Сущность деятельности инженер-менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

В конце ХIХ - начале ХХ века российский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер, соединив богатые традиции немецкой инженерной школы и русского инженерного опыта, выдвинул и обосновал тезис о независимости инженерного дела, или еще шире - "техники" как отдельной сферы деятельности. В начале 20-го века в России благодаря работам П.К. Энгельмейера техника оформилась в отдельную сферу деятельности. Была осознана её относительная независимость от науки, были сформулированы собственные приемы техники. Работы П.К. Энгельмейера были высоко оценены выдающимися умами того времени - физиком Э. Махом и философом А. Бергсоном и получили международное признание. Затем наступила пауза, и даже имя зачинателя этих работ, П.К. Энгельмейера, крупнейшего инженера-мыслителя России рубежа XIX-XX веков, не попало в энциклопедии. Тому были причины - и внешние, и внутренние.

Файлы: 1 файл

Innovatika.docx

— 20.88 Кб (Скачать файл)

 

Сущность деятельности инженер-менеджера

  1. Зарождение в России отдельной сферы деятельности – «Инженерное дело»

 

Как сказал Энгельмейер "Со временем техника будет возведена в главный признак человека, чему не следует удивляться, так как к технике ведь принадлежат такие основные человеческие проявления как язык, письменность, счёт, логика и т.п."

В конце ХIХ - начале ХХ века российский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер, соединив богатые традиции немецкой инженерной школы и русского инженерного опыта, выдвинул и обосновал тезис о независимости инженерного дела, или еще шире - "техники" как отдельной сферы деятельности. В начале 20-го века в России благодаря работам П.К. Энгельмейера техника оформилась в отдельную сферу деятельности. Была осознана её относительная независимость от науки, были сформулированы собственные приемы техники. Работы П.К. Энгельмейера были высоко оценены выдающимися умами того времени - физиком Э. Махом и философом А. Бергсоном и получили международное признание. Затем наступила пауза, и даже имя зачинателя этих работ, П.К. Энгельмейера, крупнейшего инженера-мыслителя России рубежа XIX-XX веков, не попало в энциклопедии. Тому были причины - и внешние, и внутренние. Главное - отсутствовали наработанные процедуры, технологии работы; инженерная деятельность была искусством, индивидуальным мастерством.

В развитие традиций начала века и с использованием этих высоких технологий инженерного дела - умений, методик, процедур, здесь, в центре Сибири сделан следующий шаг к оформлению инженерного дела как отдельной сферы деятельности - предложен единый взгляд на инженерное дело как совокупность умений, навыков, которым можно обучать. Инженером и изобретателем И. В. Иловайским, человеком, имеющим богатый производственный и преподавательский опыт, обозрена и систематизирована предметная область инженерного дела, включающая в себя обзор объектов техники, объектов инженерного дела, методов инженерного дела, предложения по структуре программ обучения инженерному делу и профессиональный портрет инженера.

Традиционно инженерное дело имеет своим стержнем проектирование. Из него в вузе осваивают конструирование и расчеты, а остается за бортом собственно разработка и постановка продукции на производство, включающая в себя работы по созданию, обеспечению производства продукции и обеспечению его применения.

Отечественные работы по комплексным вопросам инженерного дела и по философии техники призваны напомнить профессорскому корпусу нашей страны, нашим инженерам, что в начале века Россия была в передовых рядах не только в области науки, философии, но и техники, и что традиции еще не утеряны, и нам есть что продемонстрировать миру, несмотря на обозначившееся крупное качественное отставание по философским вопросам техники.    

 В последние десятилетия  в нашей стране были изобретены  и апробированы высокие технологии  инженерной работы:

  • умение по заказу найти сильное техническое решение производственной или организационной задачи ("теория изобретательства", - ТРИЗ);
  • умение систематично снижать факторы расплаты за созданную и создаваемую технику;
  • умение систематично выявлять еще не свершившиеся аварии и скрытый брак производства ("диверсионный анализ");
  • умение составлять "карту" движения в будущее фирмы, организации, отрасли техники с описанием возможных путей, препятствий, опасностей, и тем самым повысить устойчивость этого будущего.

 

    В развитие традиций начала  века и с использованием этих  высоких технологий инженерного  дела - умений, методик, процедур, автором  предложен единый взгляд на  инженерное дело как совокупность  умений, навыков, которым можно обучать. Создана (впервые) книга-раскрутка для  постановки обучения инженерному  делу на основе высоких интеллектуальных  технологий. В книге дан обзор  объектов техники, объектов и методов инженерного дела, даны предложения по структуре программ обучения инженерному делу и профессиональный портрет инженера.    Современное высшее техническое образование обеспечивает будущего инженера знанием фундаментальных и технических наук (а в последнее время - и гуманитарных), и если мы его дополним научением методам и практике инженерного дела, молодой специалист во всеоружии знаний и умений будет желанным приобретением для проектных организаций и производства.

  1. Понятие «Инженер» в настоящее время

 

Инженер - профессия гуманитарная. С одной стороны, это - лицо, создающее проекты будущих технических систем или  процессы их эксплуатации, ремонта, ликвидации, модернизации по воле заказчика. (Под заказчиком понимается субъект, инициировавший начало работы инженера в достижении какой-либо цели.) Заказчиком может быть организация, физическое лицо, общество в целом, сам инженер и т.п., и т.д. В своей деятельности инженер стремится к достижению пользы для заказчика. При этом он использует свои знания, умения и понимание для достижения этой цели.

С другой стороны, как отмечает крупный канадский инженер Э.Крик, «Многие полагают, что большинство решений инженер находит, стоя у чертёжной доски. Это далеко не так. Большую часть своего времени инженер наводит справки, знакомится с литературой, изучает требования, обменивается мнениями, подбирает сотрудников. Поэтому умение поддерживать хорошие отношения с людьми и успешно сотрудничать с ними играет большую роль в работе инженера».

«Важную часть работы инженера составляют определение и оценка новых технических задач. Инженер должен определить, как люди будут применять разработанные им приборы. Он обязан также предвидеть тот эффект, который вызовет появление в продаже, например, механической зубной щётки. Таким образом, деятельность инженера в большой степени зависит от нужд общества, признания полезности его изобретений и того, как эти изобретения помогают людям. Эта заинтересованность вместе с экономической стороной деятельности инженера делают его работу не столь уже сугубо технической, как предполагают непосвящённые».

Существует мнение, будто инженер большую часть своего времени делает то, чем обычно занимается техник или механик, или даже лаборант. Нет. инженеру чаще приходится мыслить абстрактно, обдумывать факты, вычислять и сопоставлять и реже иметь дело с конкретными приборами. Более того, макет разработанного инженером прибора собирают техники, поэтому даже в этом случае инженеру не всегда удаётся "поработать руками"".

Таким образом, инженер имеет дело не с техническими системами (устройствами и технологическими процессами), а с их описаниями. Он преобразует эти описания от неясных требований заказчика к чётким и однозначным, например, чертежам. При этом он использует наработанные в инженерном деле процедуры инженерной деятельности в соответствии с принятым регламентом.

Оценкой эффекта обучения студента целесообразно использовать концепцию портрета инженера, включающую в себя:

  1. Профессиональный портрет, т.е. знания – умения - понимание, необходимые инженеру;
  2. Деловые качества (воля, умение держать удар, чувство ответственности), вырабатываемые в процессе профессиональной деятельности инженера и ценности, определяющие в конечном счёте ориентацию инженера.

Профессиональный портрет инженера автоматически задаёт требования к системе обучения, на его базе составляется картина инженерного образования XXI века. Инженер (с точки зрения производства) должен уметь: эксплуатировать и ремонтировать, проектировать и ликвидировать технологические процессы и устройства. Для чего он должен уметь: ставить задачи и находить задачи, прогнозировать, изобретать и принимать решения по технике и по внедрению техники. Понимать место своей работы и её последствия, как проявляемые в полезных функциях, созданных им ТС, так и в нежелательных эффектах.Предприятиям нужны профессионалы, способные примениться к смене профиля предприятия, воссоздать его заново, запустить или модернизировать изделие. Короче - необходим инженер умелый. А вузы выпускают инженера знающего. Инженер должен знать науки, уметь изобретать, конструировать, эксплуатировать, внедрять, понимать – ход событий в промышленности и на рынке, своё место, свою ответственность. А посему будущего инженера надо учить наукам и научать инженерному делу.

Традиционно основным смыслом инженерной деятельности считается проектирование, создание технических систем (ТС). Вторым важным свойством инженера оказывается способность обеспечить своему изделию достойное место в обществе, на рынке. А это достигается отнюдь не "технарскими" способами.

В процессе своей деятельности инженер:

  • взаимодействует с заказчиком с целью получения возможно более полной картины того, чем же является предлагаемая ему задача;
  • контактирует с потенциальными пользователями будущего изделия, системы с целью выяснить как будет принята его работа обществом, каково её будущее и что можно сделать, чтобы оно было благоприятным;
  • передаёт своим коллегам техдокументацию, необходимую им для разработки частей ТС;
  • передаёт рабочим техдокументацию на изготовление;
  • ведёт авторский надзор изготовления;
  • передаёт заказчику (а по необходимости и потенциальному потребителю) эксплуатационную документацию.

Во всех этих ситуациях инженер в той или иной мере должен (а иногда вынужден) доказывать почему дело должно обстоять именно так, что изделие не принесёт ущерба и т.д. Чтобы описать в конкретике, что такое инженер, надо описать что такое его деятельность - что такое инженерное дело, и каков его профессиональный портрет.

  1. Инженер-менеджер в области инноваций

Инновационный менеджер (от англ. innovation – нововведение) – это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и в конечном итоге превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт. От профессионализма и мастерства таких людей во многом зависит успех большинства инновационных проектов.Менеджер, имеющий за плечами один или несколько успешных инновационных проектов, чрезвычайно востребован на рынке труда. Особенно если учесть, что в нашей стране только сейчас начали уделять внимание подготовке специалистов в этой области, и еще неизвестно, каким будет качество образования у профессиональных инновационных менеджеров первых выпусков.Специалист по инновационным проектам в дальнейшем может претендовать на позицию директора по качеству, исполнительного директора, директора отдельного направления или директора по разработкам. «В целом, профессиональные перспективы инновационного менеджера во многом зависят от того, какие средства компания будет готова инвестировать в разработки по выпуску локальных брендов», 

 

 


Информация о работе Сущность деятельности инженер-менеджера