иерархические), функциональные, каузальные (причинно-следственные, отношения истинности), информационные, пространственно-временные. По этому признаку будем отличать сложные системы от больших систем, представляющих совокупность однородных элементов, объединенных связью одного типа.
3. Эмерджентность (интегративность, целостность).
Другими словами, отдельное рассмотрение каждого элемента не дает полного представления о сложной системе в целом (например, свойства автомобиля не являются простой суммой свойств его частей, т.к. никакая его часть не обладает свойством «перевозить пассажира по заданному маршруту с заданной скоростью»). Эмерджентность может достигаться за счет обратных связей, играющих важнейшую роль в управлении сложной системой.
Пример простой системы – системы слежения, лентопротяжные механизмы. Пример сложной системы – система управления и защиты энергоблока, компьютер.
Любую сложную систему в соответствии с кибернетическим подходом к исследованию систем можно рассматривать как систему управления, состоящую из двух или более систем. При этом одна из них является управляющей системой, а другая управляемой системой.
Адаптивная система – это система, которая способна приспосабливаться к внешнему воздействию, или, другими словами, в которой происходит непрерывный процесс обучения или самоорганизации.
Системы существуют в определенной окружающей среде и обусловливаются ею.
Открытые системы обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Деловая деятельность в основном происходит в обстановке открытой системы.
Замкнутые системы – они изолированы от внешней среды или которые действуют с относительно небольшим обменом энергией или веществом с окружающей средой. Лучший пример частично закрытой системы в деловом мире - монополия, процессы и продукты которой защищены патентами или другими средствами. Отсутствие конкуренции может позволить монополии действовать менее открытым способом.
Основным противоречием, которое приходится разрешать в замкнутых системах, является проблема возрастания энтропии. Согласно второму закону термодинамики по мере движения замкнутой системы к состоянию равновесия она стремится к максимальной энтропии (дезорганизации), соответствующей минимальной информации. Открытые системы могут изменить это стремление к максимальной энтропии, получая внешнюю по отношению к системе свободную энергию, и этим поддерживают организацию.
Постоянная (или непрерывная) система – это естественная система, хотя на практике довольно часто искусственные системы относятся к непрерывным.
Дискретные (или временные) системы отличаются от непрерывных в зависимости от типа значений х(t), y(t), z(t) и t. Они работают по принципу «от события к событию».
Стабильная (или статическая) система – это система, свойства которой не меняются во времени. В отличие от нее
Динамическая система обратная стабильной системе, то есть обладает способностью изменять состояние во времени.
Пассивные системы не оказывают ответного воздействия на среду. Если ответная реакция имеет место, то она называется активной системой.
Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по ранее заданным правилам, с заранее определенным результатом (например, обучение студентов, производство типовой продукции).
Стохастические (вероятные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней или внутренней среды и выходными результатами (например, предпринимательские фирмы).
Автоматизированная система управления (АСУ) [automated, automatized control system (ACS), computerized control system, management information system (MIS)] – это система управления, в которой применяются современные электронные средства обработки данных и экономико-математические методы для решения основных задач управления производственно-хозяйственной деятельностью. Это человеко-машинная система: в ней ряд операций и действий передается для исполнения машинам и другим устройствам (особенно это относится к т. н. рутинным, повторяющимся, стандартным операциям и расчетам), но главное решение всегда остается за человеком. Этим АСУ отличаются от автоматических систем, т.е. таких технических устройств, которые действуют самостоятельно по установленной для них программе, без вмешательства человека.
АСУ подразделяются на два класса:
1) автоматизированные системы
организационного управления и
2) автоматизированные системы
Традиционно термин АСУ закрепился за первым из названных классов.
Принято рассматривать каждую АСУ одновременно в двух аспектах: с точки зрения ее функций (что и как она делает) и с точки зрения ее схемы, т.е. с помощью каких средств и методов эти функции реализуются. Соответственно АСУ подразделяют на две группы подсистем - функциональные и обеспечивающие
Создание АСУ на действующем
экономическом объекте (в фирме,
на предприятии, в банке и т.д.)
- обычно длительный процесс. Отдельные
подсистемы АСУ проектируются и
вводятся в действие последовательными
очередями, в состав функций включаются
также все новые и новые
задачи; при этом АСУ органически
“вписывается” в систему
Экономическая эффективность АСУ определяется, прежде всего, ростом эффективности самого производства в результате лучшей загрузки оборудования, повышения ритмичности, сокращения незавершенного производства и других материальных запасов, сокращения издержек, повышения качества продукции, расширения спроса на нее. /3, с.118/
Заключение
Структура систем управления играет важную роль в современных технологических системах. Выгоды от её совершенствования систем управления в промышленности могут быть огромны. Они включают улучшение качества работы, минимизацию максимальных затрат, повышение уровней безопасности .
Управление – это организация, анализ, контроль. Управление – один из главных моментов предпринимательской деятельности, важнейший фактор ее успеха. Управление – это тяжелая работа, но это и искусство, это и наука.
Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.
Интенсивное усложнение и увеличение масштабов промышленного производства, развитие экономико-математических методов управления, внедрение ЭВМ во все сферы производственной деятельности человека, обладающих большим быстродействием, гибкостью логики, значительным объёмом памяти, послужили основой для разработки автоматизированных систем управления (АСУ), которые качественно изменили формулу управления, значительно повысили его эффективность. Достоинства компьютерной техники проявляются в наиболее яркой форме при сборе и обработке большого количества информации, реализации сложных законов управления.
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009.501 с.
2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М - Исследование систем управления, - М.: ЮНИТИ, 2010.71 с.
3. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Исследование систем управления. Учебник. - М.: Экзамен, 2005.
Высшая Школа Экономики
Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский
технологический университет»
Кафедра экономики и управления на предприятии
пищевой промышленности
Контрольная работа
по дисциплине «Системный анализ в управлении предприятием»
на тему: «Структура систем управления. Задачи управления. Пути совершенствования систем с управлением. Автоматизация управления в сложных системах»
Выполнила: студентка 3 курса
ВШЭ, группы 90-001(3,5 года)
Гатауллина Г.У.
Приняла: доцент
Куткина Л.Ш.
Казань, 2013 г.