Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 21:51, реферат
Описание работы
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Почему некоторые люди в одних и тех же условиях работают с интересом и удовольствием, а другие ворчат и недовольны? Почему для получения высокого результата одного человека нужно похвалить, а другому больше заплатить? Что движет человеком, что побуждает его к активной деятельности?
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………3 1. Сущность, функции и значение стимулирования труда………..………..4 2. Виды стимулов к труду………………………………………………….….6 3. Принципы стимулирования труда и требования к его организации……..10 4.Общие рекомендации по формированию эффективной системы стимулирования труда……………………………………………………..…13 5. Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду………………………………………………………………15 Заключение………………………………………………………………..…...18 Список использованной литературы…………………………………………19
1. Сущность, функции и значение
стимулирования труда………..………..4
2. Виды стимулов к труду………………………………………………….….6
3. Принципы стимулирования
труда и требования к его организации……..10
4.Общие рекомендации по формированию
эффективной системы стимулирования труда……………………………………………………..…13
5. Мотивация трудового поведения,
связь потребностей человека, мотивов
и стимулов к труду………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..…...18
Список использованной литературы…………………………………………19
Введение
Эффективное управление невозможно
без понимания мотивов и потребностей
человека и правильного использования
стимулов к труду. Почему некоторые люди
в одних и тех же условиях работают с интересом
и удовольствием, а другие ворчат и недовольны?
Почему для получения высокого результата
одного человека нужно похвалить, а другому
больше заплатить? Что движет человеком,
что побуждает его к активной деятельности?
Механизм внешнего воздействия
на трудовое поведение реализуется в системе
стимулов к труду. Стимулирование – создание
такой трудовой, экономической ситуации,
которая могла бы заинтересовать объект
стимулирования в определенном трудовом
поведении.
Стимулами выступают любые
блага (потребности человека), получение
которых предполагают трудовую деятельность,
т.е. благо становится стимулом труда,
если оно формирует мотив труда. Другими
словами, говоря о мотивах труда, мы ведем
речь о работнике, стремящемся получить
благо посредством трудовой деятельности
(мотив), а говоря о стимулах, - об органах
управления, обладающих набором благ,
необходимых работнику и предоставляющих
их ему при условии эффективной трудовой
деятельности. Стимулирование труда эффективно
только в том случае, когда органы управления
умеют добиваться и поддерживать тот уровень
работы, за который платят. Цель стимулирования
не вообще побудить человека работать,
а побудить его делать лучше (больше) того,
что обусловлено трудовыми отношениями.
Эта цель может быть достигнута только
при системном подходе и стимулировании
труда.
Сущность, функции и значение
стимулирования труда
Важное значение в удовлетворении
потребностей имеют стимулы. Широко бытует
мнение, что стимул – это вознаграждение.
Это не совсем правильно, так как слово
происходит от латинского stimulus – буквально:
остроконечная палка, которой кололи зверей
и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться,
- и имеет как раз обратное значение –
принуждение. Поэтому более правильно
говорить, что стимул – это побуждение
к действию, причиной которого является
интерес как форма реализации потребностей.
Экономическая и социологическая науки
выделяют в системе стимулов, так же как
и в системе интересов, материальные, личные,
коллективные общественные интересы и
стимулы.
Процесс стимулирования – это
такое воздействие на работника, которое
включает в свою сферу его потребности,
интересы, желания, стремления, цели, мотивацию
поведения. В основе стимулирования –
взаимодействие внешних условий и внутренней
структуры личности.
Стимулирование реализуется
через создание условий трудовой ситуации,
побуждающих личность действовать определенным
образом. Ситуация включает в себя условия
деятельности, непосредственно определяющие
ее: размер заработной платы, условия,
организацию труда, его содержание и др.
кроме того, опосредованно влияют на труд
элементы социальной инфраструктуры:
жилищно-бытовые условия, место жительства.
Особенность стимулирования
заключается в том, что выбранная работником
форма поведения соответствует целям
субъекта стимулирования, целям тех, кто
эту ситуацию создавал.
В механизме регулирования
трудового поведения выделяют следующие
функции стимулирования труда: экономическую,
социальную, социально-психологическую,
нравственную и воспитательную. Каждая
из этих функций направлена на усиление
заинтересованности работников в напряженном
труде, повышение эффективности производства,
формирование нравственных качеств работника,
трудовой морали.
Функции стимулирования труда
характеризуются:
Экономическая функция – содействовать
повышению эффективности производства.
Эта функция служит предметом экономической
науки и предполагает совершенствование
распределительных отношений. Одна из
актуальных проблем более полной реализации
этой функции – дифференциация заработной
платы в зависимости от реальных различий
в труде, в его результатах.
Смысл социальной функции стимулирования
труда в том, что социально-экономическое
положение работников в значительной
степени определяется комплексом тех
экономических и социальных благ, которыми
располагает человек, занимая ту или иную
роль – позицию в системе общественного
разделения труда. Стимулирование труда
через дифференциацию доходов оказывает
влияние на социальную структуру общества.
Социально-психологическая
функция стимулирования заключается в
том воздействии, которое оказывает вся
организация системы стимулирования на
формирование внутреннего мира работника:
его потребностей, ценностей, ориентации,
установок, на формирование того или иного
типа отношения к труду.
Социально-психологическая
функция тесно связана с нравственной,
воспитательной функцией стимулирования,
отражающей «вклад» стимулирования в
формирование нравственных качеств работника,
в формирование трудовой морали.
Виды стимулов к труду
Как и всякая совокупность явлений,
стимулы могут быть классифицированы
по разным основаниям. Исходя из того,
что отправным моментом в процессе стимулирования
являются потребности, их содержание и
служит основным критерием классификации.
Потребности работника многообразны,
но все они могут быть разделены на материальные
и нематериальные. В соответствии с этим
и стимулы делятся на материальные и нематериальные.
Критерием материальных стимулов является
их включенность в систему товарно-денежных
отношений.
Различают четыре основные
формы стимулов.
Принуждение. История свидетельствует
о широком спектре форм принуждения, начиная
с казни, пыток и физического наказания
до лишения имущества, гражданства и звания.
В демократическом обществе на предприятиях
используются административные методы
принуждения: замечание, выговор, перевод
на другую должность, строгий выговор,
перенос отпуска, увольнение с работы.
Материальное поощрение. Сюда
относятся стимулы в материально-вещественной
форме: заработная плата и тарифные ставки,
вознаграждение за результаты, премии
из дохода, компенсации, путевки, кредиты
на покупку автомобиля или мебели, ссуды
на строительство жилья и др.
Материальные стимулы могут
быть выражены в денежной форме (заработная
плата, премии и пр.) и неденежной (путевки
на отдых и лечение, очередность в предоставлении
жилья, прав на приобретение дефицитных
благ, дотации предприятий на питание
работников, содержание детей в детских
садах, пионерских лагерях и т.д.). Материальные
стимулы в неденежной форме более разнообразны.
Они связаны как с созданием условий для
качественного воспроизводства рабочей
силы, так и с функционированием работника
на производстве, т.е. с организацией труда,
улучшением санитарно-гигиенических условий
для работы, которые косвенно повышают
трудовую активность работников. Материальные
стимулы в неденежной форме в значительной
степени играют роль социальных стимулов,
позволяющих работникам самоутвердиться
на производстве, предоставляющих социальные
гарантии трудовому коллективу в создании
приемлемых условий жизни для работающих
на предприятии.
К дополнительным стимулам,
по сути также являющимся материальными,
мировая практика (об этом свидетельствует
политика фирм в странах с развитой рыночной
экономикой) относит: оплату за счет фирмы
транспортных расходов, субсидии на питание,
помощь в оплате расходов на образование,
оплачиваемые за счет фирмы медицинские
обследования, поездки туристического
характера в выходные дни и во время отпуска,
расходы работодателя на страхование
жизни работников и их иждивенцев, страхование
от несчастных случаев и т.п.
Для действительного стимулирования
труда и поддержания нормальных отношений
в трудовом коллективе необходима продуманная
система премирования.
Моральное поощрение. Стимулы,
направленные на удовлетворение духовных
и нравственных потребностей человека:
благодарности, почетные грамоты, доски
почета, почетные звания, ученые степени,
дипломы, публикации в прессе, правительственные
награды и др. Среди них можно выделить
социальные, моральные, творческие, социально-психологические.
Социальные стимулы основаны
на нравственных ценностях человека, осознании
работником своего труда как долга перед
обществом, понимании ценности и полезности
этого труда. К данной категории относят
также побудительные мотивы, связанные
с творческой насыщенностью и содержательностью
труда, относительно благоприятными его
условиями, взаимоотношениями в трудовом
коллективе, отношениями между работником
и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного
роста, самосовершенствования и самовыражения.
Творческие стимулы предполагают
условия свободного выбора работником
способов решения задачи, дающих ему возможность
вносить в процесс труда что-то свое, проявлять
свои способности. Творческие стимулы
исходят из потребностей работника в самореализации,
самосовершенствовании и самовыражении.
Возможности самореализации зависят от
уровня образования, профессиональной
подготовки работников, от их творческого
потенциала и сосредоточены в содержании
труда.
Социально-психологические
стимулы связаны с той ролью, которую играет
общение в жизни человека. Оно является
коренной потребностью и условием нормальной
жизнедеятельности. Причастность к делам
трудового коллектива, принадлежность
к нему способствуют удовлетворению потребностей
человека в стабильности и устойчивости
своего положения.
Моральные стимулы к труду связаны
с потребностями в уважении, признании
работника со стороны коллектива. Они
также могут проявляться в самых разнообразных
формах: благодарность в устном или письменном
виде, награждение орденами и медалями,
присвоение различных званий, предоставление
более интересной работы, выдвижение по
службе и т.д.
Самоутверждение. Внутренние
движущие силы человека, побуждающие его
к достижению поставленных целей без прямого
внешнего поощрения. Например, написание
диссертации, публикация книги, авторское
изобретение, съемка фильма, получение
второго экономического образования и
др. Это самый сильный стимул из известных
в природе, однако он проявляется только
у наиболее развитых членов общества.
Предназначение стимулов к
труду заключается в развитии системы
потребностей людей, структуры их личных
интересов, в раскрытии способностей работника,
повышении его экономической и социальной
ответственности.
Система морального и материального
стимулирования труда предполагает комплекс
мер, направленных на повышение трудовой
активности работающих и, как следствие,
повышение эффективности труда, его качества.
Но при этом работник должен знать, какие
требования к нему предъявляются, какое
вознаграждение он получит при их неукоснительном
соблюдении, какие санкции последуют в
случае их нарушения. Поэтому система
стимулов должна опираться на определенную
базу (нормативный уровень трудовой деятельности).
Сам факт вступления работника в трудовые
отношения предполагает, что он должен
выполнять некоторый круг обязанностей
за предварительно оговоренное вознаграждение.
В этой ситуации для стимулирования еще
нет места. Здесь находится сфера контролируемой
деятельности, в которой работают мотивы
связанные со страхом наказания за невыполнение
предъявляемых требований. Таких наказаний,
связанных с потерей материальных благ,
может быть как минимум два: частичная
выплата обусловленного вознаграждения
либо разрыв трудовых отношений.
Таким образом, все стимулы
условно подразделяются на материальные
и нематериальные. Соотношение их в различных
фирмах значительно отличается. На большинстве
фирм Западной Европы постепенно сокращается
доля материального вознаграждения и
увеличивается доля нематериальных стимулов.
Для значительного числа российских предприятий
и фирм характерны сокращение в доходах
семей доли общественных фондов потребления
и увеличение доли в доходах материального
вознаграждения.
3. Принципы стимулирования
труда и требования к его организации
Современный этап развития
народного хозяйства и общества предъявляет
высокие требования к организации стимулирования.
Эти требования связаны как с усложнением
самого общественного труда: его содержания,
орудий, средств, предмета, так и с изменением
роли работника в общественном производстве,
возросшими и усложнившимися его потребностями.
Стимулирование труда может
быть эффективным лишь тогда, когда его
организация отвечает целому ряду требований,
важнейшими из которых являются комплексность,
дифференцированность, гласность, гибкость
и оперативность.
Комплексность стимулирования
предполагает единство материальных и
нематериальных, индивидуальных и коллективных,
поощряющих и негативных стимулов.
Дифференцированность стимулирования
предполагает использование разных стимулов
по отношению к разным группам работников
и отдельным работникам. Для одних социальных
групп особенно важен размер вознаграждения,
для других – публичная похвала, для третьих
– продвижение по служебной лестнице,
для четвертых – награждение туристической
путевкой.
Дифференциация стимулирования
предполагает учет восприятия разными
работниками тех или иных стимулов. Более
благоприятное восприятие усиливает действие
применяемых стимулов.
Справедливость стимулирования
означает соответствие вознаграждения
трудовому вкладу и формирует ощущение
равенства.
Важным требованием является
гласность стимулирования. Реализация
этого требования прямо способствует
улучшению восприятия стимулирования
через повышение информированности работников.
Гласность в стимулировании позволяет
дать общественную оценку труда работников,
способствует формированию и поддержанию
хорошего психологического климата в
коллективе. Поэтому необходимо, чтобы
каждый работник знал, за что и почему
поощрен или наказан тот или иной член
коллектива.
Правильная организация стимулирования
требует гибкости и оперативности. Гибкость
предполагает регулярный пересмотр существующих
условий стимулирования в соответствии
с изменением организационно-технических
и социально-экономических условий труда:
изменением технической базы труда (внедрение
нового оборудования, повышение уровня
механизации, сокращение ручного труда
и т.д.), внедрением новых форм организации
труда, изменением социально-демографического
и профессионально-квалификационного
состава трудового коллектива.