Сущность, цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:32, доклад

Описание работы

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Кольцо управления:
Управление включает три аспекта:
- «кто» управляет «кем» (институциональный аспект);
- «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
- «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

Файлы: 1 файл

DOKLAD_MENEDZhMENT.docx

— 49.37 Кб (Скачать файл)

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Сущность менеджмента

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Кольцо управления:

Управление включает три  аспекта:

- «кто» управляет «кем»  (институциональный аспект);

- «как» осуществляется  управление и «как» оно влияет  на управляемых (функциональный аспект);

- «чем» осуществляется  управление (инструментальный аспект).

Пожалуй, центральным моментом роли менеджера в управлении является понимание им своей общей компетенции. Ясно, что общая компетенция менеджера  не может представлять из себя простую сумму частных компетенций сотрудников. Однако эти компетенции безусловно связаны друг с другом. Менеджер должен обладать той суммой знаний из частных компетенций, которая позволяет принимать ему оперативные и стратегические решения, т.е. знать основы взаимозависимости частных компетенций, их значимость в бизнес-процессе, ключевые ресурсные ограничения и риски, связанные с ними.

В деятельности любого предприятия  следует выделить цели и ограничения, они выполняющие следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление существующего  состояния с желаемым («Где мы?»  и «Куда идем?»);

- формирование руководящих  требований к действиям («Что  надо сделать?»);

- критериев принятия решений  («Какой путь лучший?»);

- инструментов контроля («Куда  мы в действительности пришли  и что из этого следует?».

2. Основное содержание  общих целей и ограничений

Цели и ограничения  по смыслу очень близки друг другу.

Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения.

Ограничение- конкурирующая главной цель из разряда второстепенных, противоречащая ей, достижение которой нежелательно.

Классификация целей может  осуществляться:

- по охватываемой сфере  (общая, частная цели);

- по значению (главная, промежуточная, второстепенная);

- по количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

- по предмету цели (рассчитана на общий или частный результат).

Типичные результативно-хозяйственные  цели:

- стремление к доходу;

- стремление к имущественному  состоянию (например, доведение фирмы  до состояния, обеспечивающего  возможность ее выгодной продажи);

- стремление к увеличению  оборота;

- стремление к снижению  расходов.

Кроме того, могут иметь  место общественные, социальные цели.

Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов).

Формулировка целей и  ограничений является важной задачей  менеджмента. При этом следует четко  определить:

- содержание цели;

- ее размер (максимум, минимум,  уровень);

- временные параметры;

- пространственные характеристики;

- персональную привязку;

- ранг в иерархии целей.

Примечание: Пример. Зам. руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 2005г. (временная привязка) на территории Ростовской обл. (пространственная привязка) путем продажи продукции (содержание) увеличить оборот фирмы (содержание) не менее чем на 20% (размер цели).

Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).

Горизонтальные связи  могут быть:

- идентичными (реализация одной приводит к реализации другой);

- комплементарными (гармония - осуществление одной способствует осуществлению другой);

- индифферентными (нейтралитет  - между целями нет связи);

- конкурентными (конфликт);

- антагонистичными (взаимоисключение).

На рис. отражены связи  между целями.

Связи между целями:

Выбор цели представляет, как  правило, некий процесс компромиссов между интересами различных групп (см.рис.).

Основные группы, влияющие на определение цели фирмы

3. Миссия организации:  сущность, содержание

Миссия организации - выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?

Пример определения миссии фирмы является «Наше кредо» фирмы  Johnson & Johnson:

Мы полагаем, что наша первая ответственность перед врачами, медсестрами и пациентами, матерям  и отцами и всеми другими, кто  использует наши продукты и услуги. Мы должны постоянно снижать наши издержки с целью поддержания  обоснованных цен. Потребительские  заказы должны удовлетворять полностью  и точно.

Наши поставщики и дистрибьюторы  должны иметь возможность делать достойную прибыль.

Наша ответственность  перед нашими служащими, мужчинами  и женщинами, которые работают с  нами во всем мире. Каждый должен рассматриваться  как индивидуальность. Мы должны охранять их занятости. Компенсации должны быть справедливыми и адекватными, а  условия труда здоровыми, упорядоченными и безопасными. Служащие должны себя чувствовать свободно, вносить свои просьбы и предложения. Равным образом  они должны иметь возможности  для работы, развития и карьеры  в соответствии с их квалификацией.

Мы должны обеспечить компетентный менеджмент и действовать этично и в рамках закона.

Наша ответственность  перед общинами, где мы работаем и живем, равным образом и перед  мировым сообществом.

Мы должны быть хорошими гражданами, поддерживать хорошие дела и вносить  свою долю налогов.

Мы должны улучшать жизнь, здравоохранение и образование, защищать доступными мерами окружающую среду и природные ресурсы.

Наша финальная ответственность  перед акционерами. Бизнес должен давать ощутимую прибыль. Мы должны экспериментировать с новыми идеями, исследования должны поддерживаться, инновационные программы  развиваться, а ошибки оплачиваться.

Новое оборудование должно внедряться, продуктам должны придаваться новые  качества. Должны создаваться резервы  на непредвиденные случаи.

Когда мы будем действовать  в соответствии с этими принципами, акционеры должны получать хороший  доход.

4. Нормативные требования  к управлению и политика деятельности фирмы

Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).

Нормативные требования к  управлению включают:

- принципы предпринимательской  деятельности;

- основные цели, объекты,  сферы деятельности;

- требования к ее организации.

Основные принципы предпринимательской  деятельности:

- четкое представление  смысла предпринимательской деятельности;

- отношение менеджеров  к участникам предпринимательской  деятельности (например, готовность  нести ответственность за работников  фирмы и перед вкладчиками  капитала);

- отношение к окружающей  среде (к партнерам по рынку,  общественной и экономической  среде);

- восприимчивость к НТП;

- готовность к риску.

Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:

- к способу управления (например, авторитарный или демократичный);

- в области инноваций  (например, текущее, гибкое или  жесткое планирование);

- в среде информации (открытость, секретность);

- принципы мотивации;

- организационные структуры;

- принципы контроля.

На основе общих принципов (shared value) фирма разрабатывает свою структуру, определяет необходимые отличительные преимущества (искусства - skills), стратегию деятельности, систему управления, стиль работы сотрудников (их мотивацию, культуру, процедуры деятельности и т.д.).

Консультативная фирма МакКинсей отразила это в виде рамочной конструкции 7S (см.рис.).

Реализация нормативных  требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы  и конкретные политики в отдельных  сферах деятельности.

К структурной политике относят:

- политику создания фирмы  (цели, решения, средства);

- политику местоположения  фирмы;

- политику ее правовой  формы;

- политику отношения собственника  к предприятию;

- кооперационную политику  с другими фирмами;

- политику концентрации  и разукрупнения;

- политику ликвидации  фирмы.

 

Взаимосвязь различных сторон деятельности фирмы

Конкретные политики действий включают:

- политику приобретения (сырья,  материалов, услуг и т.д.);

- инвестиционную политику;

- политику запасов;

- политику в области  оборудования;

- кадровую политику;

- финансовую политику;

- производственную политику (система и тип производства, размер  партий, технологические процессы, оперативное управление);

- политику сбыта (цены, распределение, реклама);

- политику отчетности  о деятельности фирмы.


Информация о работе Сущность, цели и задачи менеджмента