Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:03, статья
Существуют различные классификации потребностей человека. На самом деле их можно объединить в три группы:
биологические (естественные, врожденные, физиологические, органические, природные)– потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства.
социальные – потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу.
духовные (идеальные, познавательные, культурные) – потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития.
Тыныстан Максат, Мр 344гр.
СРСП № 3
Тема: Сущность и классификация потребностей и мотивации
1) Классификации потребностей и индивидуальные особенности потребителей
Потребность
– переживаемая и осознаваемая человеком
нужда в том, что необходимо для
поддержания организма и
Существуют
различные классификации
биологические (естественные, врожденные, физиологические, органические, природные)– потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства.
социальные – потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу.
духовные (идеальные, познавательные, культурные) – потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития.
Особенности человеческих потребностей:
1. все потребности человека взаимосвязаны.
Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т.д. Удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.
2. не все
потребности человека могут
3. потребности
не должны противоречить
Подлинные (разумные) потребности – потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые (неразумные,
ложные) потребности – потребности,
удовлетворение которых ведет к
физической и духовной деградации личности,
наносит ущерб природе и
Сегментация по рассмотренным ранее признакам (доходы, возраст, пол) является упрощённой. Она используется на неразвитых рынках и неразвитом маркетинге. Для более полной и глубокой сегментации учитываются демографические, ценностные, поведенческие и другие индивидуальные различия. Существуют различные виды сегментаций на основе индивидуальных особенностей потребителя:
1. По выгоде/пользе, полученной от товара:
- физиологические;
- эмоциональные;
- умственные;
- духовные.
2. По стадиям жизненного цикла и образа жизни человека.
3. По потребительским ситуациям:
- дефицит времени;
- свободное время;
- пикник;
- заболевания.
4. По потребительскому представлению о товаре.
5. На основе правил выбора товара:
- по привычке;
- рациональный выбор;
- эмоциональный выбор;
- импульсивный выбор.
6. По приверженности к торговой марке:
- безразличны к марке;
- предпочитают некоторые марки.
7. По чувствительности потребителя к цене товара:
- зависит от величины расхода в бюджете покупателя;
- от экономической ситуации в стране;
- от дифференциации товара;
- от наличия товаров-заменителей;
- от простоты замены.
8. По поведению потребителя при поиске товара:
- постоянное посещение магазинов;
- периодически, но регулярно;
- случайно;
- целенаправленно по полученной информации;
- ради удовольствия.
2. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.
Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.
Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.
Социальные
потребности также должны быть удовлетворены
на 70% для того, чтобы у человека
возникла потребность в самоуважении,
которое подразумевает
При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытывать потребность в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.
С точки
зрения управления персоналом и внедрения
системы мотивации труда, крайне
важно достичь необходимого уровня
удовлетворения физиологических, социальных
потребностей и потребности в
безопасности, с тем, чтобы у работника
появилась потребность в
Теория ожиданий Виктора Врума
По
теории ожиданий человек
Три
важных элемента теории
“Ожидание”
– “сиюминутное убеждение
“Валентность”
– “аффективные ориентации на
определенные результаты”, т.е.
“Инструментальность” – понимание того, что промежуточный результат является звеном цепочки, которая ведет к важному результату. Т.е. промежуточный результат имеет ценность не сам по себе, а только как необходимый этап следующего результата, действительно ценного.
Если
коротко, то теория ожиданий
утверждает, что для мотивации
работника необходимо, чтобы он
имел четкое представление о
том, что от его усилий
Теория приобретенных
Д. МакКлелланд считал, что у работника есть всего три потребности высшего уровня, которые он приобретает благодаря учебе, опыту, жизненным обстоятельствам: достижения, соучастия, власти.
Потребность
достижения – это стремление
человека благодаря своим
Потребность
соучастия проявляется в
Потребность
власти выражается в
Эти потребности не располагаются иерархически, не исключают друг друга, а взаимосвязаны.
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга
Герцберг на основании опросов инженеров и конторских служащих сделал вывод, что на удовлетворенность или неудовлетворенность работой влияют два фактора: “гигиенический” и “мотивационный”.
Согласно Герцбергу, отсутствие или недостаточность гигиенических факторов впрямую влияет на неудовлетворенность работой. Но достаточность гигиенических факторов не вызывает удовлетворение работой и не может мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Существуют и другие теории мотивации на любой вкус, например, теория справедливости, или теория целеполагания, или модель Портера-Лоулера, и другие.
К сожалению,
нет универсального метода
Информация о работе Сущность и классификация потребностей и мотивации