Сущность и характеристика организационных структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

Управление предприятием в условиях рыночной экономики не простое дело, это целая наука получившее название менеджмент. Между работниками и структурными подразделениями предприятия, управляющей и управляемой группами устанавливаются связи, они носят информационный, технологический, трудовой, финансовый, управленческий характер. Они образуют организационную целостность, некое объединение элементов. Как регулировать данные связи, каковы требования к ним. С одной стороны, для устойчивой работы системы необходимо, чтобы связи были стабильны, устойчивы; с другой- включение новых участников производства, новых факторов производства требует функциональной гибкости, подвижности связей.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика организационных структур.
2. Виды и классификация организационных структур менеджмента.
3. Механистические (бюрократические) структуры.
3.1 Линейная организационная структура
3.2 Функциональная организационная структура
3.3 Линейно - штабная организационная структура
3.4 Структура ограниченного функционализма
3.5 Линейно-функциональная структура управления
3.6 Дивизионная структура управления
4. Органические (адаптивные) структуры управления
4.1 Проектная организационная структура
4.2 Матричная организационная структура
4.3 Бригадная (кросс - функциональная) структура управления
Литература

Файлы: 1 файл

Менеджмент - продвинутый курс реферат организационные структуры управления.docx

— 358.69 Кб (Скачать файл)

ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет: Бизнес и управление

Курс IV заочное обучение (6 лет)

Специальность: финансы  и кредит

Студент:

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

 

Тема: Сущность и характеристика организационных структур управления.

 

Предмет:  Менеджмент (продвинутый курс)

 

Преподаватель  Мицек Е.Б.,д.э.н. 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013г.

 

 

 

Содержание

 

     Введение

  1. Общая характеристика организационных структур.
  2. Виды и классификация организационных структур менеджмента.
  3. Механистические (бюрократические) структуры.

3.1 Линейная организационная структура

3.2 Функциональная организационная структура

3.3 Линейно - штабная организационная структура

3.4 Структура ограниченного функционализма

3.5 Линейно-функциональная структура управления

      1. Дивизионная структура управления
  1. Органические (адаптивные) структуры управления

          4.1 Проектная организационная структура

          4.2 Матричная организационная структура

          4.3 Бригадная (кросс - функциональная) структура управления

  Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Управление предприятием в условиях рыночной экономики не простое дело, это целая наука получившее название менеджмент.

 Между работниками и структурными подразделениями предприятия, управляющей и управляемой группами устанавливаются связи, они носят информационный, технологический, трудовой, финансовый, управленческий характер. Они образуют организационную целостность, некое объединение элементов. Как регулировать данные связи, каковы требования к ним. С одной стороны, для устойчивой работы системы необходимо, чтобы связи были стабильны, устойчивы; с другой- включение новых участников производства, новых факторов производства требует функциональной гибкости, подвижности связей. Совокупность элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей образует структура управления. Производственная структура предприятия непосредственно влияет на состав функциональных служб и численность работников в них, так, число должностей зоотехников устанавливается в зависимости от наличия условных голов скота, а также зональных особенностей производства.

На организационное устройство предприятия влияют разные факторы такие как: природно- климатические условия, размеры хозяйства, уровень специализации и концентрации, техническая оснащенность производства и др.

 

 

 

 

1. Общая характеристика организационных структур управления.

 

 

Организационная структура  — совокупность способов, посредством  которых процесс труда сначала  разделяется на отдельные рабочие  задачи, а затем достигается координация  действий по решению задач.

Организационную структуру  менеджмента можно определить как  совокупность управленческих органов, между которыми существует система  взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей предприятия (организации).

 

Исходными данными и обязательными  условиями при формировании организационной  структуры управления служат:

- цели и задачи организации;

- производственные и управленческие функции организации;

- факторы внутренней среды (внутренние переменные);

- факторы внешней среды.

 

 

По сути дела, организационная  структура определяет распределение  ответственности и полномочий внутри организации.

Основными элементами организационной  структуры предприятия являются его подразделения (отделы), уровни управления и связи между ними. Все элементы взаимосвязаны между  собой. При этом различают горизонтальные и вертикальные связи. Учитывая, что  подразделения или отделы представляют функциональные области (функциональные зоны), структура организации может  быть определена как совокупность функциональных областей и уровней управления, а  также связей между ними.

 

Отдел (звено) – это организационно обособленный самостоятельный орган  управления. Главным принципом его  формирования является выполнение отделом  определенных (одной или нескольких) функций.

Связи между отделами носят  горизонтальный характер.

Горизонтальные связи  носят характер согласования и являются как правило одноуровневыми.

Вертикальные связи –  это связи подчинения, и необходимость  в них возникает при иерархичности  управления.

Уровень менеджмента –  группа отделов, занимающих определенную ступень в управленческой иерархии.

Связи между ступенями (уровнями) управления – это связи по вертикали, которые носят ярко выраженный характер последовательного подчинения.

 

 

 

В процессе хозяйственной  деятельности организационные структуры  предприятия объединяют его человеческие и материальные ресурсы. При этом структуры имеют общее свойство: они формируются для достижения целей, которые, в свою очередь, всегда определяют структуру организации.

 

В силу этого каждая управленческая структура индивидуальна и обладает своими специфическими особенностями, которые значительной степени влияют на поведение и эффективность  деятельности людей в организации. При изменении цели или появлении  признаков нарушения функционирования предприятия первой подвергается реорганизации  именно организационно структура менеджмента.

 

В организационную структуру  включают такие понятия, разделение работ (по функциональным признакам  и уровням управления), соотношение  ответственности и полномочий, делегирование  полномочий, централизация и децентрализация  управления, ответственность и контроль, нормы управляемости и другие понятия, определяющие ее содержательную сторону. В общем случае содержание организационной структуры определяется целями, которым она служит, и какие управленческие процессы она призвана обеспечивать в конкретной организации.

 

В то же время все виды организационных структур имеют  общие характеристики, определяющие их назначение и отличительные свойства (признаки) по отношению к другим элементам (категориям, понятиям), связанным  с организацией эффективного управления предприятием.

 

Общие характеристики организационной  структуры могут быть сформулированы следующим образом:

1. Структура организации  обеспечивает координацию всех  функций менеджмента при осуществлении  любой хозяйственной деятельности  предприятия, связанной с достижением  его целей.

2. Структура организации  определяет права и обязанности  на всех управленческих уровнях  посредством определения (делегирования)  полномочий и установления ответственности  руководителей всех рангов.

3. Структура, принятая  в конкретной организации, определяет  поведение ее сотрудников (стиль  менеджмента, организационная культура  и эффективность труда сотрудников).

4. Организационная структура  определяет эффективность деятельности  предприятия, его выживание и  процветание, определяемые как  его успех.

 

Приведенные характеристики отражают назначение и способность  организационных структур влиять на достижение ожидаемых результатов  предприятия, определяемых его целями. Кроме того, существуют внутренние свойства структуры, которые определяют условия рационального использования  конкретных видов структур с учетом различных ситуационных факторов (внешних  и внутренних), имеющих место в  конкретной организации.

 

 

2. Виды и классификация организационных структур менеджмента.

 

Организационные структуры  имеют большое разнообразие видов  и форм.

 

Типология базируется на выделении  шести основных структурных элементов  организации:

  • - операционное ядро организации — осуществляет основные процессы по созданию ценности для конечного потребителя;
  • - стратегическая вершина — руководство организации, осуществляющее, формирование миссии, стратегических целей и стратегии деятельности организации;
  • - средняя линия — промежуточное звено между руководством и операционным ядром;
  • - техноструктура — объединяет аналитиков и специалистов, организующих и поддерживающих информационные потоки, формально организующих взаимодействие подразделений и контроль за их деятельностью;
  • - вспомогательный персонал — службы, обеспечивающие функционирование остальных элементов организации;
  • - идеология — атмосфера организации, связанная с её традициями.

 

   На основании этого  выделяется 6 типов сверхструктур:

  1. простая структура — основной частью выступает стратегическая вершина и организация стремится к централизации
  2. машинная бюрократия — во главе управления стоит техноструктура с доминирующим стремлением к стандартизации
  3. профессиональная бюрократия — власть принадлежит операционному ядру, наиболее ценным качеством выступает профессионализм
  4. дивизиональная форма — главную роль играет средняя линия за счет увеличения роли среднего звена
  5. адхократия — основной частью является вспомогательный персонал, стремящийся к сотрудничеству с внешними организациями
  6. миссионерская форма — ценности и идеология ставятся во главу управления организацией.

 

Критерием наиболее популярной типологии организационных структур является распределение ответственности (способ группирования ответственности). Разделение организационных структур на механистические и органические структуры. В основе такого деления лежит соотношение внутренних компонентов организационной структуры, определяющее сущность ее построения. Основными внутренними компонентами (свойствами) организационных структур являются: сложность, формализация и степень централизации (децентрализации) управления предприятием, корпорацией.

Механистические структуры:

  • линейная;
  • функциональная
  • линейно-штабная;
  • ограниченного функционализма;
  • линейно-функциональная
  • дивизионная

 

Органические  структуры:

  • упрощённая матричная;
  • сбалансированная матричная;
  • усиленная матричная;
  • проектная;
  • процессная;

 

Механистическая структура  является жесткой иерархией (пирамидой) управления. Органическая структура  в отличие от нее является гибкой, адаптивной формой управления. Для  нее характерно небольшое число  управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в  принятии решений на низовых уровнях.

 

 

 

3. Механистические (бюрократические) структуры.

 

  Структуры управления  на многих современных предприятиях  были построены в соответствии  с принципами управления, сформулированными  еще в начале ХХ века. Наиболее  полную формулировку этих принципов  дал немецкий социолог Макс  Вебер (концепция рациональной  бюрократии):

  • принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
  • принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
  • принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
  • вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
  • принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

 

  Механистическая структура  отражает жесткую иерархию управления, называемую также пирамидой управления. Долгое время эта модель была  и остается господствующей в  менеджменте. В большей или  в меньшей степени она объединяет  в себе разнообразные линейные  и линейно-штабные формы организационных  структур. Основными видами механистических  структур организации (предприятия,  корпорации) являются: функциональные  структуры, дивизиональные структуры и их сочетание (конгломераты). Эти структуры олицетворяют эпоху индустриального развития мирового сообщества. В литературе существует еще одно название таких структур -- бюрократические структуры.

 

Концепция рациональной бюрократии сформулирована Максом Вебером. Теория Вебера не содержала описаний конкретных организаций. Он обозначил бюрократию как некоторую нормативную модель, представляющую идеал, к которому должны стремиться организации.

Информация о работе Сущность и характеристика организационных структур управления