Сущность и особенности стратегического управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы автор считает проведение исследования, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь непростой, но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как стратегическое управление.
Задачи этой научной работы состоят в рассмотрении таких вопросов:
как понимать стратегическое управление;
каковы его сущность и содержание;
что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1.Общая характеристика стратегического
управления предприятием 5
1.1.Сущность и основные понятия 5
1.2.Стратегическое управление как система 6
ГЛАВА П.Характеристика основных этапов стратегического
управления предприятием 9
2.1.Анализ внешней и внутренней среды предприятия 9
2.2.Определение миссии и целей предприятия 17
2.3.Разработка и выбор стратегии предприятия 26
ГЛАВА Ш.Реализация стратегии предприятия на примере
ОАО «Заволжский моторный завод» 35
Заключение 41
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.docx

— 61.73 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение 3

ГЛАВА 1.Общая характеристика стратегического

управления предприятием 5

1.1.Сущность и основные  понятия 5

1.2.Стратегическое управление  как система 6

ГЛАВА П.Характеристика основных этапов стратегического

управления предприятием 9

2.1.Анализ внешней и  внутренней среды предприятия  9

2.2.Определение миссии  и целей предприятия 17

2.3.Разработка и выбор  стратегии предприятия 26

ГЛАВА Ш.Реализация стратегии  предприятия на примере

ОАО «Заволжский моторный завод» 35

Заключение 41

Список литературы 42

Приложение 1 43

Приложение 2 44

Приложение 3 45

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Сущность  и особенности стратегического  управления предприятием» бесспорно  велика. Это сравнительно молодое, перспективное  и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно  используемое в странах Запада, как  база ведения управленческих процессов  организации в условиях рынка. Это  направление, постепенно вводимое в  России, получило признание во всём деловом мире. Изучая стратегическое управление, менеджеры смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно  оце6нивать ситуацию и предпринимать  необходимые для предприятия  шаги.

Целью работы автор считает  проведение исследования, изучив и  проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность  не только познакомиться, но и разобраться  в столь непростой, но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как стратегическое управление.

Задачи этой научной работы состоят в рассмотрении таких  вопросов:

как понимать стратегическое управление;

каковы его сущность и содержание;

что такое стратегия фирмы  и как она вырабатывается.

Более полный и глубокий ответа на последний вопрос автор  даёт при помощи ОАО «Заволжский  моторный завод», где происходит реформирование производства по методу just-in-time.

Степень изученности такой  сферы менеджмента, как стратегическое управление несомненно велика, но есть все основания полагать, что её развитие будет продолжаться и дальше, поскольку бизнес не стоит на одном месте, а взлётов и падений избежать не удастся.

Разработка идей стратегического  управления нашла отражение в  работах таких авторов, как Виханский О.С., Ансофф И., Акофф Р. и многих других.

Важно отметить, что ведущей  идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому (80-е годы ХХ века), стала идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, чтобы надлежащим образом и своевременно реагировать на происходящие в нём изменения.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

1.1.Сущность и  основные понятия

 

Термин «стратегическое  управление» был введён в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ века для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь  изменениями в условиях осуществления  бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому  управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нём изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Стратегическое управление-область  деятельности высшего руководства  фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития фирмы, постановке целей, распределении  ресурсов и всего того, что даёт фирме конкурентные преимущества.

Анализ специальной литературы убеждает в том, что в настоящее  время отсутствует единое определение  понятия стратегического управления.

Существует целый ряд  определений стратегического управления, в которых делается упор на различные  его аспекты и особенности, приводящие к неопределённости границ понятия.

И.Ансофф в работе «Стратегическое управление» так определил содержание данного понятия: «Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют её внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям»[2, с.18]. В книге О.С. Виханского «Стратегическое управление» под стратегическим управлением понимается «такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности даёт организации возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [6, с.24].

 

1.2. Стратегическое  управление как система

 

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных  управленческих вопросов: анализ среды; определение миссии и целей; выбор  стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения стратегий. Эти  процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные  и на всю их совокупность. Это  является важной особенностью системы  стратегического управления.

Анализ среды обычно считается  исходным процессом стратегического  управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и  целей фирмы и для выработки  стратегий поведения, позволяющих  фирме выполнить миссию и достичь  своих целей. Анализ среды предполагает изучение трёх её частей:

1)макроокружения;

2)микровнешней среды;

3)внутренней среды.

Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких  компонентов среды, как: состояние  экономики; правовое регулирование  и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и так далее.

Микровнешняя среда анализируется по следующим основным компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды  вскрывает те внутренние возможности  и тот потенциал, на который может  рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей, а также позволяет более  верно сформулировать миссию и лучше  уяснить цели фирмы. Исключительно  важно всегда помнить, что фирма  не только производит продукцию для  окружения, но и обеспечивает возможность  существования своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в  прибылях, создавая для них социальные условия и тому подобное.

Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениям:

кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и тому

подобное;

организация управления;

производство, включающее организационные, операционные и

технико-технологические  характеристики, научные исследования и разработки;

финансы фирмы;

маркетинг;

организационная культура.

Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов  стратегического управления, состоит  их трёх процессов, каждый из которых  требует большой и исключительно  ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, её предназначение. Далее идёт подпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремиться. А, зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.

После того, как определены миссия и цели, наступает этап анализа  и выбора стратегии. Этот процесс  по праву считается сердцевиной  стратегического управления. С помощью  специальных приёмов фирма определяет, как она будет достигать своих  целей, и реализовывать свою миссию.

Выполнение стратегии  является критическим процессом, так  как именно он приводит фирму к  достижению поставленных целей. Очень  часто наблюдаются случаи, когда  фирмы оказываются не в состоянии  осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно  был проведён анализ и сделаны  неверные выводы, либо потому, что произошли  непредвиденные изменения во внешней  среде. Однако часто стратегия не выполняется потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.

Оценка и контроль выполнения стратегии является логически последним  процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между  тем, как идёт процесс достижения целей, и собственно целью фирмы.

 

ГЛАВА П. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Среду фирмы можно сравнить со вселенной, состоящей из различных элементов, что подразумевает не только их огромное количество, но и постоянное взаимодействие в сложной системе, которой является фирма. Степень управляемости компанией будет определяться уровнем свободы выбора поступать сообразно определённым приоритетам без нарушения организованности сложной системы. Свобода выбора, в свою очередь, будет определяться уровнем знаний о возможностях, открывающихся во внешней среде, угрозах, таящихся в ней, и способностью, умением воплотить эти возможности и противостоять угрозам с помощью потенциала фирмы, то есть готовностью её внутренней среды.

 

2.1. Анализ внешней  и внутренней среды предприятия

 

Внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности.

Внешняя среда неоднородна  и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на фирму. В  ней можно выделить макроокружение (среду косвенного воздействия) и  микровнешнюю среду (среду непосредственного окружения).

Макроокружение создаёт  общие условия, в которых действует  фирма, определяет для неё и других организаций границы допустимого  и недопустимого. Подобно тому, как атмосфера по-разному действует на человека, так и макроокружение в разной степени влияет на фирмы в зависимости её «здоровья».

Макроокружение по отношению  к предприятию выступает как  причина и условие ограничения (или возможности расширения) деятельности. Как предпосылка, вызывающая необходимость  изменений на предприятии. Давайте  рассмотрим состав макроокружения, характеристики формирующих его элементов и  их влияние на фирму.

Политическая составляющая представлена органами государственной  власти и конкурирующими партиями и  группами.

При всех различиях устройства государство и рынок находятся  в сложных взаимоотношениях, зависящей  от господствующей системы взглядов на общественную организацию, особенностей этапа развития страны, политических воззрений лидеров и другое.

Политические факторы  характеризуют уровень стабильности политической обстановки, содержание правительственных программ и программ ведущих партий и политических группировок, защиту государством интересов предпринимателей, его отношение к различным  формам собственности.

При изучении данной составляющей должна быть получена информация относительно целей развития общества и регионов, о приоритетных отраслях экономики, характере политической борьбы, возможности  и направлениях развития политической системы, способности существующего  правительства эффективно проводить  в жизнь свою программу, степени  её поддержки или сопротивления.

Экономическая составляющая определяется уровнем развития и  особенностями рыночного механизма. В первую очередь речь идёт о темпах экономического роста, бюджете страны и его выполнении, доступности  ресурсов, объёмах производства и  торговли, уровне и распределении  доходов, расходов и сбережений населения, покупательной способности отдельных  слоёв населения и организаций, уровне безработицы, уровне налогообложения, инфляции, процентной ставке, производительности труда, величине заработной платы и  так далее.

Социальная составляющая представляет собой комплекс социальных явлений и процессов. Они характеризуются  уровнем образования, трудовой этикой, положением различных слоёв общества, уровнем социальной стабильности или  взрывоопасности, характером социальных конфликтов, социальной борьбой и  так далее.

Социальная среда влияет на рынок рабочей силы, предпочтения при выборе товаров-конкурентов, спрос  на товары, затраты по их обслуживанию, выбор целей и средств их достижения, особенности работы предприятия  и так далее.

Технологическая составляющая представлена факторами научно-технического прогресса в области производства, материалов и продуктов. Ряд этих факторов создаётся внутри фирм, но в значительно большей степени - вне их (в научных организациях, в научно-технических центрах и тому подобное). Преимущество получают те фирмы, которые берут на вооружение достижения НТП.

Технологические факторы  являются основными причинами появления  новых отраслей и производств (например, производство компьютеров стало  возможным по мере развития технологии микроминиатюризации), глубокого изменения  действующих отраслей (изменение  технологии записи звука преобразило  аудиотехнику и саму отрасль). Увеличение объёмов капиталовложений в развитие науки и техники, ускорение процесса генерирования новых идей, развитие продукта и технологии его изготовления, появление новых методов продвижения товара к потребителю, новых способов рекламы, новых информационных систем не только открывают более широкие перспективы перед организациями, но и создают для них невиданные ранее угрозы: сокращается цикл жизни нового продукта, продукт становится всё более дифференцирован, появляются новые конкуренты.

Информация о работе Сущность и особенности стратегического управления предприятием